Коррекционно-развивающая программа для учащихся 2-3 классов с задержкой психического развития.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
города Новочебоксарска Чувашской Республики

УТВЕРЖДАЮ:

РАССМОТРЕНО


Директор МБОУ «СОШ № 13»

на заседании методического объединения

_________ Н.К. Мясникова

Протокол № 1

Приказ № 240 от «29»августа 2015 г.

от «28» августа 2015 года




Коррекционно-развивающая программа для учащихся 2-3 классов
с задержкой психического развития.


Составитель программы:
педагог-психолог МБОУ «СОШ №13»
Филонова Евгения Вениаминовна
(ФИО учителя)
Первая
(квалификационная категория)

_________________________________
(подпись учителя)



на 2015-2016 учебный год














Новочебоксарск 2015 г.
Содержание

Введение........................................................................................................3
Пояснительная записка....5
Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию познавательной деятельности......8
Литература....10
Приложение 1. Развитие умения переключать, распределять внимание.......................13
Приложение 2. Развитие визуальной и аудиальной памяти....................15
Приложение 3. Игры и упражнения на развитие операций сравнения и обобщения17
Приложение 4. Пространственное восприятие букв и цифр..19
Приложение 5. Предложение. Составление предложений..21





















Введение
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993), а также Конституцией РК, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в Казахстане, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении. К сожалению, число детей с задержкой психического развития не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.
Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы. Причины таких состояний разнообразны. Как отмечают многие исследователи (Т.А.Власова, В.И.Лубовский, И.Ф.Марковская, К.С.Лебединская и др.) к ним относятся и органическая недостаточность ЦНС, и конституциональные особенности, и неблагоприятные социальные факторы, хронические соматические заболевания, а также тяжёлые психотравмирующие ситуации.
История исследования детей с названным типом развития имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: «отстающие в педагогическом отношении», «псевдонормальные», «запоздавшие». В отечественной психолого-педагогической литературе для обозначения подобных состояний существовали такие определения, как «слабоодаренные дети» (В.П. Кащенко), «умственно недоразвитые», находящиеся между умственно отсталыми и нормальными детьми (П.П. Блонский).[6]
Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется прежде всего «замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию».[10]
Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е гг. XX в.
Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР были представлены в работе Т.А. Власовой и М.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».[1] Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70- 80-е гг. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки у детей психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:
- задержка психического развития конституционального происхождения;
- задержка психического развития соматогенного происхождения;
- задержка психического развития психогенного происхождения;
- задержка психического развития церебрально0органического генеза.
Поиск дифференцированных средств для определения форм ЗПР, осуществляемый Р. Заззо и его сотрудниками, направлен, в основном, на выделение различных психологических синдромов и их этиологии для групп детей с ЗПР. По мнению Р.Заззо, до сих пор вопрос о ЗПР решался на основе либо только биологических, либо социальных факторов. Однако «использование психологических критериев позволяет выделить специфические особенности дефекта у различных форм ЗПР»[49]. Р. Заззо выдвигает идею гетерохронии развития, согласно которой психические функции у детей с нарушением психического развития формируются не в едином темпе. И чем больше выражен дефект психического развития, тем больше расхождение между психическими функциями и психобиологическими возрастными показателями развития. Для определения характера ЗПР он указывает на необходимость сбора наиболее полной информации: данные о беременности матери, характеристика семейной обстановки, социально-экономический уровень семьи, моральное поведение родителей и отношения между ними.[24]
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что увеличение детей с ЗПР отмечается во всем мире и проблема их воспитания и социальной помощи становится актуальной психолого-педагогической проблемой. А проблема поиска средств и форм преодоления школьной неуспеваемости детей с задержкой психического развития, находящихся на обучении в массовой школе и испытывающих устойчивые трудности в овладении основными учебными дисциплинами, является чрезвычайно значимой для решения фундаментальных задач теории и практики специальной психологии.










Пояснительная записка.
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).
Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления. У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З. Тржесоглава).[10]
Многие исследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти.[20]
По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.
Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов.
Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР.
У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (З. Тржесоглава).[10]
Таким образом, психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе. Сущность психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.
Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию познавательных процессов детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей.
Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.
Задачи:
Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся.
Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии).
Увеличение объёма памяти, внимания.
Развитие речи, совершенствование языкового анализа и синтеза.
5. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий).
Развитие саморефлексии.
Принципы построения программы.
Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Единство диагностики и коррекции.
Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Комплексность методов психологического воздействия.
Возрастание сложности.
Учет объема и степени разнообразия материала.

