Урок — виртуальная экскурсия для 2 класса на тему «Люблю тебя, мой край родной»


муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа №2 им. С.И.Образумова»
Урок - виртуальная экскурсия
на тему
«Люблю тебя,
мой край родной»
Разработала
учитель начальных классов
Долгова Ольга Викторовна
р.п. Ардатов, 2017 год
«Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
В. А. Сухомлинский
Цель: систематизация и углубление знаний учащихся о крае, в котором они живут.
Задачи:
образовательная – обобщать и систематизировать знания об истории, культуре, экономике родного края; обобщить понятия Родина, малая Родина;
воспитательная - воспитывать любовь к родному краю, патриотизм, уважение к людям, чувства гордости за свою малую родину, воспитывать интерес и желание больше узнать о родном крае;
развивающая – развивать память, мышление, внимание, кругозор, устную речь учащихся, активизировать словарь.Методы и приёмы: словесные, наглядные.
Предварительная работа: посещение музея р.п. Ардатов.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, считаться с мнением других; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные УУД: формировать познавательный интерес к предмету исследования: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы
Ход урока.
Организационный момент. (Слайд 1)
Звучит песня «С чего начинается Родина».
Сообщение темы урока. (Слайд 2)
Учащийся читает стихотворение.
Под солнцем матери – России,
Теплом родной земли согрет,
Среди полей, под небом синим
Стоит Ардатов сотни лет.
Живи и помни, мой Ардатов,
Живи и помни, мой народ,-
В твоей истории богатой
Душа российская живёт.
Учитель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по любимому и родному краю, по нашему Ардатовскому району. Мы с вами ходили в Ардатовский музей. Видели много его достопримечательностей. Познакомились с необычными и удивительными страницами истории Ардатовского района. Вы дети 21 века, века скорости, компьютеризации, энергии. Жизнь стремительно движется вперёд и, кажется, что не надо оглядываться назад. Но это не так! Без прошлого нет будущего. Многое из истории нашего родного Ардатова мы должны взять за основу жизни, ведь что-то из этого поможет вам стать настоящим человеком, гражданином своей страны. Я обращаю ваше внимание на последние строчки нашего стихотворения:
Живи и помни, мой Ардатов,
Живи и помни, мой народ,-
В твоей истории богатой
Душа российская живёт.
- Как вы понимаете эти слова?
Актуализация знаний учащихся.
(Слайд 3)
Учитель:
- Почему надо знать историю своего родного края, посёлка?
- А кто знает, сколько лет нашему Ардатову? (464 года)
Основной этап урока. (Слайд 4)
(Слайды 5-6)
Учитель:
- Ребята, я приглашаю вас заглянуть в прошлое и узнать историю возникновения нашего посёлка.
- Подумайте пожалуйста, о чём вам говорят имена братьев Ардатки?
(Их именами названы населённые пункты Ардатовского района).
(Слайд 7)
Учитель:
-Давайте, поближе познакомимся с русскими князьями и дворянами.
Князь Звенигородский Андрей Владимирович. Родился в Ардатове Нижегородской губернии. В 1906 г. закончил Московский университет и вернулся в Ардатов на должность земского начальника уезда. Тогда же вышел первый сборник его стихов «Белая горячка». В 1909 г. вышел второй сборник стихов «Под холодным небом». Печатался в провинциальных изданиях: «Нижегородский листок», «Нижегородские губернские ведомости» и «Нижегородская земская газета». Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Шаховской Николай Григорьевич. Родился в Москве в старинной дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование, служил в Российской армии, удостоившись чина полковника. Выйдя в отставку, поселился в Ардатовском уезде Нижегородской губернии, где ему принадлежало несколько сел: Юсупово, Беляево, Надёжино.  Из крепостных крестьян-юсуповцев князь создал театральную труппу.  Увлечение театром у Шаховских носило «фамильный» характер: брат Николая Григорьевича Борис Григорьевич, который жил в Москве, также имел крепостной домашний театр. 
