Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Изучаем родной край

Содержание

Пояснительная записка.
Программа первого года обучения.
Тематическое планирование и содержание деятельности первого года обучения.
Содержание деятельности обучающихся.
Программа второго года обучения.
Тематическое планирование и содержание деятельности второго года обучения.
Содержание деятельности обучающихся.
Программа третьего года обучения.
Тематическое планирование и содержание деятельности третьего года обучения.
Содержание деятельности обучающихся.
Программа четвертого года обучения.
Тематическое планирование и содержание деятельности четвертого года обучения.
Содержание деятельности обучающихся.
Список литературы для обучающихся.
Образовательные ресурсы.
Приложение.





Пояснительная записка
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития-эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей-умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предполагает участие всех учащихся. Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях. Они включают наблюдения, экскурсии, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.
Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир, предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации. Причем проектная деятельность может носить как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный характер.
Исследовательская проектная деятельность младших школьников с учетом их возрастных особенностей может быть в большей мере ориентирована на организацию самостоятельных исследований по изучению флоры и фауны, полезных ископаемых и горных пород своего региона, проведение фенологических наблюдений, наблюдений за своим организмом, выявление влияния деятельности человека на природу, знакомство
с региональной топонимикой, определение конкретных связей истории и культуры своего края с общероссийской историей и культурой, моделирование социокультурных ситуаций в ценностном контексте традиционной культуры народов своего края.
Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
- во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
- во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников;
в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
По данной программе проектная деятельность носит как индивидуальный, так и групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Работа с различными источниками информации обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
В содержание программы проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи. Это обеспечит реальное взаимодействие семьи и школы на следующей ступени обучения.
Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю). Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах учащихся одной возрастной категории.
По данной программе предполагается аудиторный и внеаудиторный режим проведения занятий. Проводить занятия возможно в музеях, в учебном кабинете, в парке, в загородной зоне, в заповедниках, в живом уголке школы. Формы проведения занятий: экскурсии, презентации, игры, встречи, концерты, заочное путешествие, конференции, чаепития., выставки. Виды деятельности: работа со справочниками, сбор и анализ материала, классификация материала, презентации, написание сочинений, стихов, составления рассказов, фотографирование, выполнение рисунков и т.д.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной проектной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний о правилах поведения во время экскурсий; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о традициях сложившихся в семьях; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к природе, к родному краю, его истории и народу; посильное участие в охране и защите природы; воспитание уважительного отношения к старшим.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
приобретение школьниками опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других; опыта использования полученных знаний в социальном пространстве; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе реализации программы.
Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- моделирование.


Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Личностные универсальные учебные действия:
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Регулятивные универсальные учебные действия:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Система контролирующих материалов в программе представлена следующими формами:
1 класс
Викторина «Отгадываем предупредительные знаки»
Игра «Угадай растение!»
Составление гербария растений
Составление картотеки «Редкие и исчезающие растения нашего края»
2 класс
Составление родословного древа
Викторина «Знаешь ли ты блюда?»
3класс
КВН «Знаешь ли ты животных своего края?»
Познавательная игра «Поле чудес»
Викторина «Отгадываем предупредительные знаки»
Составление картотеки «Редкие и исчезающие животные нашего края»
4 класс
Викторина «Знаешь ли ты города своего края?»
Разгадывание кроссворда о реках своего края
Проведение конкурса «Своя игра» по памятникам города
Формы подведения итогов:
1 класс. Составляется определитель растений
2 класс. Выпуск семейных альбомов
3 класс. Книжка-раскладушка «Животные нашего края»
4 класс. Рукописная книга «Я горжусь, что живу в этом городе!»

2. Программа первого года обучения
2.1. Тематическое планирование и содержание деятельности
1 класс (33 часа/1 час в неделю)
Таблица 1

Название раздела
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных занятий

1.
Вводное занятие
2
1
1

2.
Лиственные и хвойные растения нашего края
2
1
1

3.
Кустарники и травянистые растения нашего края
3
2
1

4.
Техника безопасности: правила поведения в природе
3
2
1

5.
Дикорастущие растения (деревья, кустарники, травянистые растения нашего края)
4
3
1

6.
Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)
4
3
1

7.
Деревья, кустарники, травянистые растения нашего края, занесённые в Красную книгу Кузбасса
5
3
2

8.
Растения нашего края (подготовка к выставке)
4
3
1

9.
Определитель растений нашего края
2
2


10.
Растения нашего края (посещение пришкольного участка)
3

3

11.
Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»
1
1



Итого
33
21
12

2.2. Содержание деятельности обучающихся
Раздел 1. Вводное занятие (2 ч)
1.1. Аудиторное занятие. Знакомство обучающихся, родителей с подготовкой к внеурочным занятиям.
1.2. Экскурсия. Посещение пришкольного участка.
Раздел 2. Лиственные и хвойные деревья нашего края (2 ч)
2.1. Экскурсия. Сбор листьев, фотографирование лиственных и хвойных деревьев.
2.2. Аудиторное занятие. Классификация обучающимися листьев деревьев одной формы, но разных размеров. Определение названия дерева, на котором растут листья той или другой формы. Различение (узнавание) листьев разных деревьев. Узнавание этих растений и их листьев на рисунках и фотографиях. Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по образцам натуральных объектов. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в определитель растений.
Раздел 3. Кустарники и травянистые растения нашего края (3 ч)
3.1. Экскурсия. Сбор листьев, фотографирование кустарников и травянистых растений.
3.2. Аудиторное занятие. Группировка листьев кустарников одной формы, но разных размеров. Определение названия кустарника, на котором растут листья той или другой формы. Различение (узнавание) листьев кустарников (не более трех-четырех). Узнавание кустарников и их листьев на рисунках и фотографиях. Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.

