Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности школьников на уроках русского языка при помощи элементов игровых технологий»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени ветерана Великой Отечественной войны Г. А. Смолякова с. Большая Черниговка муниципального района Большечерниговский Самарской области
Методическая разработка
Активизация познавательной деятельности школьников на уроках русского языка при помощи элементов игровых технологий
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Волкова Светлана Валентиновна
Введение
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений. Общение играет важную роль в современном мире. Для того чтобы выпускник смог найти своё место в обществе, мог реализоваться в личной жизни и в профессии, ему необходимо обладать многими качествами, важнейшим среди которых является умение говорить, что подразумевает владение родным языком на достаточно высоком уровне. Ведь родной  язык  и  написанная  на нем  классическая  литература  являются  духовной основой  культуры  русского народа, так как,  по   словам  К. Ушинского,  именно  «в  языке одухотворяется    весь  народ  и вся  его  родина».[1]
Сейчас  существует   острейшая  проблема - у школьников нет интереса к чтению книг, а как следствие – скудость лексического запаса, неумение выразить свои мысли ни устно, ни письменно, значит, рано или поздно у них возникает проблема с успеваемостью по соответствующим предметам - ведь что непонятно, то и неинтересно. Разумеется, данная проблема обусловлена своеобразными «ножницами»: с одной стороны,
-    нам   дана  во  владение  русская литература – неисчерпаемая  сокровищница  для  духовного, нравственного, эстетического  воспитания  учащихся, развития  и  саморазвития  личности,  раскрытия  внутреннего  потенциала  ребенка;
-    существует  богатый   опыт,  «копилка»  лучших  методических  традиций лингвистического и литературного образования;
с  другой  стороны,
-   издаётся  подавляющее количество низкопробной литературы, которая только калечит читательский вкус подрастающего поколения, не говоря уже о её полной неспособности конкурировать с мощными «отвлекающими факторами» - компьютерными играми, Интернет-чатами, наполненным жаргоном смс-общением;
-    происходит  утрата  традиций  чтения, разрушение  сложившейся годами коммуникативной культуры людей;
-        в  современной  школе  (на  фоне   сокращения  в учебном плане  количества  часов  на изучение словесности) происходит  «отчуждение»  языка  от  ребенка, угасание  детского  интереса  к  родному  языку  и литературе как следствие  изучения  «сухой»  теории  и  свода  правил.
Учитель и ученик словно говорят на разных языках. Взрослый – на языке научных терминов, а дети их зачастую не понимают, отторгают, отталкивают от себя.
По утверждению психологов, личность в своём развитии проходит определённые этапы. Учебной деятельности предшествует деятельность игровая. Маленький ребёнок играет почти постоянно. Он разыгрывает для себя различные жизненные ситуации, подбирает себе различные роли. Игра – естественное состояние ребёнка.
Учебная деятельность – более сложный, новый этап в жизни ребёнка, и именно поэтому она должна базироваться на игровой деятельности, которая освоена ребёнком в полной мере на предыдущем этапе.
Лишая его игровой деятельности в процессе обучения, мы отнимаем у него наиболее органичный, простой и удобный для него способ познания.
В связи с этим актуальным представляется использование на уроках русского языка и литературы игровых технологий, т.к. данные уроки помогают не только учесть возрастные особенности школьников, удовлетворить их тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности, но и пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету. Кроме того, коллективная игра даёт каждому ученику возможность взаимодействовать с ребятами в классе, то есть развивать и совершенствовать необходимые навыки общения. Класс становится более дружным, дети узнают друг друга с новой стороны, проявляют свой творческий потенциал. В процессе игры ребёнок фантазирует, включается воображение, что, в свою очередь, стимулирует процесс мышления.
Цель данной работы: показать эффективность использования элементов игровых технологий для активизации деятельности учащихся на уроке русского языка, повышения мотивации, привлекательности учебного предмета.
Задачи:
1. Показать целесообразность применения элементов игровых технологий на современном уроке русского языка.
2. Показать способы и методы того, как сделать процесс обучения занимательным, многообразным.
Актуальность:
Главные задачи современной школы, согласно новым образовательным стандартам, – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы с детства формировать у учащихся такие навыки, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовность к самостоятельному творческому труду. Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость синтеза новых и традиционных путей повышения качества их теоретической подготовки, формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, а главное – средств и методов, в частности – средств и методов обучения в рамках уроков русского языка. С дидактической точки зрения применение элементов игровых технологий не только помогает активизировать познавательный процесс, но и развивает целеустремлённость, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и веру в свои силы.
Новизна выполненного исследования заключается в раскрытии особенностей дидактических игр и других элементов игровых технологий при обучении русскому языку школьников среднего звена: коммуникативно-деятельный характер обучения, психологическая направленность уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизация интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексность обучения, развитие групповых форм работы, снижение уровня тревожности у школьников.Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике обучения русскому языку школьников, обогатив «педагогическую мастерскую» учителя русского языка и литературы.
