Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Казаки на родной земле. 2 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Венцелево»


«Рассмотрено» на заседании «Утверждено»
Экспертного совета Директор МКОУ ООШ
отдела образования администрации с. Венцелево
муниципального образования Н.П.Кузнецова____________
«Ленинский муниципальный район»
«_____»___________20____г. «_____» _________20____г.







ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
во 2 классе
духовно-нравственного направления

«Казаки на родной земле»



Составитель: Олейник Елена Михайловна,
учитель начальных классов,
2 квалификационной категории











2012-2013 учебный год
1. Пояснительная записка к программе
«Казаки на родной земле»
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В данной программе значительное место уделяется изучению родного края.

Программа по внеурочной деятельности «Казаки на родной земле» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и в соответствии с программой по духовно-нравственному направлению основной образовательной программы МКОУ ООШ с. Венцелево. Программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа – нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).

Воспитательные идеи программы:

Познай свою малую родину!
Люби свой родной край!
Старайся делать добро!

Нормативно-правовая и документальная основа программы:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Должностная инструкция классного руководителя.

Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.

Цели программы:

1. Изучение обучающимися истории казачества на территории родного села Венцелево и муниципального образования «Ленинский муниципальный район».
2. Воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, к её истории и культуре.
3. Формирование навыков общения со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту людьми.
4. Совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.

Задачи программы:

Познакомить с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями.
Познакомить с героическими событиями, происходившими на родной земле, подвигами своих земляков.
Развивать коммуникативные умения и навыки в процессе общения.
Ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Формировать качества личности гражданина России.

Принципы программы:
Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.
Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.
Направления реализации программы:
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 33 часа, предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками из расчёта 1 часа в неделю.
Предусмотренные программой «Казаки на родной земле» занятия рассчитаны на 7-8-летних ребят и предназначены для реализации в отдельно взятом классе. Базовые формы учебных занятий:
1. Информационные.
2. Проектная деятельность.
3. Экскурсии.
4. Занятия - практикумы.
5. Конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевые игры.
Место проведения занятий - классная комната во внеурочное время, музейный уголок СДК с. Венцелево, сельская библиотека, районная библиотека с. Ленинское.
Планируются встречи с представителями казачьей общины с. Ленинское, заочные экскурсии по местам исторической славы казачества родного края.
Содержание программного материала программы
«Казаки на родной земле»

1. Введение. С чего начинается Родина?(3ч). Понятия «Родина большая и малая», «родной край». Как назывался родной край в разные исторические времена. Как сейчас называется мой родной край? Еврейская автономная область на карте.

2. Символы Еврейской автономной области (3ч). Как выглядит флаг Еврейской автономной области. История создания флага ЕАО. Как выглядит герб Еврейской автономной области. История создания герба ЕАО. Что такое гимн? История гимна Еврейской автономной области.

3. Жизнь на территории ЕАО в разные времена (4ч). Что изучает история? Кого называют археологами? Кто жил на территории нашего края в первобытные времена. Первые археологические культуры на территории ЕАО. Первые поселения.

4. Казаки – люди вольные (19 ч.) История происхождения казачества. Различные версии. Виды казачьих поселений. Станица. Первые казачьи городки. Что такое «курень», «хата»? Казачья утварь Деревянная, глиняная посуда, плетеные изделия. Как одевались казаки. Легенда «Почему у казаков синие штаны с красными лампасами?» Как одевались казачки. Украшения. Семейный уклад. Как казаки воспитывали детей. Что такое «Родословная»? История имен и фамилий казаков.

5. Итоговые занятия (4 ч). Что мы узнали и чему научились. Мы принимаем гостей. Посещение районного краеведческого музея.








Формирование универсальных учебных действий

Метапредметные
Познавательные
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- воспитание уважительного отношения к своей области и району, к истории родного края, школе;
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирование социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
- воспитание толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
Коммуникативные
- формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес);
- воспитание этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых;
- формирование понятий родственных отношений в семье;
- умение слушать, вступать в разговор;
- умение работать в паре и группе с товарищами.
Регулятивные
- соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на занятиях.
Личностные
- формирование ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике, старшему поколению;
- уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь;
-развитие учебно-познавательного интереса, желания приобретать новые знания, умения.
- формирование умений осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, селянин);
- ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях.
- признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков.
- развитие эстетических чувств, стремления к красоте, желания участвовать в её сохранении.
- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- формирование готовности понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

Предметные
- знать символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России, историю родного края, роль казачества в освоении Дальневосточного края.




Уровни образовательных результатов
Результатами усвоения программы являются:

1 уровень
- Знакомство с символикой Российской Федерации, с основными моментами истории происхождения и становления Российского государства, с городами-героями;
- с историей родного края, с символами Еврейской автономной области.
- с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями.
- с героическими событиями, происходившими на родной земле, подвигами своих земляков.
- вхождение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей
- знакомство с опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, с опытом взаимодействия с людьми разного возраста.
- воспитание чувства сопричастности к жизненным проблемам других людей,
- воспитание умения сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации,
- способность видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
- знакомство с начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; с эстетическим отношением к окружающему миру и самому себе.