Программа рассчитана на детей 8-9 лет (2-3класс) и включает познавательные упражнения, ориентированные на коррекцию познавательных процессов, развитию общей осведомленности, упражнения на развитие моторики, а также совершенствованию языкового анализа и синтеза.. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного усвоения программного материала.
Программа включает в себя входную и итоговую диагностику познавательных процессов.
Общее количество занятий – 68. В том числе по два занятия на входную и итоговую диагностику. Остальные (64) делятся на разделы:
1.Развитие внимания.
2. Развитие памяти.
3. Развитие мышления.
4. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.
5. Развитие языкового анализа и синтеза.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут в течение одного учебного года.
Все занятия построены следующим образом:
1. Разминка, настрой на занятие. (3-4мин)
2. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (15 мин).
3. Рефлексия занятия. (2-3 мин.)
Прогнозируемые результаты:
Активизация творческой и познавательной активность учащихся.
Рост показателей развития памяти, внимания.
3.Умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать различные предметы и выявлять различия в них.
4. Овладение учащимися самостоятельной, связной, грамматически правильной речью.
5.Повышение качества обучаемости.
6. Умение анализировать свою деятельность.
Способы отслеживания результатов:
Показатели психодиагностических, педагогических обследований.
Наблюдение за работой учащимися во время уроков.
Учёт успеваемости учащихся по предметам.
Возможные риски в ходе реализации программы:
1. Отсутствие необходимой материально-технической базы.
2. Нарушение сроков реализации программы вследствие болезни учащегося.














13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
16
Пространственное восприятие букв и цифр
2


17
Развитие временных представлений
2


Раздел 6. Развитие языкового анализа и синтеза
16
Дифференциация сходных по написанию букв
2


17
Дифференциация звонких и глухих согласных
2



Совершенствование звукобуквенного анализа и синтеза
2



Развитие слогового анализа и синтеза
2



Предложение. Составление предложений.
3



Предлоги
1



Работа с текстом.
2


Раздел 7. Проверка эффективности работы по программе.

1
Диагностика познавательной сферы
2



Итого
68



Литература
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития //Под ред. К.С. Лебединского. – М., 1982.
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа./Под. ред.И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось- 89», 2004.
3.Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.- М.: Школьная Пресса, 2006 .
4.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
5.Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989
6.Блонский П.П. Развитие мышления школьника // Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. / под ред. А.В. Петровского, 1979.
7.Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». – Вып. 1 /Под ред. Бурлаковой Н.С.- М.: «Перспектива», 1998.
8.,Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр.- СПб.: Детство-Пресс, 1999.
9.Горбикова С.А. Игры и упражнения для интеллектуального развития младших школьников. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.Дети с задержкой психического развития. // Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Ципиной Н. А. М., 1984.
11.Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12 Загребина Е.В., Запольских О.Л., Чадаева А.В., Олькова С.А. Проект«Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ (ФФН, ЗПР)» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Игры на развитие памяти, внимания и сообразительности[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Игра- головоломка «Танграм». http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/
Интеллектуальное упражнение "Все познается в сравнении" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 16.01.2013. – Режим доступа: http://azps.ru/training/intelligence/vsyo_poznaetsya_v_sravnenii.html (16.01.2013).
Как развить память у взрослых?[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001
Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно- методическое пособие. – СПб: «МиМ», 1997.
Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (5-6 класс). – М.: издательство «Ось - 89», 2001.
Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: комплект тетрадей по коррекционной и логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К. «Дом печати-ВЯТКА», 2004.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом упражнений по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство «Гном и Д»,2007.
Мамайчук И.И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с ЗПР. – СПб.: Речь, 2004.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. 64 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М. : «Просвещение», «Учебная литература», 1996.
Практическая психология в тестах, или кака научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Практическая психология образования. / под ред. И.В. Дубровиной. – М., Сфера 1997.
Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг: учебно-методическое пособие для учителей и родителей. – СПб.: Речь, 2002.
Психологические игры и упражнения для развития памяти детей[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Развитие памяти у детей, игры и упражнения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Развитие памяти: уроки запоминания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Игры, задания и упражнения для развития памяти детей от 3 до 7 лет Источник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – Учебное пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
Романина В.И. Подготовка детей к школе. Конструирование букв и цифр М. :Владос, 2001. - 40 с. : ил. - ISBN 5-691-00724-6
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка.-М.: «Айрис-пресс», 2005.
Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 67 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ". Электронный методический сборник. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тренировка памяти [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ТютинаЕ.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей: сущность и особенности. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Устранение оптической дислексии и дисграфии// Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998г. - с. 153-165
Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ / Сост. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992. - 52 с
Упражнения и игры для развития мышления детей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7 упражнений для развития зрительной памяти у детей. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СПб.: Издательство «Лань», 2001.
Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты», М., «Владос» 1999г.
Шевченко С.Г.,КостенковаЮ.А., Р.Д. Тригер, Шевченко «Дети с задержкой психического развития», М., «Школьная Пресса», 2004г.

