Развитие познавательной активности дошкольников посредством развивающих игр


Развитие познавательной активности дошкольников посредством развивающих игр
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии и педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьяков, так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Многолетний опыт работы с дошкольниками позволяет сделать вывод о том, что, как правило, дети способны выполнять прямые инструкции педагога («поставь столько же», «найти такую же») и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления.Огромную возможность для развития ребенка дают развивающие игры. Для детей игра имеет особое значение. Ее принято называть спутником жизни. У дошкольников она составляет особое содержание жизни, выступает как ведущий вид деятельности, тесно переплетаясь с трудом и учением. Суть развивающих игр – не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определенных психических процессов и способностей ребенка.
-2609855334000В нашем группе педагогами, как на занятиях (фото 1), так и в самостоятельной игровой деятельности, часто используются авторские развивающие игры и пособия. Это – развивающие игры Никитина: «Сложи узор», «Уникуб»; рамки-вкладыши Монтессори; квадрат Воскобовича и др. (фото 2).
Фото 1.
2739390-40576500Данные игры позволяют развивать психические процессы, мыслительные операции, а также осуществлять индивидуальный, личностно ориентированный подход к детям.



Фото 2.
Учитывая специфику работы с детьми с особенностями развития, мы создаем развивающие дидактические игры в соответствии с изучаемыми лексическими темами, которые имеют также коррекционное значение, т.е. направлены на исправление у ребенка существующих недостатков (недостаточная сформированность грамматического строя речи, низкая память, неустойчивое внимание и т.д.) (фото3).
710565952500

Фото 3.

Работа педагогов направлена на то, чтобы дошкольники научились творчески мыслить, сравнивать и обобщать предметы и явления, действовать по намеченному плану, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. И тогда они будут готовы отправиться во взрослую жизнь с нашего дошкольного причала.