Учителю необходимо преобразовывать учебный процесс – из скучного, однообразного в радостный, охотно выполняемый. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Дидактические игры позволяют учащимся применять знания, умения и навыки, полученные ими в ходе учебного процесса в практической деятельности; развивать коммуникативные и познавательные УУД.
Убеждаешься на собственном опыте, что усвоение нового материала учениками происходит механически и держится в детской памяти очень недолго. Между тем, даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение детей к русскому языку, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, смекалки, зрительной памяти. Задания занимательного характера, интеллектуальные игры и задачи-шутки, кроссворды, ребусы, шарады и другой материал обеспечивают повторение или закрепление материала по основным разделам грамматики, знакомство с важнейшими вопросами по лексике, способствуют обогащению словарного запаса учащихся. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения какой-то темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (уроки-диспуты, конференции, аукционы, путешествия, КВНы и т.д.), хотя, конечно, проводить каждый урок в форме игры нецелесообразно да и не нужно.
Одной из форм реализации игровых технологий является микроисследование. Предлагаем ученикам ненадолго стать исследователями какой-либо лингвистической проблемы. Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определённого возраста уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умения анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы – серьёзное лингвистическое содержание. Задания могут быть рассчитаны на довольно высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учётом конкретных условий обучения.
Наиболее типичны следующие:
- развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (в основе – сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов);
- сочинение на лингвистическую тему (в серьёзной или занимательной форме);
- исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
К.Д.Ушинский считал выполнение учебных заданий «серьёзной обязанностью ребёнка», поскольку, чем больше учитель будет оберегать ребёнка от серьёзных занятий, тем труднее будет переход к ним. При этом он же предлагал «сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным». [1]
Занимательные, творческие задания, стимулирующие у детей желание выразить себя, - основа личностно ориентированного обучения, подразумевающего индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребёнка. Они особенно уместны в 5-7 классах (разумеется, занимательные задания нельзя исключать и в старших классах, но они будут несколько иного плана), когда дети ещё не боятся искренне говорить о самом разном, не боятся фантазировать и делиться своими маленькими открытиями и победами, учатся логически рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Одним из приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении русского языка являются словесные игры на уроках. Грамматические игры связаны с возникновением интереса у детей, они развивают воображение, наблюдательность, сообразительность, находчивость, возбуждают в детях мысль, создают условия для развития ситуативной речи и выработки чувства языка. Включая грамматические игры в уроки, следует иметь в виду их воспитательное значение, развитие мышления, обогащение словарного запаса учащихся. Важно, чтобы игры не навязывались детям, не использовались в качестве “довеска” к теме урока, а естественно “вплетались бы” в урок, являясь как бы продолжением, закреплением, повторением изученного материала. Можно вводить игру, если учитель видит, что учащиеся устали, что однообразное выполнение упражнений ведёт к ослаблению внимания ребят. Игры со словами хорошо влияют и на грамотность учащихся, особенно те, в которых используется работа со словарями.
Элементы занимательности не только способствуют закреплению грамматического материала и развитию речи учащихся, они воспитывают дисциплинированность, волю, память, мышление, ведь в играх есть правила, условия, игры связаны с преодолением трудностей, они заставляют что-то вспомнить, воспроизвести, проделать определённые мыслительные операции. Использование словесных игр развивает в детях мысль, вырабатывает, по словам К.Д.Ушинского, хороший язык. Введение грамматической игры способствует выработке навыков употребления изучаемого материала в связной речи.
Использование игр помогает учителю оживить урок, пробудить у школьников любознательность и стремление овладеть богатством языка.
Игра, как и смех, предполагает психологическую разрядку, снятие напряжения, которое часто накапливается у школьников в ожидании опроса, неуспеха, плохой оценки, наказания.
Объяснение новой темы тоже гораздо эффективнее, если проводится в форме игры. Во-первых, дети увлечены процессом игры-объяснения, они не отвлекаются, вникают в тему, во-вторых, игра всегда приносит в класс положительные эмоции, а значит, знания, полученные через игру, оказываются гораздо прочнее. Возникший интерес к уроку переходит в интерес к предмету в целом.
Безусловно, многие словарные игры и занимательные задания известны, я же хочу представить задания, полюбившиеся учащимся на моих уроках. Это и работа со словарными словами (она является обязательной на каждом уроке русского языка). Эту работу можно сделать более эффективной и интересной с помощью приёмов игровых технологий. Также интересны ребятам цифровые диктанты, разнообразные игры («Переводчик», «Перевёртыши», «Шеренга», «Аукцион», «Гибриды», «Один Одинокий Оригинал», «Редакция», лингвистический футбол, антифразы). ( Приложение 1).