Эльконин Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1989.
Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. - М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000
















Приложение 1.
Занятие 1.
Тема: Развитие умения переключать, распределять внимание.
Цель:
-Развитие умения переключать, распределять внимание;
-Развитие зрительно-пространственной ориентировки;
-Развитие мелкой моторики;

Настрой на работу. Когнитивное упражнение "Чаша доброты" (эмоциональное развитие). "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою  любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша  чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты".

Упражнение 1.«Не собьюсь».
Нужно посчитать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь»

Упражнение 2. «Слушай внимательно»
Называются различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Учащийся внимательно слушает их, хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное, растение и т.д.

Упражнение3.. «Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог «перестрелка»:
- Ну, начали! Повторите «стол».
Играющие говорят: «Стол».
- Повторите «окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите «улица». Быстро «кошка». Вслух «дым» ит. д.
Упражнение 4. «Графический диктант»
Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна вверх; одна вправо, две вниз и т.д.).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рефлексия занятия: оцените свою работу сегодня от 0 до 3 баллов. 3 балла – это наивысшая оценка работы. Ведущий при этом спрашивает каждого ребенка – насколько хорошо тот оценит свою работу. Обсуждение с детьми сложности упражнений.








Приложение 2.
Занятие 2
Тема: Развитие визуальной и аудиальной памяти.
Цель:
-Развитие объёма и устойчивости визуальной и аудиальной памяти;
-Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
- Развитие ассоциативного мышления, памяти.
-Развитие концентрации внимания
Разминочное упражнение: «Трава, кусты, деревья» - если ведущий говорит «деревья» - дети встают, поднимают руки вверх и тянутся на носочках вверх, если ведущий говорит «кусты» - дети вытягивают руки перед грудью на уровне плеч, а если «трава» - приседают.
Упражнение 1 «Послушай и нарисуй» Задача учащегося нарисовать изображения точно по инструкции, запомнив ее на слух. Задания читаются 3 раза. Они даны по степени возрастания сложности. Подчеркните важность выделения в содержании прочитанного самого главного. При необходимости приведите ребенку какой-нибудь пример. Задания 1.Нарисуй пять ромбов разного цвета и объема. Последний ромб должен быть синего цвета, средний должен быть самый большой. 2.Нарисуй шесть мячей разного цвета и объема. Шестой мяч должен быть красного цвета, первый с полосками, а третий самый маленький. 3.Нарисуй семь воздушных шаров разного цвета и размера. следующий шар должен быть зеленого цвета, у среднего нарисуй ниточку, четвертый шар должен быть самым большим. 4.Нарисуй семь рамок для картин разного цвета и размера. Третья рамка должна быть желтого цвета, в последней изображен цветок, а пятая должна быть овальной формы.
Упражнение 2. «Запомни фигуру»
«Я читаю названия геометрических фигур, вы их находите. Такой подбор поможет вам запомнить все фигуры». После этого найденные фигуры возвращаются к остальным, перемешиваются. Учащимся нужно найти названные ранее фигуры.

Упражнение 3 «Слушай и исполняй»
Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем учащиеся должны выполнить эти действия.
Повернуть голову направо, голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.
Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
Повернуться налево, присесть, встать.
Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

Рефлексия занятия: «Корзина мнений» - учащиеся записывают на листочках свое мнение о занятии, все листочки складываются в корзинку, затем выборочно, учителем зачитываются мнения учеников и обсуждаются ответы.






















Приложение 3.
Занятие 3
Тема: Игры и упражнения на развитие операций сравнения и обобщения.
Цель:
-Развитие операций сравнения и обобщения;
-Развитие концентрации внимания;
-Расширение кругозора;
-Совершенствование грамматического строя, расширение словарного запаса.

Прежде чем начать работать давайте выполним глазодвигательные упражнения. Которые помогут глазкам отдохнуть, и активизируют наш ум.
Исходная позиция сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз. По четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе переносицы. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлечения ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др.
Упражнение1 «Бывает - не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете учащемуся мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д. 

Упражнение 2. «Обобщение»
Учащийся должен подобрать обобщающие понятие.
1. Суп, гуляш, каша, кисель.
2. Курица, гусь, утка, индейка.
3. Лошадь, корова, овца, свинья.
4. Волк, лиса, медведь, заяц.
5. Картофель, свекла, лук, капуста.
6. Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.
7. Тарелка, стакан, кружка, блюдце.
8.Стол, стул, диван, кресло, шкаф.
9. Рубашка, платье, юбка, брюки.
10. Тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли
11. Берёза, липа, ель, сосна, осина.
12. Воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка.
13. Карась, щука, окунь, лещ.
Упражнение 3«Загадки»
На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?
Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:
- Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.
Поможет ли девочка маме? Почему?
Девочку Лену спросили:
- У тебя есть сестра?
- Есть.
- А у твоей сестры есть сестра?
- Нет, - ответила Лена.
А как ты думаешь?
Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?
У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?
У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

Упражнение 4 «Конкретизация понятий».
Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.
Рефлексия занятия: у вас на столе фишки желтого, красного и черного цвета, если занятие очень понравилось – поднимите фишку красного цвета, если не очень – желтого, ну а если вообще не понравилось – черного цвета. Обсуждение с детьми сложности упражнений.
Приложение 4.

Занятие 4.
Тема: Пространственное восприятие букв и цифр
Цель:
- Совершенствование зрительного восприятия букв и цифр, ориентировки на листе бумаги.

-Развитие пространственной ориентировки
-Развитие концентрации внимания.
-Развитие логического мышления.
Настрой на работу. Разминка. Игра «А-а-ах!»(тренировка умения владеть своими чувствами). Ведущий кладет руку на стол и затем медленно ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» - с тем, чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.

Упражнение 1 «Составь букву»
Реконструирование букв, то есть как бы “переделка” одной буквы в другую. Например: “Что нужно сделать для того, чтобы из буквы щполучить ш? А как можно переделать букву и в ц?”. Приводим некоторые возможные варианты реконструирования печатных и рукописных букв:
Ы - Ь - Ъ - Б - В – З
Т - Г - П - Н - И
Ж - Х - К
А - Д - Л - М
т - п - р - г
и - ш - ц - щ
Упражнение 2 «Найди букву С»


Упражнение 3 «Буквоед»



Упражнение 4 «Отгадай слово»

Инструкция: Переверните буквы и отгадайте слово.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] (Зазеркалье)


Рефлексия занятия: «Плюс –минус - интересно». Отметьте все плюсы занятия, все минусы. Что было наиболее интересным (можно данный типрефлексии провести и в письменном варианте)

Приложение 5.
Занятие 5
Тема: Предложение. Составление предложений.
Цель:
- Развивать умение предварительного планирования хода выполнения задания по построению предложений из слов.
- Развитие внимания, логического мышления.
- Обогащение словаря, развитие связной

Разминочное упражнение: «Запрещенное слово». Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем ребенку мяч, одновременно задавая вопросы: «Море синее, а солнце?», «Какого цвета роза?», «А ромашка?», «Слон большой, а мышка?». Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «абракадабра».


Упражнение 1 «Составь рассказ»
Помоги Незнайке: прочитай внимательно предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставь цифры по порядку в каждый пустой квадратик). Подбери название рассказу.








Упражнение 2 «Белка»
Составь из данных наборов слов предложения. Расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ. Запиши рассказ.
Белка, спешить, к, гнезду. Она, скакать, за, еловые, шишки. Забраться, белка, в, тёплое, гнездо. В, лес, закружила, вьюга. Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая. Белка, выбраться, из, гнезда.


Упражнение 3 «Исправь ошибки»
Мальчик стеклом разбил мяч.
Брат потерял библиотеку из книги.
Коза принесла девочке сена.
Телёнок ведёт девочку на верёвочке.
Весной луга затопили речку.
Коза напоила девочку водой.
После лета пришла долгожданная весна..

Упражнение 4 «Телеграммы»
Расшифруй телеграммы. Чтобы расшифровать телеграмму, нужно правильно разделить слова. (Например: труд нос котомка призы – трудно с котом капризы)

ТРУД НОС КОТОМКА ПРИЗЫ.
КОТЁЛ СМЕТА НУДНО ВЫЛ И ЗАЛ ВСЁ.
РЫБ У НЕ СКОТИНА КРЫШЕ СЪЕЛ.

Рефлексия занятия: продолжи предложение «Мне больше всего удалось»











13PAGE 15


13PAGE 14215




Рисунок 22 Заголовок 315