2 уровень

- Знание символики Российской Федерации, основных моментов истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.
- углубление знаний о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, о традициях своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
- развитие коммуникативных умений и навыков в процессе общения.
- формирование качеств личности гражданина России.
- развитие умения поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории ЕАО, показать основные события на карте области, ориентироваться в справочной литературе.



Календарно-тематическое планирование занятий


Дата
Тема занятия
Теоретические сведения
Практическая деятельность обучающихся


по плану
факт.




1


Введение. С чего начинается Родина?
С чего начинается Родина?
Понятия «Родина большая и малая», «родной край»
Творческая деятельность: рисунок на тему «Мой родной край»

2



Еврейская автономная область – мой родной край!
Как назывался родной край в разные исторические времена

Интернет-ресурсы.
Работа
с библиотечным фондом школьной и сельской библиотек. Работа со справочной литературой,
с энциклопедиями

3



Еврейская автономная область – мой родной край!
Как сейчас называется мой родной край? Еврейская автономная область на карте
Работа с картой ЕАО.
Творческая деятельность: составление карты родного села

4


Символы Еврейской автономной области
Флаг Еврейской автономной области.
Как выглядит флаг Еврейской автономной области. История создания флага ЕАО


Творческая деятельность: рисунок (аппликация)
на тему «Флаг Еврейской автономной области».
Творческие проекты на тему «Каким вы видите флаг родного села?»

5



Герб Еврейской автономной области.
Как выглядит герб Еврейской автономной области. История создания герба ЕАО


Творческая деятельность: рисунок (аппликация)
на тему «Герб Еврейской автономной области».
Творческие проекты на тему «Каким вы видите герб родного села?»

6



Гимн Еврейской автономной области.
Что такое гимн? История гимна Еврейской автономной области


Заучивание гимна Еврейской автономной области наизусть.
Творческая деятельность: сочинение гимна родного села

7


Жизнь на территории ЕАО в разные времена

Что изучает история?
Что изучает история? Кого называют археологами?
Просмотр презентации

8



Первые поселения на территории ЕАО.
Кто жил на территории нашего края в первобытные времена?
Интернет-ресурсы.
Работа
с библиотечным фондом школьной и сельской библиотек. Работа со справочной литературой,
с энциклопедиями

9



Тайны родной земли.
Кто был первооткрывателем наших дальневосточных земель?
Экскурсия
в районную библиотеку
с. Ленинское;
в краеведческий музей

10



Четыре великих сплава.
Первые казачьи поселения.
Встреча
с представителями казачьей общины
с. Ленинское

11




Казаки – люди вольные

Кто такие казаки?
История происхождения казачества. Различные версии.

Интернет-ресурсы.
Работа
с библиотечным фондом школьной и сельской библиотек. Работа со справочной литературой

12








13







14



Первые казачьи поселения.
Виды казачьих поселений. Станица. Первые казачьи сёла.
Творческая деятельность: создание компьютерной презентации
на основе материалов сети Интернет

15





Жилище казака.
Что такое «курень», «хата»?


Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему «Жилище казака»

16






17




История вещей. Посуда.
Казачья утварь. Деревянная, глиняная посуда, плетеные изделия
Творческая деятельность: рисунок (лепка)
на тему «Посуда казака»


18







19






20





История вещей. Одежда.
Как одевались казаки.
Легенда «Почему у казаков синие штаны с красными лампасами?»
Как одевались казачки. Украшения
Творческая деятельность: рисунок на тему «Одежда казака».
Создание компьютерной презентации

21








22






23



Казачьи семьи.
Семейный уклад. Как казаки воспитывали детей. Что такое «Родословная»?
Проект: составление родословной своей семьи.


24






25






26






27






28



Имена и фамилии казаков.
История имен и фамилий казаков
Проект: Что означает мое имя?

29






30


Итоговые занятия

Что мы узнали и чему научились
Викторина «Проверь себя»

31




Мы принимаем гостей
Встреча с представителями казачьих династий.
Видео-концерт «Казачьи песни»
(Ресурсы сети Интернет)


32






33



Творческие отчёты детей
Проект: казачьи корни моей семьи


Используемая литература:

Учебник «История ЕАО. 8-9 классы». Авторы Шведов В. Г., профессор кафедры СЭП географии ДВГСГА; Голубь Б. М., профессор ДВГСГА
заслуженный учитель РФ; Примак  П. В., доцент кафедры
истории ДВГСГА, Каштанюк В. А.,  старший преподаватель ДВГСГА.

Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края», авторы М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская, издательство «Баропресс», г. Ростов –на- Дону, 2006 г.

«Казачий Дон», очерки истории, издательство Ростовского ОблИУУ, г. Ростов – на - Дону, 1995 г.

Казачье образование, «Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм», НПК «Гефест», г. Ростов – на - Дону, 2002 г.




Заголовок 315