«Комплексная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с задержкой психического развития Я- Другой»

Павлодарский областной институт повышения квалификации педагогических кадров














Борисова Т.М.

«Комплексная коррекционно-развивающая программа работы
с детьми с задержкой психического развития
Я- Другой»



















Павлодарский р-н, Шакатская СОШ
2010г

Автор: Борисова Тамара Михайловна, педагог-психолог Шакатской СОШ, Павлодарского района, Павлодарской области


Консультант: Ворфоломеева И.П.- методист ИПКПК





В пособии представлен опыт работы школьного психолога по организации и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития. Основное содержание такой работы представлено блочно по трем направлениям: эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие детей с нарушениями в развитии.
Автор надеется, что данная программа станет хорошим помощником педагогам-психологам, методистам КППК для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста.




















Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ. Обоснование актуальности реализации Программы----3

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ----5
Как формируется Программа для детей?
Перспективные цели и прогнозируемый результат-----------------------------6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок - «Я в стране понимания» - коррекция эмоциональной сферы.------8
Блок - «Хочу все знать!» - коррекция интеллектуальной сферы.----------11
Блок - «Я и мое тело» - коррекция двигательной сферы.-------------------14
ПРИЛОЖЕНИЯ.-------------------------------------------------------15
Список литературы.---------------------------------------------------36






























ПРЕДИСЛОВИЕ
Обоснование актуальности реализации программы.
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью.
Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Без изучения психологии детей, имеющих недостатки развития, без коррекционной работы с такими детьми, педагогическое образование нельзя считать полноценным.
Каждый учитель начальных классов сталкивается с такими детьми в повседневной работе, иногда не имея достаточных знаний ни о них, ни о том, чему и как их надо учить. Нельзя предъявлять учителям серьезные претензии, ибо в число учебных дисциплин педвузов лишь сравнительно недавно был включен курс основ дефектологии, который дает хотя бы основные представления о том, что кроме таких очевидных недостатков, как слепота, глухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, есть не столь очевидные: задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, общее недоразвитие речи и др.
Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
ЗПР - это задержка развития всей психической сферы, а не отдельных психических процессов. Вспомогательные коррекционные школы проводят восстановительную работу с такими детьми, которая направлена на формирование высших психических функций ребенка.
Какое же место по коррекционной работе с детьми с ЗПР отводится общеобразовательной школе?
Еще несколько лет назад, когда в штате общеобразовательной школы должности психолога просто не существовало, все надежды возлагались именно на вспомогательные школы-интернаты. Но в последнее время и специалисты МППК, и педагоги, наблюдая за работой школьных психологов с детьми с ЗПР, уверены, что на ранней стадии диагностических обследований можно не только выявить детей с отклонениями в психическом развитии, но и, проводя эффективную, целенаправленную и систематическую работу, решить проблему ЗПР самостоятельно. Вернее, в тесном сотрудничестве с родителями, специалистами и КППК.
Конечно, главная роль в воспитании ребенка отводится семье. Дать отцам и матерям педагогические знания, повернуть их лицом к ребенку, защитить детство последнего от неоправданных наказаний, грубости и несправедливости - вот в чем видим мы свою наипервейшую задачу.
Главная задача педагога-психолога в работе с родителями детей, имеющих отклонения в психическом развитии, состоит в том, чтобы заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей. Родителей нужно постоянно держать в курсе всех дел, а поэтому заранее выбрать наиболее удачные формы взаимодействия с ними. тогда мы сможем обеспечить одно из важнейших условий развития личности ребенка- согласованную совместную работу окружающих его взрослых. это дает ребенку возможность перейти на следующую, более высокую стадию развития.
Сегодня нет практически здоровых детей, и открытие коррекционных групп детей с ЗПР становится необходимостью, а не исключением из правил.
К сожалению, арсенал методических разработок по этой проблеме по-прежнему невелик. Но зато неограниченны возможности для творчества. Если мы владеем умением подбирать методики для диагностических обследований, и помним о валидности, надежности, точности, однозначности этих методик, если мы ведем целенаправленную коррекционную работу с обычными детьми, то справимся и с проблемой ЗПР. При любой тяжести отклонений для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Основной формой воздействия педагога-психолога на детей группы ЗПР являются организованные игровые занятия и тренинги, в которых ведущая роль принадлежит взрослому. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание каждого ребенка. Поэтому методологической основой данной Программы являются идеи Л.С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников и младших школьников.
Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы – это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.
В данной Программе предметом коррекции являются различные задачи развития: интеллектуального, эмоционального и физического.
По целевому назначению данная Программа функционирует на стыке обучения и досуга детей. Получая определенные навыки в процессе занятий, дети имеют возможность закрепить свои знания в процессе специализированных досуговых мероприятий.
Программа называется «Я - Другой!». Дети с ЗПР - это особые дети, с особыми образовательными потребностями. И хотя в законодательстве ряда стран по вопросам образования лиц с недостатками развития применяется термин «disabled», в русском переводе - лицо с ограниченными возможностями, считаю, что этот термин не оправдывает себя по отношению к детям с задержкой психического развития. У таких детей есть серьезные внутренние резервы, и задача педагогов и родителей их раскрыть.
Программа «Я - Другой!»- комплексная. Поэтому необходимую полноту различных видов деятельности ребенка обеспечивает сочетание трех основных направлений- блоков:
I. Блок « Я в стране понимания» - эмоциональное развитие
II. Блок « Хочу все знать» - интеллектуальное развитие
III. Блок «Я и мое тело» - физическое развитие.
Предлагаемый в Программе материал постепенно усложняется с учетом опыта ребенка. Прежде всего, здесь соблюдаются следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.
Программа является развивающей, а не предметной и предназначена для детей определенного возраста – младших школьников - и определенной категории- детей с ЗПР.


Как формируется программа для детей?
Данная Программа рассчитана на группы по 8-10 человек. Полный курс рассчитан на один год (одно занятие в неделю) Педагог-психолог дифференцирует группу по подгруппам (4-5 человек), объединяющим детей по возрасту и степени выраженности структурного дефекта.
Длительность занятий варьируется от 20 до 40 минут
Основная идея программы: психологическое сопровождение ребенка с ЗПР, оказание помощи ему в решении проблем .в обучении и развитии.
Параллельно с занятиями с детьми ведется работа с родителями и оказывается индивидуальная консультативная помощь.

Основные цели и задачи Программы:
В своей деятельности данная Программа реализует несколько направлений работы с детьми с ЗПР:
- воспитательное, образовательное, творческое, физическое.
У детей с ЗПР большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако, проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно.
Поэтому Программа признана решить основные задачи:
*помочь детям с ЗПР реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных
приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка;
*активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление
жизненных трудностей.

Перспективные цели и прогнозируемые результаты Программы:
1. Дать ребенку уверенность в себе и своих силах;
2. Развитие индивидуальности ребенка, его внутреннего потенциала (кто Я?);
3. Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и др.;
4. Развитие мотивации к обучению;
5. Развитие эмоциональной сферы у ребенка;
6. Развитие двигательной активности;
7. Дать ребенку представление о себе и его окружении;
8. Развитие чувства ответственности, чуткости, внимательности;
9. Развитие коммуникативных способностей;
10. Помощь в становлении гармоничной личности.
У детей с ЗПР, как правило, очень слабо формируется мотивация учебной деятельности. Поэтому Программа ориентирована на конструктивную деятельность с разными моделями.
Поскольку выбор такого способа коррекционной работы с детьми с ЗПР внешне привлекателен для ребенка (рисование, научные опыты, игра, кукольный театр, моделирование), то у ребенка должна сформироваться мотивация деятельности – то, что в дидактике принято называть познавательным интересом - ребенок научится решать не только доступные практические, но и сложные проблемные задачи.















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок «Я в стране понимания» - коррекция эмоциональной сферы

Цель: развитие коммуникативных способностей детей, посредством которых они научатся понимать других людей и делать оценку своего поведения

Давая самую общую характеристику младших школьников с задержкой психического развития, следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом.
Для всех младших школьников с ЗПР характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивность, неуверенность в себе.
Согласно наблюдениям, около 50% детей, имеющих ЗПР,- дети с агрессивным поведением, а вернее, склонные к агрессивности. Негативные особенности среды воспитания (семьи, где один или оба родителя пьют, наркоманов, неполные семьи) также повышают вероятность возникновения у детей агрессивных действий. Например, в большинстве таких семей в присутствии детей постоянно курят, распивают спиртное, выясняют отношения в нетрезвом виде. Это повышает уровень агрессии детей.
В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые по ТВ, способствуют повышению уровня агрессивности телезрителей. Не секрет, что ТВ- единственно доступное для данной категории детей развлечение и средство развития.
Кроме того, проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому педагогу-психологу необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности, для того, чтобы ребенок получал возможность для самостоятельных действий в определенной ситуации. Коррекционно-развивающая работа с эмоциональной сферой детей с ЗПР может быть представлена в форме групповой тренинговой и психотерапевтической работы, а также в виде большой игры.
В тематическом плане занятий по формированию положительной эмоциональной сферы предлагаются занятия по циклам, объединенным одной темой.
В Приложении 1. представлены основные занятия по данному блоку







План коррекционных занятий


Темы занятий
цели
оборудование
методики

I.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
Цикл занятий по теме «Экология души»
«Лесенка настроений»
«Две бабочки»
«Пальчики-мордашки»
«Добрая фея- злая фея»
«Веселый принц-
грустный принц»
«Мишкина семья»
«Цветик-семицветик»
«Дерево»
-развитие эмоционально-
волевой сферы;
-тренировка эмоционального состояния
ребенка, переключения устойчивости
этого состояния;
-тренировка смены эмоционального фона настроения;

листы белой бумаги
фломастеры, цветные карандаши,
картинки с изображением лестницы, бабочек, феи, принца, медведей, деревьев, цветка с семью лепестками



рисование,
беседы


II.

1
2
3
4
5
6
7
8
9


Цикл занятий по теме «Страна понимания» Знакомство.
Игры на внимание.
Цветик-семицветик.
Я - смелый капитан. Волшебные заросли. Волшебный ящик.
Вежливые слова.
Каракули.
Итоги - Каким я хотел быть и какой сейчас.


-развитие коммуникативных способностей детей, умения понимать друг друга;
-профилактика агрессивности и негативного поведения.


мячик, бумага, цветные карандаши, фломастеры. «волшебный ящик» с несколькими предметами, старые газеты и журналы, мягкие игрушки


беседы,
словесно-подвижные игры
релаксационные упражнения, рисование

III
1
Психологическая игра- сказкотерапия «Поможем Колобку».
воспитание эмпатии,
желания помочь живому существу в трудной жизненной ситуации.

театрализованное представление
(кукольный театр.
теневой,
настольный и пр.)
иллюстрация к сказке «Колобок»;
куклы-персонажи

IV


1

Цикл занятий по снижению агрессивности
«Портрет моей семьи».
создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта.

бумага, цветные карандаши


беседа,
рисование

2
«Соломенная башня».
(занятие проводится вместе с родителями)
проследить структуру взаимоотношений в семье
спички, палочки, соломка


3
«Наши чувства».
познакомить детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением.
карточки с названием чувств



4
«Театр из пластилина».

выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина

коробка с пластилином, палочки, веточки, а так же маленькие игрушки и конструктор.


5







«Мои эмоции».







ролевое проигрывание жизненных ситуаций





картон, детский конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки












6


Пластические упражнения, вытесняющие агрессию.


подвижные игры

мячи, стаканчики для мыльных пузырей, шарики







7
Вербальные, творческие упражнения
«Придумываем сказку»
коррекция негативного поведения


сочинение сказок

8
Кукольный театр- разыгрывание ситуаций от имени кукол
формирование навыков позитивного общения



9
Ролевые игры
развитие способностей, задатков
атрибуты нарядов сказочных персонажей
инсценирование

10
Занятие «Рисуем запах розы»
развитие творческого воображения
цветок розы, бумага, цветные карандаши
беседа, рисование

11
Составление Правил поведения
коррекция межличностных отношений
лист ватмана, маркеры
беседа, формулирование Правил поведения


Блок «Хочу все знать!» - коррекция интеллектуальной сферы

Цель: формирование у детей умения делать первичное обобщение, умение представлять предмет в целом; формирование вычислительных навыков, чтения и беглого чтения; формирование позитивных качеств личности.

Коррекция интеллектуальных способностей является наиболее проблемной в работе педагогов-психологов и учителей с детьми данной категории.
В исследованиях Г. Шаумарова (1980) было показано, что только 20,5% первоклассников с задержкой психического развития выполняют простейшие математические операции на уровне, соответствующем низким показателям нормально развивающихся сверстников.
В исследованиях Л. Яссмана (1976) особенностей усвоения грамматического строя родного языка показано, что ошибки в грамматическом построении самостоятельной речи также наблюдаются чаще у детей с задержкой психического развития, чем у нормально развивающихся детей.
Дети с задержкой психического развития приходят в школу с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности. Вследствие этих особенностей детям с задержкой психического развития чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким правилам поведения, т.е. обнаруживаются трудности школьной адаптации.
Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью: они часто не усваивают задания, даваемые учителем, не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении. Неустойчивость внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью. Шум автомашины за окном, пролетающая птица- любые посторонние стимулы привлекают к себе внимание детей, и они перестают выполнять задания и слушать учителя.
В начальной школе интеллектуальное развитие детей с ЗПР зачастую остается без внимания. Если ребенок не обучается с специализированном учебном заведении ( речь идет о вспомогательных школах), а посещает обычную школу, то педагоги, как бы смирившись с этой проблемой, пытаются на уроках давать задания в упрощенной форме, порой даже не оценивая работу ребенка, потому что как такового результата все равно не видят. Ребенок же в свою очередь смиряется со статусом неуспевающего ученика.
Предложенные в Плане коррекционных занятий игры помогут учителям начальных классов, где есть дети с ЗПР, разнообразить и оживить работу с этими детьми.
Думаю, что некоторые игры, в частности связанные с практическими опытами, подойдут и для демонстрации их обычным детям.
Все практические занятия и игры также представлены в Приложении 2.

План коррекционных занятий


Темы занятий
цели
Оборудование

методики

1

Игра «Как достать?»
-игра учит решать задачи в образном плане
стеклянная банка, в которой находится морковь, предметы-орудия (вилка, сачок, палочка, ложка), игрушка зайчика.

беседа,
практический опыт

2
Занятие «Добрый клоун».
игра учит распознавать цвета
игрушка клоуна, связка воздушных шариков, бумага, акварельные краски или цветные карандаши

беседа, рисование

3
Развлечение-«Путешествие в страну Гномов».
-коррекция и развитие учебных умений;
- коррекция
межличностных взаимоотношений.
-выявление внутренней позиции ребенка, его отношение к окружающему миру.
2 листа ватмана,
цветные карандаши,

фломастеры
тренинг-разминка;
игра-путешествие;
рисование;
рефлексия



4

«Путешествие в страну Великанов».




5
Игра-«Чудесный мешочек».
-развитие кинестетических ощущений, восприятия, цвета, формы, умения сотрудничать с взрослыми.

мешочек из
разноцветных лоскутков, набор геометрических фигур из плотного
цветного картона
беседа, игра,
рисование

6
Познавательно-обучающее занятие «Соль и перец».

-развивать интерес к обучению, открыть перед ребенком мир знаний, формирование учебной мотивации
соль, перец, ложка,
кусочек из
искусственной шерстяной ткани.

демонстрация опытов, беседа

7
«Невидимые чернила».

одна крупная картофелина, лист
бумаги, свеча, спички


8
«Веселая мозаика».
-развитие памяти, внимания.
карточки-образцы,
набор чистых карточек, фишки



9
Путешествие в мир Загадки.
развитие мышления
карточки с загадками, иллюстрации с отгадками



10
Игра «Нелепицы или Чего на свете не бывает».

развитие логического мышления, памяти, наблюдательности
набор картинок с изображением нелепиц
(аквариум с рыбкой и бабочкой и др.)

беседа

11
Игра- «Ищем клад».

развитие внимания, логического мышления
9 разноцветных стрелок, «клад»- коробка с конфетами.




Блок «Я и мое тело» - коррекция двигательной сферы

Цель: повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогатить его знания О собственном теле; способствовать уравновешиванию психики.

План коррекционных занятий

Структура занятий
цели
результат

1
Игра- развлечение
«Свистать всех наверх!»
коррекция двигательной сферы


2
Растяжки
-нормализовать гипертонус
(мышечное напряжение) и гипотонус (вялость мышц)
снимают мышечное напряжение

3
Дыхательные упражнения
-улучшить ритмику организма, развивать самоконтроль и произвольность
развивают контроль
над поведением

4
Глазодвигательные упражнения
-расширить поле зрения,
улучшить восприятие;
-развивать межполушарное взаимодействие

активизируют процесс обучения

5
Телесные упражнения
-развитие межполушарного взаимодействия, снятие
мышечных зажимов
способствуют обогащению сенсорной
информации

6
Коммуникативные упражнения
- индивидуальные;
-парные;
-групповые
-восстановление и
дальнейшее углубление
контакта с собственным
телом, невербальное
выражение состояний и
отношений
вырабатываются навыки взаимодействия в
коллективе через организацию
совместной деятельности

7
Упражнения для развития произвольности
-формирование у ребенка способности к построению собственной программы


8
Упражнения по визуализации
-воссоздание зрительных,
слуховых и других образов
воздействуют на оба полушария


9


Подвижные игры для вытеснения агрессии.

физические методы коррекции агрессивного поведения




Приложения
I ПРИЛОЖЕНИЕ к БЛОКУ « Я в СТРАНЕ ПОНИМАНИЯ»

Цикл занятий по теме «Экология души»

Занятие 1 «Лесенка настроений!
Цель: помочь ребенку провести параллель между своим эмоциональным состоянием и цветовым выражением этого состояния
Материалы: лист белой бумаги формата А 4 с изображением лестницы, цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция: Перед вами лежит лист бумаги, на котором изображена лестница. Закрасьте, пожалуйста, проемы лестницы любыми цветами, но не забывайте, что верхний проем - самый веселый, а нижний проем – самый грустный.
Время выполнения задания не ограничено.
Примечание: цветовая гамма не должна ограничиваться основными цветами.
Для полноты диагностической информации после выполнения задания можно обговорить с ребенком выбор цветовой гаммы.
На основе цветового решения можно судить об эмоциональном состоянии человека.

Занятие 2 «Две бабочки»
Цель : тренировка эмоционального состояния ребенка, переключения устойчивости этого состояния
Материалы: лист бумаги с изображением двух одинаковых бабочек, цветные карандаши, фломастеры.
Инструкция:
Перед вами две бабочки. Одна веселая, другая грустная, но внешне они совершенно одинаковые. Раскрасьте, пожалуйста, этих бабочек так, чтобы по цвету было понятно, где бабочка веселая, а где - грустная.
Также постарайтесь передать в цвете свое отношение к этим бабочкам.
Примечание: во время выполнения этого задания психолог может оценить эмоциональное состояние ребенка. (веселая бабочка раскрашена розовым, желтым цветами, грустная- синим, коричневым, фиолетовым)
Методику можно повторить через некоторое время.
Время выполнения задания не ограничено.

Занятие 3 «Пальчики- мордашки»
Цель: упражнение проводится два раза в неделю: в понедельник для настроя на рабочую неделю и в пятницу - для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю.
Материалы : лист бумаги А 4, цветные и простой карандаши, фломастеры.
Инструкция: перед вами лежит лист бумаги. Положите на него кисть руки и обведите простым карандашом. Получилась ваша неделя, начиная с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг и пятница.
Подумайте, какой характер, какое настроение будет у каждого дня, нарисуйте соответственные мордашки каждому Пальчику. А теперь на ладошке нарисуйте «лицо недели»- ваш характер и эмоциональное состояние за всю неделю. Раскрасьте теми цветами, какими захотите.
Примечание: в конце недели все проводится по той же схеме.
После окончания работы с ребенком обсуждаются рисунки, обговариваются сложные ситуации, которые произошли за неделю.

Занятие 4 «Добрая фея - злая фея»
Цель: тренировка смены эмоционального фона настроения.
Материалы лист белой бумаги А 4 с изображением феи, вертикально разделенного пополам, цветные карандаши или фломастеры.
Инструкция: перед вами картинка с изображением феи. Это не простая картинка, она разделена пополам. Ее левая часть- добрая, а правая – злая.
Раскрасьте, пожалуйста, эту фею, но не забывайте о половинках.
Примечание: после завершения работы нужно обсудить с ребенком выбор цветовой гаммы, чередование цветов и их связь с эмоциональным состоянием этого ребенка

Занятие 5 «Веселый принц- грустный принц»
Цель: тренировка смены эмоционального фона настроения
Материалы: лист белой бумаги формата А 4 с изображением принца, вертикально разделенного пополам, цветные карандаши, фломастеры.
Инструкция: перед вами лежит картинка с изображением принца. Это не простая картинка, она разделена пополам. Ее левая часть веселая, а правая – грустная.
Раскрасьте, пожалуйста, этого принца, но не забывайте о половинках.
Примечание: после завершения работы нужно обсудить с ребенком выбор цветовой гаммы, чередование цветов и их связь с эмоциональным состоянием испытуемого.
Методика используется для тренинга быстрого переключения эмоциональных состояний (от радости до грусти и наоборот).

Занятие 6 «Мишкина семья»
Цель: понять характер взаимоотношений в семье, а также взгляды членов семьи на свои проблемы.

Материалы: лист белой бумаги формата А 4 с изображением Мишкиной семьи, цветные карандаши, фломастеры.
Инструкция: перед вами картинка с историей из жизни медвежонка. Мишка и его папа куда-то идут. Как вы думаете, куда? Какое настроение у папы? А у Мишки? О чем они думают? Раскрасьте, пожалуйста, их теми цветами, какими захотите. Но не забывайте о характере Мишки и его папы.
Примечание: так как у Мишки и его папы не прорисованы мордочки, обратить внимание на то, прорисует ли ребенок выражение мордочки медведей.
После выполнения работы обговорить все мелочи, выбор цветов, прорисовку выражения мордочек.

Занятие 7 «Цветик - семицветик»
Цель : оценка и тренировка эмоционального состояния, а также выяснение уровня самооценки ребенка.

Материалы : лист белой бумаги формата А4 с изображением цветка с семью лепестками (один лепесток оторван), цветные карандаши, фломастеры.
Инструкция: перед вами лежит картинка с изображением цветика- семицветика. Раскрасьте, пожалуйста, этот цветок, но помните, что все лепестки должны быть разного цвета.
А теперь представьте, что этот цветок- весь мир вокруг вас. Отметьте свое место на этом цветке крестиком
Время выполнения задания не ограничено.
Примечание:
По тому, где ребенок отметил себя, можно определить его место в социуме, а также понять эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.

Занятие 8 «Дерево»
Цель: определение эмоционального состояния ребенка.

Материалы: четыре изображения дерева: летом, осенью, зимой и весной; лист белой бумаги формата А4 с изображение дерева без листьев; цветные карандаши.
Инструкция: перед вами лежит картинка, на которой изображено четыре дерева: летом, осенью, зимой и весной- и лист для выполнения задания, на котором изображено дерево, но без листьев.
Внимательно посмотрите на картинку с разными деревьями и представьте себе, что вы – одно из них. Вспомните события последнего времени, свои мысли, чувства, настроение. Подумайте, на какое дерево вы похожи. А теперь нарисуйте это дерево на листе
Примечание: после того, как ребенок нарисовал дерево, необходимо обсудить его выбор. В это время происходит обсуждение мыслей, чувств, эмоций ребенка, событий, которые слишком сильно его затронули. Это помогает ребенку, особенно замкнутому, выговориться, вступить в контакт с психологом.


Цикл занятий по теме «Страна понимания» (10 занятий)
Цель: обучение умению слушать и слышать других; осмысление своих поступков; развитие способности делиться своими переживаниями.
Методические приёмы:
1.Беседа, направленная на знакомство с различными средствами понимания.
2.Словесно подвижные релаксационные упражнения.
3.Рисование

Занятие 1 «Знакомство»
Цель: снижение эмоционального напряжения посредством двигательной активности.
1 упражнение. Игра «Снежный ком».
Психолог говорит: «Давайте познакомимся», дети должны называть себя по имени.
Дети становятся в круг, ведущий берёт мячик и кидает его одному из детей, тот называет своё имя, затем следующему, который, помимо своего имени называет имя предшествующего и т.д.
2 упражнение. «Давайте поздороваемся».
Вначале говорится о разных формах приветствия реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.

3 упражнение - «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся».
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии (вытянутой руки). Ведущий говорит: «Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте свои добрые отношения. Опустите руки.
Снова вытяните их, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями.
После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры.

4 упражнение. «Прощание».
Вспоминаем и обсуждаем разные формы прощания, Детям предлагается попрощаться плечом, рукой, спиной и т.д., а затем придумываем свои варианты и прощаемся.

Занятие 2 «Игры на внимание»
Цель: развитие логического мышления и внимания.
1 упражнение «Запомни»
Дети приветствуют друг друга в кругу. А затем им предлагается игра «Запомни». Дети парами встают спиной друг к другу. После этого по очереди описывают причёску, одежду, лицо партнёра. Описание сравнивается с оригиналом и определяется, насколько ребёнок был точен.
2 упражнение «Что изменилось?»
Каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из
комнаты. За это время в группе происходит 2–3 изменения в одежде, перестановке мебели и т.д. В задачу водящего входит правильно подметить эти изменения.
3 упражнение. «Те кто».
Ведущий предлагает встать и поменяться местами тем, кто любит бегать; у кого в одежде есть синий (красный, белый и т.д.) цвет; у кого есть челочка, косички; кто радуется хорошей погоде; кто имеет младшую сестру, у кого день рождения летом, кто любит мороженое и т.д.
упражнение - «Кто позвал, узнай!»
Водящий отходит в дальний угол комнаты, отворачивается и закрывает глаза. Даётся инструкция: дети по очереди называют водящего по имени разными интонациями, а он должен отгадать, кто к нему обратился и как (нежно, грубо) После упражнения обсуждаются чувства, возникшие при том или ином оклике.
Занятие 3 «Цветик - семицветик»
Цель: дети учатся делать друг другу приятное, меняя свои установки о том, что агрессией и негативным поведением можно добиться внимания или расположения других.
Группа встаёт в круг и здоровается, а затем начинает игру «Цветик - Семицветик». Дети рисуют отдельные части цветка – лепестки и разукрашивают разными цветами. Затем кладут на стол, собрав воедино. А после даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам?» или «Если бы у тебя был цветик – семицветик, какое бы ты желание загадал?»
По окончании игры можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех и нарисовать его всем вместе на листе ватмана.


Занятие 4 «Я смелый капитан!»
Цель: формирование положительной самооценки, уверенности в себе, преодоление страха, скованности.
упражнение - «Кораблик».
Дети делают кораблик, встав так, чтобы один ребенок уместился в середине. Ведущий объясняет, что кораблик сначала плывет в солнечную хорошую погоду, но вот он попадает в шторм, а тот, кто в середине капитан корабля и он не боится шторма. На зло бури и молниям он должен крикнуть: «Я сильный и смелый капитан, я не боюсь бури!»

Занятие 5 «Волшебные заросли»
Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми «волшебными водорослями» - всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить «водорослей» пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.
Занятие 6 «Волшебный ящик»
1 упражнение – «Волшебный ящик».
В центр круга ставится ящик (или то, что его напоминает), Дети должны по очереди подойти к нему и что-то из него вынуть, показав какое-нибудь упражнение или игру с вытащенным предметом. А окружающие должны догадаться, что он делает или что это за игра.
2 упражнение - «Походка».
Детям предлагается пройтись так, как в их представлении ходит:
маленькая девочка в хорошем настроении;
старик;
уставший мужчина и т.д.
Так же, дети могут сами выбрать себе персонаж, а другие будут отгадывать, кого он изображает.
Занятие 7 «Вежливые слова»
1 упражнение – «Вежливые слова».
Игра проводится с мячом и в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здравствуйте, привет, добрый день и т.д.), слова благодарности (спасибо и т.д.), слова извинения, прощания и т.д.
2 упражнение – «То, что я люблю делать».
Дети стоят в кругу, водящий средствами пантомимы показывает то, что он любит больше всего делать. Дети отгадывают, и так по кругу. Какие животные нравятся водящему, какие он любит подарки, его любимое время года и т.д.
Занятие 8 «Каракули»
Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и благодаря чему его каракули становятся более спонтанными.
Материалы: простой карандаш, лист ватмана и цветные карандаши.
Процедура: Ребёнку предлагается, вовлекая всё тело, размашистыми движениями нарисовать какую-нибудь каракулю в воздухе. После того, как он испытывает свободу движений, то может с закрытыми глазами перенести это на бумагу. Когда каракули уже готовы, ребёнок должен рассмотреть их со всех сторон, пока какая - либо форма не ассоциируется с некой темой.
Все эти действия ведут обычно к беседе о различных замеченных формах, фигурок и образов, некоторые обнаруживают и не одну, выделяя их более яркими цветами, иногда из этого рождается спонтанно придуманная история.
Здесь следует обратить внимание на используемые при раскраске цвета, а так же и на увиденные образы. Если ребёнок рассказывает какую- то историю по нарисованной картинке, уточните у него роли персонажей и кого они ему напоминают, на кого похожи.

Занятие 9 «Маленький секрет»
Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.
Материалы: лист бумаги, цветные карандаши.
Процедура: «Сядь поудобней, сделай 2 –3 глубоких вдоха, закрой глаза. Сосредоточься и вспомни своё любимое место, где ты любишь быть, где тебе спокойно и хорошо, если такого нет, придумай его. Звуки, цвета, окружающие предметы в этом месте, какие они. Поиграй там некоторое время. А теперь ещё раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза.
Попробуй нарисовать это место, что ты представил».
Затем вместе с ребёнком обсудить картинку, о чём он думал, на что это всё похоже.

Занятие 10 «Каким я хотел быть и какой я сейчас»
Цель: помочь ребенку самостоятельно контролировать самого.
Детям предлагается нарисовать себя, каким он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами – как стать лучше) какие шаги нужно предпринять, чтобы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить.
После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку – лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, чтобы быть лучше.)


Методики по коррекции агрессивного поведения
1. Методика «Соломенная башня».
Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и невербальной агрессии в присутствии других людей (психолога).
Данное упражнение выполняется на консультации в присутствии и ребёнка и его родителей.
Материал: некоторое количество соломинок, спичек или можно, в крайнем случае, попытаться построить карточный домик.
Процедура: Семье предлагается совместно построить в течение 20 минут домик или башню, но так, что бы все участники были обязательно задействованы в работе.
Психолог засекает время, и пока семья начинает свою работу в его задачу входит проанализировать:
Насколько организованно семья распределила обязанности
Кто занял лидирующую позицию (начал командовать)
На сколько уважительно члены семьи относились друг к другу
Какую роль в этом процессе играл ребёнок
Не был ли кто-то обижен, агрессивен, или не задействован в выполнении задания.
По окончанию психолог обсуждает чувства, возникшие в игре, кто и насколько активно или пассивно участвовал, заметили ли сами члены семьи свои взаимоотношения и т.д.


2.Методика «Наши чувства».
Цель: посредством ознакомления детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а так же отреагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.
Материалы: карточки с названием чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.
Процедура: предложить ребёнку разделить карточки на две группы, в которой одни чувства будут положительными, а в другой -отрицательные. А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться. После этого, дать ребёнку задание нарисовать те чувства, которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему.
3.Методика «Театр из пластилина».
Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина.
Материалы: коробка с пластилином, палочки, веточки, а так же маленькие игрушки и конструктор.
Процедура: первый этап может быть осуществлён по принципу методики «Мои эмоции», но с добавлением агрессивной окраски. Например: игра «Крепость». Ребёнок строит один лагерь из пластилина, а другой из конструктора, одной из сторон объявляется война. Разыгрывается нападение, дальнейший ход придумывает ребёнок, будет ли кто - то победителем или он всё разрушит, психолог остаётся здесь зрителем и лишь поддерживает динамику процесса высвобождения агрессии.
В момент, когда психолог почувствует, что агрессивные импульсы стали постепенно угасать в игре, ему следует постараться постепенно, посредством новых историй научить ребёнка понимать и контролировать свои порывы. А так же объяснить, чем они будут мешать в жизни «главного героя», и постараться обратить внимания ребёнка на то, что негативные чувства других в большинстве случаев можно обратить в добрые.

4.Методика «Мои эмоции».
Цель: возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.
Материалы: картон, детский конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки и т.д.)
Процедура: Проводится на примере сказок, либо вместе с ребёнком придумываются различные истории, где ребёнок придумывает персонажей и наделяет их определёнными качествами и поведением. Затем истории проигрываются, их можно записывать на камеру, а потом вместе с ребёнком просматривать и выделять персонажей, на сколько их задуманный образ получилось передать, какие качества этот образ подчёркивали, каким героем ему больше нравилось быть и почему. Если отрицательным, то побеседовать о том, что же не хватает положительному герою, что бы быть лучшим и как ему этого достичь. Придумать сказку, где положительный персонаж постепенно наделяется теми качествами, что нравятся ребёнку в отрицательном герое и что из этого в итоге получается.

Вербальные творческие упражнения «Придумываем сказку»
Цель: развитие творческих способностей, воображения; коррекция негативизма.
Процедура: Психолог начинает сказку, предлагая каждому из детей придумать продолжение.
1 Сказка. «Сказка о мальчике, который ничего не хотел».
Жил-был мальчик. Звали его.
Он никогда ничего не хотел. Не хотел умываться, одеваться.
Он ничего не хотел, потому что..
Однажды он встретил..
И тот предложил..
Мальчик отказался, и вот что произошло
2 сказка « Сказка о девочке, которая сидела в шкафу»
* Жила-была девочка. Звали ее
* Она ни с кем не хотела делиться игрушками, потому что
* И она собрала все игрушки и залезла в шкаф. Шкаф был старый и очень
большой, и в нем пахло
* Девочка сидела в шкафу и думала о
* Вдруг на нее свалилось.
* Девочка закрыла глаза и представила.
* И вот что было потом
3 сказка «Не хочу и не могу»
Психолог предлагает придумать сказку про двух принцесс. « Жили-были две принцессы - «Не хочу» и «Не могу». Как вы думаете, почему их так называли?
Где они жили? С кем они дружили? Выслушать все ответы детей.


4 сказка ««Хочу и буду»
Психолог читает стихотворение, дети после каждой строчки должны сказать «хочу и буду»:
В грязи валяться, кувыркаться ( хочу и буду)
С друзьями постоянно драться ( хочу и буду)
Перед зеркалом кривляться ( хочу и буду)
Одним мороженым питаться ( хочу и буду)
Спросите у детей, что произойдет с человеком, если он будет так себя вести.

Пластические упражнения
«Напугаю». Дети сидят на подушках, держатся за мочки ушей. По сигналу психолога «Напугаю!» дети должны скорчить страшную рожицу.
«Вдыхаю смелость - выдыхаю страх». Дети повторяют за психологом: «Вдыхаю смелость» - и делают глубокий вдох. Психолог говорит: «Выдыхаем страх» - и дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза. Можно использовать воздушные шарики, в которые дети будут выдыхать свои страхи.
«Рисуем цифры ногами». Покажите детям, как рисовать цифры в воздухе ногами. От 1 до 5 рисовать левой ногой, от 5 до 10- правой ногой.
«Канатоходцы». Прыгалки сложите «восьмеркой». Ребенок с закрытыми глазами идет по «восьмерке», руки в стороны, другой ребенок «страхует», чтобы тот не оступился. Каждый ребенок проходит три «восьмерки».
Кукольный театр.
Цель: формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками, развитие диалогической речи.
Психолог предлагает детям разыгрывать некоторые ситуации от имени кукол. Сам комментирует ситуацию, помогает детям моделировать конструктивные диалоги. Примеры ситуаций:
- куклы подрались из-за машинки;
- одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть, остальные ее уговаривают;
- одна из кукол боится делать прививки;
- одна из кукол боится темноты, остальные объясняют, что в темноте ничего страшного нет;
- одна из кукол заблудилась в лесу, остальные помогают найти дорогу домой;
- одна из кукол идет с мамой в магазин и требует все-все, остальные объясняют
почему так делать нельзя и почему невозможно купить все, что хочется.
прежде чем разыгрывать любую ситуации. Психолог распределяет роли и раздает кукол. Объясняет детям, что от них требуется: «Ты будешь зайчиком, который всего боится. Ты будешь лисичкой, которая уговаривает зайчика ничего не бояться, потому что у него быстрые ноги, и он может убежать» и т.д.
Каждый ребенок должен произнести несколько реплик.

Психологическая игра – сказкотерапия
«Поможем колобку»

Цель: воспитание эмпатии, желания помочь живому существу в трудной жизненной ситуации, умения находить выход в экстремальной ситуации.
Оборудование:
куклы-персонажи к сказке «Колобок» и декорации.
иллюстрация к сказке «Колобок» (лиса и колобок)

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Рассаживайтесь, кому, где нравится. Сегодня в гости к нам пришла сказка. (появляется Петрушка)
Петрушка: Здравствуйте, мои маленькие зрители! Мою сказочку увидеть не хотите ли? Называется она,догадайтесь сами
(вывешивает на ширму иллюстрацию к картине «Колобок») Называется она.?
Дети: «Колобок».
Петрушка: Правильно, «Колобок», колобок - румяный бок. Внимательно мою сказку смотрите, ничего не пропустите и не говорите потом, что ничего не видели! (появляются дед и бабка, дед потирает брюшко)
Дед: Эй, бабка, есть хочу!
Бабка: Вот тебе каша гречневая, ешь на здоровье!
Дед: Каша-каша, надоела мне твоя каша. Хочу чего-нибудь печеного, мяконького и свеженького. Слушай, бабка, испеки-ка ты мне колобок.
Бабка: Какой колобок? У нас и муки нет, и сметаны на донышке осталось, и маслица только капелька.
Дед: А ты по сусекам поскреби, по амбарам помети, глядишь, и на колобок насобирается. А я пока пойду, в горнице подремлю. Как готов колобок будет, ты меня разбуди (зевает и уходит в дом)
Бабка: Может и правда, пойти да по сусекам поскрести? (уходит и сразу возвращается, держа в руках чашку с мукой)
Бабка: Вот сейчас муку просею, сметанки добавлю, маслица подолью, сахарку подсыплю, немного соли, все перемешаю, тесто хорошенько замешу.
Ты глянь, колобок и впрямь получился на загляденье. Можно и в печь садить. (уходит)
Петрушка: Посадила бабка колобка в печь, а сама присела у печи да задремала. Лежал-лежал колобок в печи, во все стороны переворачивался, а как надоело ему лежать, взял да и выкатился сам из печки.
Колобок: Уф, жарко-то как! Чуть не сгорел я в печке, скорее на окошко, остудиться немножко. Ой, дети какие-то. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки.
Ведущий: Здравствуй, колобок - румяный бок. Какой ты красивый, даже жалко, что скоро проснется дед и съест тебя.
Колобок: Как съест? Меня, такого красивого, возьмут и съедят? Детишки, это правда?
Дети: Да.
Колобок: Не хочу быть съеденным, скорее на улицу.
Петрушка: Подпрыгнул колобок и на окошке оказался, а за окошком такая красота, такой простор! Спрыгнул колобок на тропинку и покатился подальше от деда с бабкой. (колобок катится, навстречу заяц)
Заяц: Ой, боюсь-боюсь (прячется за елку).
Колобок: Эй, кто там?
Заяц (стучит зубами) Это я, заяц, по кличке Косой.
Колобок: Не бойся меня, Косой, я колобок - румяный бок, меня съесть дед хотел да не успел.
Заяц: А можно я кусочек откушу?
Колобок: Лучше, Косой, мою песенку послушай: « Я колобок- колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в масле пряжен, в печку сажен. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, и от тебя, Косой не хитро уйти»
Петрушка: Заяц глаза свои косые раскрыл, уши длинные растопырил, песенку заслушался, а колобок уже дальше катится. Только заяц его и видел.
Заяц: Ой, я слышу, как сюда бежит волк. Скорее уносить надо ноги (убегает, появляется волк)
Волк: Кажется, здесь только что был заяц. Детишки, заяц здесь не пробегал? А куда он побежал? Мой нос почуял что-то вкусненькое и совсем рядом. (догоняет колобка)
Волк: Эй, стой. Кто бы ты ни был, а я тебя съем. Потому что я самый злой и голодный Волк в мире.
Колобок: Послушайте, злой и голодный Волк, съесть меня Вы всегда успеете, я вам лучше песенку спою (поет свою песенку и катится дальше)
Петрушка: Волк пасть свою разинул, на колобка уставился, а колобок уже дальше катится.
Волк: Я до тебя еще доберусь, колобок - румяный бок. Ой, что это? Я слышу, как ветки трещат, не иначе сам Михаил Потапович сюда идет. Мне с ним лучше не встречаться. Лучше ноги унести, чем медведь бока намнет. (убегает, появляется медведь)
Медведь: Кто это тут песенки распевает, чем это вкусным тут так пахнет?
Колобок: Я колобок - румяный бок, а Вы кто?
Медведь: А я медведь, Михаил Потапович. И тебе сейчас бока намну.
Колобок: Михаил Потапович, может, лучше песенку мою послушаете?
(поет песенку)
Петрушка: Заслушался медведь сладкой песенки, а колобок уже далеко, только медведь его и видел.
Медведь: Вот ведь хитрый какой оказался этот колобок. О, а вот сюда идет та, кто хитрее всех на свете. Мне с ней встречаться не очень-то хочется. Уйду я от греха подальше. ( уходит, появляется лиса)
Лиса: Мой чуткий носик подсказывает мне, что сегодня я полакомлюсь чем-то очень вкусненьким. А мой носик меня еще никогда не подводил.
Ну, надо же, еда сама ко мне катится. Осторожно, лисонька, не спугни лакомый кусочек. ( к ней приближается колобок).
Боже мой, откуда взялось это прелестное создание? Кто ты, дружок?
Колобок: Я колобок – румяный бок. А Вы кто?
Лиса: А я лисичка- сестричка, а что ты там напевал, дружочек?
Колобок: Свою песенку. Я и вам спою. (поет)
Лиса: Поешь ты замечательно, только я слов не разберу, глуховата с годами стала. Прыгни мне на носик, спой еще раз. (появляется Петрушка)
Петрушка: (кричит) Нет-нет, колобок, не делай этого! Не могу я спокойно усидеть на этом месте. Ребята, вы знаете, что сейчас случится? Это ужасно, лиса проглотит колобка, такого красавца. Не могу! Я лучше уйду! Все, сказке конец!
Ведущий: Подожди, Петрушка, не уходи, пусть наши зрители придумают другой, счастливый конец этой сказки. Ребята, вам ведь не хочется, чтобы колобка проглотила хитрая лиса? Давайте поможем колобку избежать гибели. Наш колобок не только красивый, но еще и вежливый. Вы заметили, что он ко все героям обращался на «вы», вежливо, никому не грубил. Жалко такого хорошего колобка терять. Подумайте, как можно ему помочь. Давайте сейчас вместе сядем и вместе придумаем, как спасти колобка. А потом покажем свой конец этой сказки. Согласны? Тогда за работу.

II. часть. В группе идет обсуждение. Дети предлагают выходы из сложной ситуации для колобка и с психологом готовят новый (счастливый) конец сказки.
По окончанию обсуждения представляют результаты своей работы.

III. Рефлексия. Обсуждаем, что понравилось детям на игре, что вызывало затруднения при выполнении задания, чему дети научились, чему научила их сказка..

IV Домашнее задание: придумать свою сказку, где бы героям потребовалась помощь в опасной ситуации.



Ролевые игры.
Цель: выявить содержание внутренней позиции детей, их отношение к окружающему миру.

Психолог предлагает детям ситуацию, героями которой они становятся.
«Представь себе, что ты оказался на необитаемом острове. Что ты будешь делать? Кого позовешь на помощь?» Все дети по очереди представляют себя Робинзоном.
«Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь и сделаешь, чтобы лиса тебя не съела?»
«Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты ее поймал? Что ты спросишь у щуки?»
«Представь, что ты – доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверюшек?»
«Представь, что ты новогодняя елка. Давайте украсим новогоднюю елку. Что елка могла бы рассказать ребятам?»

2. ПРИЛОЖЕНИЕ к БЛОКУ « ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»

Познавательные игры

1.Игра «Как достать?»
Педагог-психолог ставит перед детьми мягкую игрушку зайчика и стеклянную банку, в которой лежит морковь. Затем просит детей покормить зайчика, но при этом говорит, что руками лезть в банку нельзя, а нужно достать морковь с помощью одного из предметов: палочки, вилки, сачка или ложки. Если дети сразу выберут вилку, можно затем предложить им проверить свойства других предметов, обратив внимание на то, почему ими труднее или совсем невозможно достать из банки морковь.
Примечание: можно разнообразить игру, предложив детям достать из банки помидор, огурец для других персонажей.

Игра «Добрый клоун»
Психолог приносит на занятие игрушку клоуна, в руках у которого связка воздушных шариков. Психолог говорит детям, что клоун принес эти шарики для детей и их друзей. Затем он предлагает детям подойти и взять шарик определенного цвета. Если ребенок ошибается, то шарик как бы не поддается, и остается в руках у клоуна, пока ребенок не исправит ошибку. От имени клоуна психолог предлагает выбрать шарик любого цвета ( назвав цвет) для друга, для мамы или для учителя.
Во второй половине занятия психолог предлагает детям нарисовать портрет доброго клоуна и подарить ему свои рисунки .

Игра «Чудесный мешочек»
На левую руку ребенка надевают «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки. Сам мешочек лучше сшить из ярких цветных лоскутков.
На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигурку, а правой- рисует ее контуры на бумаге. Затем фигурка вынимается из мешочка. Ребенок сравнивает ее с нарисованной и раскрашивает таким же цветом, что и оригинал.

Познавательно-обучающие занятия

«Соль и перец»
Смешайте немного соли и перца вместе. А затем попросите ребенка отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки не принесут никакого результата. Секрет в том, что надо потереть ложку о свитер или о тряпочку из искусственного волокна или шерсти. А затем подержать ее над смесью. Перец очень легкий И за счет этого статическое электричество на ложке поднимает его и отделяет таким образом от соли.
Это простая и эффективная демонстрация статического электричества. Для маленьких детей это волшебство, связанное с наукой.

«Невидимые чернила»
Один из самых простых рецептов невидимых чернил- картофельный сок. Для его приготовления необходимо срезать верхушку с обеих сторон большой картошки, поставить ее на стол и проковырять в ней дырку внутри. В образовавшееся отверстие выжмите сок из отдельных частей картошки. Писать можно спичкой, макая ее внутрь чернильницы. Письмо станет невидимым, как только высохнут чернила. А чтобы прочесть послание, необходимо подержать его у огня ( например, снизу подержать зажженную свечу) Лимон, луковый сок или кока-кола также подойдут для этого занятия.

«Веселая мозаика»
Цель: развитие памяти, внимания.
Материалы: карточки-образцы, набор чистых карточек, фишки
Процедура: ребенок должен на карточке, где выложен образец- четыре точки из цветной бумаги, выложить на специальной доске этот образец. Из кучи фишек он должен брать только одну фишку и выкладывать ее на доске.
После выполнения задания он должен выложить данный образец по памяти. психолог показывает карточку, затем ее убирает.



Коррекционные занятия

1. «Путешествие в Страну гномов»
Цель: коррекция и развитие учебных навыков;
коррекция межличностных взаимоотношений;
Оборудование: лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры
1.Разминка.
. «Если бы ты нашел сокровище, чтобы ты стал с ним делать? Слушаем ответы детей, обобщаем сказанное.
2.Игра «Путешествие в Страну Гномов»
Ведущий: Сегодня нас с вами ожидает путешествие в Страну гномов. Оно будет необычным: туда не добраться на поезде, корабле или на самолете. Попасть в эту страну может только тот, кто знает секрет волшебного превращения предметов: умеет из больших вещей делать маленькие. Давайте потренируемся, я буду называть большой предмет, а вы по очереди такой же, только маленький:
дом –(домик) крыльцо- (крылечко)
лес- (лесок) озеро- (озерцо)
дерево- (деревце) заяц- (зайчик)
человек- (человечек) молоко- (молочко)
рыба- (рыбка) окно-( окошко)
палка- (палочка) гном- (гномик)
солнце- (солнышко) лодка- (лодочка)
шар- (шарик) гвоздь- (гвоздик)
Ведущий: Молодцы, ребята, теперь вы сумеете сами превратиться в гномиков . На своих листочках придумайте и напишите имя, которым вы будете сегодня называться. Нарисуйте себя и не забудьте уменьшить свою одежду- платье или рубашку, брюки или шорты, свою обувь .

Рисование. Экскурсия в галерею гномов. (дети представляют свои рисунки)
Составление карты Гномии.
Ведущий рассказывает детям о главных достопримечательностях этой страны: добром дракончике, подземных озерцах с золотыми и серебряными рыбками, рощицах с карликовыми деревцами, домиках и шалашиках, в которых живут гномики, о необычных животных, обитающих в этой стране.
По ходу рассказа дети наносят все это на карту Гномии.
Готовая карта вывешивается в комнате, и дети могут в последующие дни придумывать и наносить на нее новые объекты.

3. Заключение.
Ведущий: чтобы волшебство не исчезло, вы должны сегодня весь день говорить на языке гномов, то есть, уменьшать все слова.
А на следующем занятии мы отправимся в путешествие в Страну Великанов. Хотите там побывать? Тогда я буду ждать вас здесь же через неделю. Не опаздывайте, пожалуйста, и захватите с собой ваше хорошее настроение. До скорой встречи!

Аналогично можно провести занятие «Путешествие в Страну Великанов»

2. «Путешествие в страну Загадок»
Цель: развитие логического мышлении, словаря.
Оборудование: карточки-тексты с загадками, картинки с отгадками

Занятие начинается с загадки о море.
Огромное, красивое В нем живет большой дельфин
И черное, и синее, Не ходи туда один.
Спросите детей: «Как еще можно сказать о море? Кто живет в море? Почему в море нельзя идти одному?
Когда становится темно,
И страшно мне смотреть в окно
Она на небе появляется
И нам светить всю ночь старается. (луна)
Спросите детей: «Чем отличается луна от солнца? Как называется кусочек луны, похожий на дольку?»
Похожа на маленький самолет
Присядет на лист и снова в поле.
Прозрачные крылья, большие глаза,
Это красавица - (стрекоза)
Спросите детей: «Чем стрекоза отличается от бабочки? Чем они похожи?»
Он людям помогает
Дорогу перейти,
Цветами вам мигает:
«Стой, подожди, иди». (светофор)
Спросите детей: «Что было бы, если бы все светофоры сломались?»

По ходу отгадывания дети находят и выкладывают на столе картинки-отгадки.
Количество загадок на одном занятии может быть 10-12, поскольку они еще сопровождаются небольшой беседой- комментарием.






3. ПРИЛОЖЕНИЕ к БЛОКУ « Я и МОЕ ТЕЛО»

План занятия по коррекции двигательной сферы


ЭТАПЫ
время
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

1
Растяжки
5-6 мин
«Струночка». Упражнение выполняется лежа на спине. Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками и ногами и описать свои ощущения. Пол может быть твердым, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растягивает
( другая лежит расслабленно), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, двумя ногами, затем- правой (рука, нога и бок) и левой стороной тела (линейные растяжки. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

2
Дыхательные упражнения
4-5 мин
И.п.- лежа на спине. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

3
Глазодвигательные упражнения
4-5 мин
И.П.- лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево). Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-то яркие предметы, маленькие игрушки

4
Телесные упражнения
15 мин
И.П.- лежа на спине. «Велосипед»- ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом - другого колена.
«Качалка»- Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперед-назад, прокатываясь всеми позвонками по полу.

5
Упражнения для развития мелкой моторики рук
10 мин
«Колечко»- поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом ( от указательного пальца к мизинцу) и в обратном ( от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Ухо- нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

6
Упражнения для релаксации
10-15 мин
«Огонь и лед». Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде «Огонь» начинают интенсивно движения всем телом. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело.
«Пляж». И.П.- лежа на спине. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум воды. Пусть прислушается к своему телу, почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить позу так, чтоб ему было максимально удобно. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вздох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.











4.ПРИЛОЖЕНИЕ

Индивидуальная карта оказания психолого-педагогической помощи ребенку с ЗПР
Фамилия, имя----------------------------------------------------------------------------------Возраст------------------------------------------------------------------------------------------
Адрес--------------------------------------------------------------------------------------------
Сведения о родителях
Отец---------------------------------------------------------------------------------------------Мать---------------------------------------------------------------------------------------------
Социальный статус семьи------------------------------------------------------------------Условия (бытовые, материальные)-------------------------------------------------------Особенности раннего развития ребенка----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Биологические факторы: (подчеркнуть)
хромосомно-генетический
инфекционные заболевания (перенесенные в раннем детстве)
эндокринные заболевания
алкоголизм (родителей)
отклонения в здоровье матери (какие)
патологическое протекание родов
родовые травмы
мозговые травмы
внутричерепные новообразования
хронические заболевания (какие)
Успеваемость в школе-----------------------------------------------------------------------
Увлечения ------------------------------------------------------------------------------------
Педагогические наблюдения---------------------------------------------------------------Медицинские наблюдения---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наблюдения психолога---------------------------------------------------------------------
Формы коррекционной работы--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Результаты----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------Рекомендации--------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------







Литература

1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ М., 2007.
2.Выготский Л.С. Проблемы развития психики в 6 т.Т.5, М., 1983.
3. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников,
отстающих в развитии.- М., 1973.
4. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы Ростов н/-Д.2004
5. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред.
Битяновой М.Р. - М., 2007.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - ч.1. М., 2004
7. Специальная психология - изд.4 под ред. Лубовского В.И. М., 2007
8. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития-
М., 1990.
9. Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике
и изучении детей с интеллектуальной недостаточностью //
Дефектология.- 1994.- №1






































13PAGE 15


13PAGE 143715




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415