Для активизации внимания и развития памяти очень полезно проводить разнообразные игровые разминки (например, угадать слово по его описанию, расшифровать написанную пословицу, поговорку, сочинить рекламный текст, призывающий изучать русский язык и бережно к нему относиться и др.), упражнения на переключение внимания (на рисунке увидеть попеременно то девушку, то старуху и т.п.). Замечательным подспорьем для концентрации внимания, развития артикуляции учеников и прекрасной психологической разрядкой являются скороговорки. ( Приложение 2).
Использование на уроках игровых, занимательных приёмов создаёт атмосферу увлечённости, делает интересным самый скучный, на взгляд детей, материал и тем самым облегчает его запоминание и усвоение. На уроках создаётся атмосфера взаимного доверия и живого общения, позволяющего успешно осуществлять самореализацию каждого ученика в процессе учения.
Приложение 1
Работа со словарными словами.
Записываются на доске 10 ранее изученных словарных слов, читаются они по слогам. Даётся ребятам для запоминания 1 минута. Закрывается доска, даётся 2 минуты для того, чтобы дети записали (необязательно по порядку) и подсчитали количество записанных слов (цифру ставят на полях тетради). Затем открывается доска, и ребята проверяют сами или взаимопроверкой (важно количество и грамотность). За 9-10 правильно записанных слов ставится «5», за 8 правильно записанных слов или 9, но с 1 ошибкой – «4», за 7 правильных или 8 с 1 ошибкой – «3».
Цифровой диктант.
Установка: предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если ты согласен, то ставь 1, если нет - 0.
Я утверждаю, что в предложении Скоро будет лето, в грамматической основе нет сказуемого. (0)
Придаточное предложение может стоять только после главного. (0)
Независимое предложение в составе сложного называется главным. (1)
В корне слова ЗАРЯ пишется буква -а- .(1)
В русском алфавите 36 букв. (0)
Глагол - служебная часть речи. (0)
В словосочетании Железная дорога главное слово - дорога. (1)
Проверяем, разбираем ошибки.
Дидактические игры.
1. Игра "Переводчик". Существует несколько вариантов этой игры.
1. Кто быстрее найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?
А) При проверке было выявлено много дефектов. Б) Он пишет мемуары. В) Ваши аргументы убедительны. Г) Все работали с энтузиазмом. д) Мы гордимся нашим голкипером.
2. Кто быстрее найдёт старославянизмы и заменит их русскими словами?
А) Горят румянцем свежие ланиты. Б) Старец нахмурил чело. В) Построен град великий над Невой.
2. Игра "Перевёртыши".
1. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.
Железный гвоздь, румяная девочка, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, глухая собака, стальная балка, золотые часы, колючий ёж.2. Замени в каждой паре слов синоним антонимом, а антоним синонимом.
Грусть, тоска, радость. Мрак, темнота, свет. Близко, далеко, рядом. Храбрец, трус, смельчак. Похвала, порицание, одобрение. Жара, холод, зной. Ложь, правда, вымысел.
3. Игра "Шеренга".
Расставь синонимы в порядке возрастания признака.
Свирепый, жёсткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).
Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).
Дидактическая игра даёт хорошие результаты в сочетании с другими методами.
4.Игра "Аукцион".
За время, отведённое учителем, учащиеся записывают как можно больше слов (пар слов, фразеологизмов) на определённую тему.
Кто больше составит пар антонимов, синонимов;
Кто больше запишет слов в которых две, три мягкие согласные;
Кто больше запишет фразеологизмов, в которых встречалось бы слово голова (глаза) или число семь.
Кто больше запишет существительных (прилагательных, причастий) в которых НЕ является приставкой.
5.Игра-эстафета "Чик и Щик".
Класс делится на команды, которые соответствуют вариантам (первому и второму). Одна из команд условно называется ЧИК, а вторая - Щик. Командам даётся листок, где через запятую записаны слова с пропущенными буквами в суффиксах -чик- и -щик-. По команде учителя начинается эстафета. Каждый ученик находит одно слово с нужным суффиксом и на место пропуска вписывает букву "ч" или "щ" в зависимости от своего варианта. Та команда, чей лист окажется на столе учителя быстрее, получает 20 баллов, вторая 10. Каждая допущенная ошибка - минус 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Эстафету удобнее начинать с последней парты дальнего от учителя ряда.
6.Игра «Гибриды»
Игра для старшеклассников. Игра проходит в виде длительного конкурса.