Чаадаев Пётр Яковлевич. Родился в Москве, но первые годы жизни провел в родовом поместье помещиков Чаадаевых в с.Хрипуново Ардатовского уезда. В 14 лет он собрал уникальную библиотеку, где имелись редчайшие экземпляры книг. В 16 лет знакомится с А.С.Пушкиным и они становятся лучшими друзьями. В Московском университете П.Я.Чаадаев знакомится с А.Грибоедовым и И.Тургеневым. Был причастен к движению декабристов, его «Философские письма» вызвали резкое недовольство властей. Одно из произведений Чаадаева называется «Письмо из Ардатова в Париж». Некоторые статьи он подписывал «Мишель Хрипуновский». Петр Чаадаев послужил прообразом Чацкого в комедии А.Грибоедова «Горе от ума». Похоронен в Донском монастыре в Москве.
Садовской Борис Александрович. Родился в Ардатове Нижегородской губернии. Затем семья переехала в с.Личадеево на лесную дачу, где прошло его детство. Потом Садовские переехали в Нижний Новгород, где вышли первые стихи Бориса в газете «Волгарь». В 1906 году он заканчивает Московский университет уже известным литератором. Печатается в лучших журналах того времени. Наиболее известны его произведения: «Русская камена», «Узор чугунный», «Озимь», «Ледоход», «Лебединые клики», «Двухглавый орел», заметки о Чаадаеве, о князе Звенигородском.
Жукова Мария Семёновна. Родилась в г.Арзамас, современница А.С.Пушкина. Выйдя замуж, переехала в д. Липовка Ардатовского уезда. Брак оказался неудачным, тяжелая личная жизнь подтолкнула ее к литературному творчеству. Одной из первых она заговорила о судьбе русской женщины, страдающей, любящей, желающей занять достойное место в обществе. В 1837 году опубликован сборник повестей «Вечера на Карповке», высоко оцененный В.Г.Белинским. Позднее вышли повести «Миссионер», «Две сестры», «Дача на Петергофской дороге», роман «Вера», «Очерки Франции и Ниццы».
(Слайд 8)
Учитель:
-Если вы хотите узнать более подробно об удивительно-интересной жизни многих знаменитых жителях Ардатовского края, а среди них были как крестьяне, так и люди высшего сословия, то о них вы можете прочитать в этой замечательной книге «»Ардатовский край: прошлое и настоящее».
(Слайд 9)
Учитель:
- Жители Ардатовского района внесли достойный вклад во всенародную победу над фашизмом. Все трудоспособные мужчины ушли на фронт, героически сражались за Родину. Из 7196 ушедших на войну около 4000 пало смертью храбрых, многие удостоились правительственных наград – орденов и медалей.
(Слайд 10)
Учитель:
-Героем Советского Союза стал Константин Васильевич Макаров из с.Личадеева.
(Слайд 11)
Учитель:
- А лётчик Виктор Яковлевич Щепалин из Ардатова повторил подвиг Н.Гастелло. Одна из улиц нашего родного посёлка носит его имя.
(Слайд 12)
Учитель:
-На этом слайде вы видите дом, в котором жил наш отважный земляк. Этот дом до сих пор стоит на своём месте на ул.Пушкина.
(Слайд 13)
Учитель:
- Предлагаю вам прочитать о других знаменитых людях Ардатовского района. О них вы можете узнать из книги, которая изображена на слайде. Это биографический словарь - справочник. Книга была выпущена к юбилею Ардатова (450 лет). Её вы можете найти в читальном зале центральной районной библиотеки.
(Слайд 14)
Физкультминутка.
(Слайд 15)
Учитель:
- Закончилась война. Она унесла десятки миллионов жизней. Тема памяти, тема исторических истоков и прошлого в нашем районе отразилась в памятниках, скромных стелах. Вот и в Ардатове воздвигнут памятник Неизвестному Солдату, около которого всегда лежат венки и цветы.
(Слайд 16)
- Каждый год, 8 мая, в Ардатове проходит факельное шествие в честь Дня Победы, которое заканчивается у памятника литературно-музыкальной композицией и салютом.
(Слайд 17)
Учитель:
- Ежегодно, 9 мая, в Ардатове проходит демонстрация и праздничный концерт, посвящённые великому Дню Победы.
(Слайд 18 - 24)
Учитель:
- После Великой Отечественной войны Ардатовский район стал очень быстро восстанавливаться и развиваться. Сейчас в районе функционируют школы, детские сады, сельскохозяйственный техникум, производственное училище, центральная районная больница и её филиалы во всех населённых пунктах района, сберегательный банк, почта, узел связи, завод «Сапфир», фанерный завод, молокозавод, коммунальной хозяйство, энергосбыт, горгаз, центральная библиотека и её филиалы, пенсионный фонд, управление соцзащиты, пожарная охрана, ЗАГС, клубная система, Детская школа искусств, Дом культуры, спортшкола, физкультурно-оздоровительный комплекс, поселковая и сельская администрации, большая сеть магазинов и аптек, Собор Пресвятой Богородицы.
(Слайд 25)
Учитель:
- Ребята, а что вы знаете о символике нашего посёлка?
В верхней части щита герб Нижегородский. В нижней – два скрещенных кузнечных молота в зелёном поле, означающие развитие ремёсел, которые в этом городе процветают.
(Слайд 26 -27)
Учитель:
- Ардатовский район богат заповедными уголками с удивительной и загадочной историей, некоторые из которых сегодня являются памятниками природы.
Озеро Большое. Это карстовое лесное озеро получило свое название не зря: его длина – 1380 м, наибольшая ширина – 550 м. Вода озера чистая, прозрачная. Даже среди карстовых озер оно выделяется большой глубиной – до 21,6 м, преобладают глубины в 5-8 м. Дно покрыто толстым (около полутора метров) слоем ила. На озере имеется два крупных острова размером 150х200 м и 30х100 м. Есть и более мелкие плавучие островки. На самом большом острове в прошлом был монастырь. В далеком прошлом озера Большое и Нуксенское были единым водоемом. Много веков назад их разделило болото Пустынное, которое продолжает наступать.
Озеро Чарское. Проточное, провального происхождения. Располагается в 5 км к северу от Мухтолова. Площадь около 30 га, глубина достигает 16 м. Дно неровное, песчано-илистое. Через озеро протекает река Чара, которая берет свое начало среди лугов и лесов севернее железнодорожной станции Балахониха. Впадает в озеро с восточной стороны и вытекает из него на север, затем впадает в реку Серёжа. Течет так же непостоянно, пересыхая в засушливые годы. Феномен: озеро интересно тем, что через 5-6 лет вода в нем исчезает через воронку на дне озера и всегда в зимнее время.
Балахонинская пещера. У подножия стенки старого заброшенного гипсового карьера открывается узкий вход в уникальную Балахонихинскую карстовую пещеру. Сразу за входом открывается зал длиной 12,5 м, шириной 8,8 м и высотой 2,8 м, от которого отходит узкий ход. Общая протяженность доступной части пещеры около 70 м. Здесь можно изучать все разнообразие подземных карстовых явлений: каналов, труб, чередуются промытые водой ходы с гладкими надежными стенами, многоэтажные гроты и залы со свежими каменными осыпями. Есть даже подземное озеро. Температура не поднимается выше 2-3градусов. В пещере обитают летучие мыши. В карьере растут два вида северных орхидей, занесенных в Красную книгу России – башмачок настоящий и ятрышник шлемоносный.
(Слайд 28)
Учитель:
- Давайте посмотрим на следующий слайд и познакомимся с особо охраняемыми природными территориями.
(Слайд 29)
Проверка понимания прослушанного материала.
Вопросы на слайде.
Итог урока. (Слайд 30)
Учитель:
- Родина – это главное, что есть у каждого человека. Следует учитывать, что другого Отечества и другой истории у нас не будет. Историю судить нельзя, её надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок, ведь вам, молодому поколению, жить, учиться, работать в нашем обновлённом Ардатовском районе.
(Слайд 31)
Стихотворение В.Степанова «Что мы Родиной зовём»
(читают 3 учащихся).
(Слайд 32)
Учитель:
- Ребята, я предлагаю вам нарисовать любимое место в Ардатовском крае (художественно-творческая работа учащихся). Через неделю мы оформим в классе выставку рисунков на тему: «Моё любимое место в родном крае». Желаю вам удачи!
(Слайд 33)
7. Литература.
Ардатовский край: Прошлое и настоящее/ Сост.Л.В.Гладкова, Ал.В.Седов.-2000.-368с.,ил.-(Крестьянская летопись Нижегородской земли).
Знаметитые люди Ардатовского края XVI – XXI веков. Биографический словарь – справочник. – Арзамас: АГПИ, 2002 – 250 с.
http://www.adm-ardatov.ru
http://www.ard-bib.ru/mbukmbs.html