Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО.


Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДОЭкологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды. На конференции ООН по окружающей среде и развитию была предложена концепция перехода современной цивилизации к устойчивому развитию и отмечена особая роль экологического образования.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года. В связи с  выходом  ФГОС ДО в  детском  саду  экологическое  воспитание   реализуется  через  непосредственно  образовательную  деятельность  и  образовательную  деятельность.
Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению Я.А.Коменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость.Образование должно начинаться в весне жизни - в детстве.»
 Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст является сензитивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека.Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов.
С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.
 Как заметила Иванищина О.Н., именно в дошкольном детстве  ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры, что происходит при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.Дерябо С.Д. выделяет следующие показатели субъективного отношения ребенка к природе :-       Широта отношения к природе – отражает потребность ребенка вступать во взаимодействие с одними животными и растениями (небольшая широта) или со многими (значительная широта субъективного отношения);-       Доминантность отношения к природе – показывает отношение ребенка к природе в системе иерархии других: чем большую роль играет отношение к природе в жизни ребенка, тем более оно доминантно;-       Устойчивость отношения к природе – характеризует стабильность  субъективного отношения ребенка к объектам природы во времени (отношение к природе остается доминантным на протяжении длительного времени – высокая устойчивость);-       Осознанность отношения к природе –выражает степень осознанности ребенком своей привязанности к объектам природы;
-       Интенсивность отношения к природе – характеризует различную силу появления отношения ребенка к природе и различные сферы его проявления. Один любуется цветком (низкий уровень интенсивности), другой старается собрать о нем информацию, третий старается его вырастить (высокий уровень интенсивности).
  В экологическом воспитании детей дошкольного возраста важно формирования культуры чувств, постоянное закрепление их в жизненных ситуациях.
Именно благодаря эмоциональному ощущению окружающей среды ребенок может естественно воспринимать явления и объекты, проявлять свои чувства и средствами искусства, художественного слова.
При этом, как отмечает Николаева С.Н., экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
При этом исходное звено экологического воспитания дошкольников – это система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы, разнообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.
Рыжова Н.А. отметила необходимость различных видов деятельности ребенка и использование в практике работы педагогов интегрированного подхода . Это обусловлено тем, что экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, так как именно деятельность формирует психику ребенка.
 Под экологизацией деятельности дошкольника Рыжова Н.А. понимает обогащение ее содержания за счет экологического компонента.   Также Рыжова Н.А. выделила ряд принципов, необходимых для учета при выборе методов и форм работы по экологическому образованию:-       Принцип научности – педагог применяет только научно обоснованные формы и методы работы, учитывающие возрастные, психофизиологические особенности детей,
-       Принцип позитивизма- воспитание и обучение детей на положительных примерах (в практике – помимо запрещающих знаков использовать и разрешающие, и рекомендательные) для создания мотивации определенного типа поведения;
-       Принцип проблемности – создание воспитателем проблемных ситуаций, в решении которых вовлекается ребенок (элементарная поисковая деятельность, экспериментирование, активное наблюдение);
-       Принцип системности   - во взаимодействии специалистов ДОУ, и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями;
-       Принцип наглядности – учет  наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольника, для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении, а также постоянное использование наглядного материала;
-       Принцип гуманистичности – в выборе педагогом гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированное воспитание;-       Принцип последовательности – в системе последовательного развертывания знаний от простого к более сложному;
-       Принцип безопасности;
-       Принцип интеграции – тесное сотрудничество всех педагогов;-       Принцип деятельности, являющейся основой экологического образования дошкольника.
Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии форм взаимодействия с ним.
Николаева С.Н. рассматривает проблему экологического воспитания в 2 направлениях :-       Воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;-       Развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
При этом в качестве показателей экологической культуры дошкольников Николаева С.Н. называет экологическую образованность, эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности .Также, так как основным понятием экологического образования дошкольников являются первоосновы экологических знаний, диагностику экологической воспитанности необходимо проводить не только в направлении формирования экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и в направлении формирования экологических знаний в качестве критериев которых Соломенникова О. выделила :-  знания о мире животных;-  знания о растительном мире;-  знания о неживой природе;-  знания о временах года.
         Средствами образовательной работы с детьми служат систематическое обучение в НОД  (первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов), воспитания в повседневной жизни -  в разные режимные моменты, ежедневный уход за обитателями уголка природы; правильное педагогическое общение в этом мероприятии, циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада на протяжении учебного года за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь), за аквариумными рыбками (октябрь-ноябрь); за елью, ночным небом (январь-февраль), за ростом лука на подоконнике, ветками, деревьев в вазе (февраль-март); за побуждением мать-и-мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май); за божьей коровкой ( в весенне-летнее время); наблюдение за погодой; заполнение календаря природы. Общение  детей с природой, походы, экскурсии, природоохранительные акции, праздники, досуги игры, конкурсы, развлечения, выставки – для того, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, вместе с практической, исследовательской деятельности в , индивидуальной работы и прочее. Происходит экологизация природном окружении.         Таким образом можем сделать вывод о широких возможностях в условиях современных ДОУ для экологического образования  - системного и интегрированного, научно обоснованного и наглядно представленного. В детском саду есть возможность неоднократно возвращаться к теме в течение дня, в разных вариантах -  в виде игры, наблюдений, индивидуальной работы и прочее. Происходит экологизация развивающей предметной среды всего ДОУ, актуализируются широкие возможности для эстетического восприятия природы. Знания, приобретенные путем непосредственной игры. Направляемой педагогом ( то есть дидактической игры). Помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития.