Реализация коррекционной программы при обучении детей с задержкой психического развития в начальной школе.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает повышение качества образования абсолютно всех лиц, достигших школьного возраста независимо от их особых образовательных потребностей. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и обучающихся с задержкой психического развития, предполагается разработка и реализация специальных коррекционных программ, которые будут способствовать созданию необходимых образовательных условий [5; 4].
Дети с задержкой психического развития входят в одну из более предрасположенных к инклюзивному обучению групп. Поскольку данный диагноз имеет временный и временной характер, то есть в условиях целенаправленной коррекционной работы нескольких специалистов одновременно за достаточно длительный срок (от пары до десятка лет) ребенок с задержкой психического развития имеет шанс достичь уровня развития в соответствии с нормой [1].
Инклюзия подразумевает получение образования таким ребенком в массовом учебном заведении среди нормально развивающихся сверстников, но с учетом его особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование на сегодняшний день одно из перспективнейших направлений специального образования.
Однако в редких современных школах есть такая должность, как педагог-дефектолог, специалист который может организовать правильно построенную коррекционную деятельность, и эти обязанности ложатся на плечи педагога без специальной подготовки. В связи с этим, актуальной проблемой начального общего образования на сегодняшний день становится разработка и реализация коррекционной программы для детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного учреждения, которая могла бы осуществляться одним педагогом параллельно с любой другой общеобразовательной программой.
Считаем необходимым, выделить наиболее важные особенности разработки и реализации коррекционной программы при обучении детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения.
Учет возможностей обучающегося и ориентация на зону его ближайшего развития при разработке системы заданий, то есть предлагать ребенку следует сначала наиболее простой вариант методики и только после того, как он получит положительный результат, дать возможность выполнить задание сложнее [21; 3].
Направления коррекционной работы и ее содержание должно перекликаться с темой самого занятия и формируемыми на этом уроке универсальными учебными действиями.
Индивидуальная коррекционная работа должна занимать 10 – 15 минут от урока. Так же она может присутствовать и в выполнении обязательных учебных заданий (Например, формирование умения ориентироваться в задании может проходить в рамках выполнения учебных упражнений).
Задания для выполнения той или иной методики не должны дублироваться, так как это не будет способствовать развитию необходимых психических процессов.
Коррекционная работа не должна строиться только на анализе и выполнении тех заданий, которые предлагает общеобразовательная программа. Суть коррекционной работы заключается в развитии и компенсации тех психических процессов, которые в этом нуждаются. Поэтому задания, упражнения и методики должны быть разнообразными, носить познавательный и развивающий характер.
Использование дополнительных, чаще всего игровых, видов деятельности позволяет снижать утомляемость, повышать мотивацию и при этом способствует развитию тех или иных психических процессов обучающихся. Дети с задержкой психического развития кроме коррекции получают еще и эмоциональное удовлетворение, так как выполнение подобного задания обеспечивает ситуацию успеха.
В условиях интегрированного обучения педагогу бывает достаточно сложно одновременно уделять большое количество времени для индивидуальной работы на уроке и детям с задержкой психического развития, и их нормально развивающимся сверстникам. По этой причине считаем необходимым как можно чаще давать возможность обучающимся с особыми образовательными потребностями выполнять задания самостоятельно. Так как совместную проверку уже выполненного задания и рефлексию можно провести во время выполнения самостоятельной работы основной части класса, после окончания урока или в конце учебного дня.
Однако не стоит часто и на длительное время оставлять детей с задержкой психического развития после окончания учебного дня для дополнительной коррекционной работы. Нельзя забывать о том, что такие дети и без того утомляются гораздо быстрее своих ровесников. К тому же учебная мотивация будет только снижаться из-за нежелания ребенка снова оставаться после уроков, вместо того, что бы идти с одноклассниками домой.
Оценка деятельности ребенка с задержкой психического развития должна быть более щадящей, направленной на положительные моменты, а так же на создание ситуации успеха. Однако она не всегда должна быть публичной, иначе у остальной части детского коллектива может возникнуть чувство несправедливости, так как обучающиеся не могут и не должны видеть большую разницу между своими способностями и способностями других детей.
В целях предотвращения утомляемости для детей с задержкой психического развития следует чаще менять вид деятельности, причем необходимо чередовать более сложные и простые задания, а так же использовать по мере надобности здоровье сберегающие технологии.
Помимо педагога коррекционную работу с ребенком с задержкой психического развития должны вести логопед и педагог-психолог. Поскольку, только при условии совокупной деятельности нескольких специалистов одновременно будет получен максимальный результат [47;3].
Соблюдение данных правил поможет организовать процесс коррекционной работы так, что бы и учитывались индивидуальные требования и возможности детей с задержкой психического развития, а так же не ущемлялось право на получение образования другими обучающимися этого класса. Потому что даже в условиях инклюзивного образования мы не можем забывать о том, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе не зависимо от его физических и психических особенностей. В свою очередь состав детского коллектива может быть весьма разнообразным. И педагогу следует способствовать дальнейшему развитию каждого обучающегося.

Список литературы
Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции. [Текст] / Н.В. Бабкина //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - №1. - С.23 - 31. - ISSN 2074-4986
Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. [Текст] / Н.Л. Белопольская - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 148 с. - ISBN 5-204-00193-X
Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. [Текст] / Т.В. Егорова // Учеб. пособие. - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарт второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9.


15