Планирование внеурочной деятельности Изучаем родной край


Программа внеурочной деятельности
«Изучаем родной край»
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г . № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011 г. № 03-296);
Программа МКОУ Шалкинской средней общеобразовательной школы
\Гражданское становление и патриотическое воспитание школьников».
Программа внеурочной деятельности «Изучаем родной край» предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального и духовно-нравственного направления, в частности, краеведения. Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в день, за год – 35 часов.
Данная программа полностью адаптирована к возрасту детей начальной школы и опирается на местный краеведческий и исторический материал и материал Музея боевой и трудовой славы Шалкинской СОШ.
Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины , а не стороннего наблюдателя. Эта задача является одной из основных составляющих всест:
Практическая значимость программы
Программа помогает освоить основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.
Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми , совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
Благодаря данной программе у детей формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
При обучении по данной программе используются методы :- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- проектный;
- исследовательский.
Формы организации учебного процесса: беседы, экскурсии, игры, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ ,выставки, викторины, практические работы, чтение и анализ материалов книги «Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю», авторы С.Ю. Прохорова,
Е.А. Хасьянова. Эта познавательная книга по краеведению Ульяновской области для младших школьников является учебным пособием для организации внеурочной деятельности.
Задачи программы
образовательные:
формирование представлений о малой родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
формирование умения оперировать краеведческими знаниями , применять их в новой ситуации;
формирование элементов творческой деятельности.
развивающие:
развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
формирование духовно-нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
развитие у младшего школьника чувства собственного достоинства, осознание своей роли в жизни родного края.
воспитательные:
формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре;
воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
воспитание бережного отношения к историческим памятникам, объектам природы.
Структура программы обучения.
Программа включает 5 разделов:
Мы – шалкинцы.
Выдающиеся люди села Шалкино.
Традиции и обычаи села.
Известные люди родного края.
Промышленные и культурные объекты Ульяновской области.
Географические объекты и памятники природы Ульяновской области.
Природа и мы.
Содержание программы
Мы - шалкинцы (5 часов).
Выдающиеся люди села Шалкино: Г.Г.Чекашкин, А.В.Станков.
Ветераны труда села Шалкино.Традиции и обычаи села Шалкино.
Традиционные блюда жителей села
Из бабушкиного сундука.Экскурсия в Музей боевой и трудовой славы.
Известные люди родного края ( 6 часов)
Аксаков Сергей Тимофеевич. Жизнь и творчество писателя.
Андрей Блаженный – симбирский святой и чудотворец.
Матросов Александр Матвеевич – герой Советского Союза.
Пластов Аркадий Александрович – звестный художник родного края.
Заочное путешествие в Дом –музей А.Пластова в с. Прислониху.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич.Ленинские места в Ульяновске.
Промышленные и культурные объекты родного края
Моя малая родина и ее природные богатств( 8 часов)
ЛПУМГ Самара трансгаз – важный объект нашего края.
Символы Ульяновска.
Герб и гимн Павловского района.
Ульяновск – город семи ветров.
Рекорды Ульяновской области.
Авиастар – крупнейший производитель авиационной техники.
УАЗ – знаменитый автозавод.
Географические объекты и памятники природы (6 часов)
Белое озеро.
Река Волга и президентский мост.
Памятник букве «Ё».
Храмы Ульяновска и области.
«Черное озеро» – экологический парк Ульяновской области.
Ундоровский источник и минеральная вода « Волжанка».
Природа и мы (8 часов)
Растения Ульяновской области и Красная книга.
Экскурсия в березовую рощу « Сечка».
Растения нашей местности.
Животные нашей местности.
Родники села Шалкино.
Животные Ульяновской области и Красная книга.
Акция «Укрась свой дом, улицу, посади дерево».
Обобщающее занятие «Береги планету эту,другой такой на свете нету!»
Выставка- конкурс рисунков и творческих работ учащихся.
постороннего развития личности.
Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Результаты изучения программы
« Изучаем родной край»
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание свое национальной принадлежности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Список литературы для учителя.
Волкова П. И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
Духовно – нравственное воспитание молодежи Ульяновской области. Сборник. Арское, 2012.
Карпова Т. А. Лето веселого цвета. Стихи. –Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009.
Край прелестный - это ты… Учебная хрестоматия по краеведению. Составитель В.Н. Янушевский, Ульяновск ИПКПРО, 2000.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» ,авт.С.Ю.Прохорова, Е.А.Хасьянова-М.:»Планета», 2013.
Список литературы для учащихся.
Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю. С.Ю.Прохорова, Е.А Хасьянова - М.: «Планета», 2013.