Ироническое название игры заимствовано из биологии. Задача играющих — составить из частей известных устойчивых выражений (пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых фраз) правильную фразу с новым неожиданным смыслом. Например, из пословиц «Береги честь смолоду» и «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» получается вызывающая глубокий отклик в сердцах молодежи фраза: «Береги честь смолоду, коли рожа крива». «Скрестив» пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и «Скучен день до вечера, коли делать нечего», получаем здравый совет: «Семь раз отмерь, коли делать нечего». По такому же принципу построены известные фразы из фильма «Бриллиантовая рука», например: Куй железо, не отходя от кассы.
Можно объявить конкурс на лучший гибрид и вывесить в классе лист, куда все могут записывать найденные варианты. Самые удачные можно оформить в виде типичных для школьных кабинетов «изречений великих» и развесить по стенам.
Процесс разрушения незыблемых устоев и традиций всегда привлекает подростков, а что может быть незыблемее устойчивых выражений? Это развлечение приводит ребят в восторг и побуждает их существенно пополнить свой словарный запас. Попутно развиваются чувство юмора и комбинаторное мышление.
7. Игра «Один Одинокий Оригинал»
Справляются с игрой ребята с 5—6 класса. Для первого этапа игры потребуется 15—20 минут, затем игра проводится в виде длительного конкурса.
Для начала ведущий предлагает всем проверить свою память. Он произносит забавную фразу, которую ребята должны правильно повторить (можно говорить по очереди или хором, но повторение должно звучать только один раз). Затем ведущий произносит следующую фразу, а играющие должны правильно повторить первую и вторую. Ведущий произносит третью — они повторяют первую, вторую и третью и т. д. Тот, кто сумел повторить все девять фраз, ничего не пропустив и не перепутав, может гордиться своей памятью. Вот эти фразы:
Один одинокий оригинал.
Два дремучих динозавра.
Три трепетных тщедушных таракана.
Четыре черствых чародея чесали череп чудаку.
Пятеро пухлых поросят приятно пели, плотно пообедав.
Шесть шаловливых шакалов швырялись шелковыми шапочками.
Семь сумрачных сов скоро составят счастливое семейство.
Вурдалак Василий весело вёл в вальсе ведьму Веронику.
Девять дюжих дурней доили деревянного дракона.
После проверки памяти все вместе формулируют правила составления девяти фраз: каждая следующая фраза начинается со следующего по порядку числительного, при этом все слова в ней начинаются с одной и той же буквы, к концу фразы становятся длиннее.
Теперь каждый может попробовать себя в составлении таких «девяток». Можно объявить конкурс на лучший вариант и через несколько недель подвести итоги, назвав лучшие «девятки». После этого их хорошо вывесить в классе, чтобы все имели возможность потренировать память.
8. Лингвистический футбол.
Ученик приглашается к доске – «встаёт на ворота», класс учащихся всегда имеет в своём «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей» -вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
9. Антифразы (перевёртыши)
Все слова в крылатых выражениях и пословицах заменены на антонимы.
Ученикам предлагается задание: попробуйте догадаться, какой фраза была вначале.
Быстрее бежишь – ближе не окажешься.
Холёной лисы хватает на роскошную шубу.
От безделья выпустишь и птицу в небо.
Вдали от Красной пустыни погибли молодожёны.
Стою против люка в светлице сухой.
Безделью – сутки, а играм – минутку.
10, 9, 8, 7, 6 ушёл волк домой.
Слышу, быстро спускается из ямы извозчик, оседлавший цистерну воды.
Приложение 2.
Скороговорки.
Король – Орёл.
Валин валенок провалился в прогалинок.
Наш Полкан попал в капкан.Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, и всё со сметаной и с творогом.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Купи кипу пик.
Ура-ору, ору-ура.
Добр бобр до бобрят.
У Жоры уж, у Розы жук.
У попа папа кок, у кока папа поп.
Валерия к Валерию уехала в Карелию.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Расскажите про покупки. Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои!
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.
В капюшоне кукушонок  смешон.
Променяла Прасковья карася на три пары полосатых  поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
На опушке в избушке живут старушки - болтушки. У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке кошка. Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения для наилучшего шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных. За каждую  недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове.
Список литературы
1. К.Д Ушинский. Собрание сочинений. – М.; Л.; 1949.
2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт. - сост. В.Н.Пташкина (и др.). – Волгоград: учитель, 2011.
3. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков / авт.-сост. Е.Н.Попова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
4. Л. Петрановская. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя/ М.: 2000.
5. Русский язык. 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы/ авт. – сост. О.В.Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. Русский язык. Литература.5-11 классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины / авт. – сост. Е.М.Мордас. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Т. Г. Рик. Игры на уроках русского языка: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
8. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты / сост. С.А.Брагина. – Волгоград: Учитель, 2009.
8. Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
9. Современный урок. Часть 5: научно-практическое пособие.- Под общей редакцией Т.П.Лакоцениной. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.