3.3. Аудиторное занятие. Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев, кустарников, трав. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в определитель растений.
Раздел 4. Техника безопасности: правила поведения в природе (3 ч)
4.1. Аудиторное занятие. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в парке, правилах гигиены. Ознакомление с образцами предупредительных знаков в виде викторины «Отгадываем предупредительные знаки». Например: «Не ходите по зеленому газону!», «Не кормите уток!», « Не ломайте деревья!», «Выгул собак запрещен!».
4.2. Аудиторное занятие. Индивидуальная разработка, осуществление и защита дизайна предупредительного знака по выбору учащихся. Организация выставки фотографий с целью отбора лучших в определитель растений.
4.3. Экскурсия. Экскурсия в парк, зону отдыха с целью размещения предупредительных знаков, выполненных обучающимися.
Раздел 5. Дикорастущие растения (деревья, кустарники, травянистые растения нашего края) (4 ч)
5.1. Экскурсия. Сбор опавших листьев и плодов дикорастущих растений с целью засушивания. Фотографирование этих растений родителями детей, зарисовка растений, листьев деревьев.
5.2. Аудиторное занятие. Различение (узнавание) деревьев и кустарников по кроне и листьям (знакомым по выкройкам, рисункам), коре и семенам.
5.3. Аудиторное занятие. Составление гербария собранных листьев, семян
дикорастущих растений. Игра «Угадай растение!»
5.4. Аудиторное занятие. Презентация составленного гербария для обучающихся данной параллели и родителей.
Раздел 6. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) (4 ч)
6.1. Аудиторное занятие. Сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках. Встречи с садоводами, беседы с родителями, имеющими садовые участки.
6.2. Экскурсия. Посещение (по возможности) садовых участков с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование родителями учащихся плодовых деревьев, кустарников и травянистых растений.
6.3. Аудиторное занятие. Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах с целью составления рассказа «Что я узнал интересного о данном плодовом дереве, кустарнике». Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в форме выставки рисунков, фотографий, рассказов обучающихся о выбранном плодовом растении, кустарнике или травянистом растении.
6.4. Аудиторное занятие. Презентация результатов выполнения домашнего проекта «Почему я предлагаю выращивать на садовых участках в нашей местности это растение» для родителей и обучающихся данной параллели.
Раздел 7. Деревья, кустарники, травянистые растения нашего края, занесенные в Красную книгу (5 ч)
7.1. Аудиторное занятие. Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о растениях, в Красной книге Кузбасса с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения нашего края».
7.2. Экскурсия. Посещение музея с целью ознакомления хотя бы с одним из видов исчезающих деревьев, кустарников, травянистых растений.
7.3. Аудиторное занятие. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в форме рисунков, фотографий, картотеки растений нашего края, нуждающихся в защите.
7.4. Аудиторное занятие. Презентация результатов выполнения домашнего задания «Картотека редких и исчезающих растений нашего края» для обучающихся данной параллели и родителей.
7.5. Экскурсия. Посещение (по возможности) музея-заповедника «Томская писаница», с целью ознакомления с редкими видами растений нашего края.
Раздел 8. Растения нашего края (подготовка к выставке) (4 ч)
8.1. Аудиторное занятие. Отбор материала, собранного в результате индивидуальной и коллективной проектной деятельности, в определитель растений края.
8.2. Аудиторное занятие. Подготовка материала к выставке с помощью родителей, библиотекаря. Изготовление буклета для родителей, разработка и выполнение дизайна пригласительных билетов на выставку.
8.3 Аудиторное занятие. Выполнение поделок из природного материала к выставке.
8.4. Экскурсия. Посещение краеведческого музея с целью подготовки материала к выставке.
Раздел 9. Определитель растений края (2 ч)
9.1. Аудиторное занятие. Презентация «Определителя растений» для родителей и обучающихся данной параллели. Проведение выставки индивидуальных отчетов, поделок учащихся.
9.2. Аудиторное занятие. Презентация «Определителя растений» для родителей и обучающихся данной параллели. Проведение выставки индивидуальных отчетов, поделок учащихся.
Раздел 10. Растения нашего края (3 ч)
Посещение пришкольного участка с целью облагораживания, декоративного оформления, наблюдения за растениями, размещения предупредительных знаков.
Раздел 11. Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (1 ч)
11.1. Аудиторное занятие. Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Выбор и выполнение вступительных заданий. Заполнение адреса на конверте, предназначенном для ответа из клуба «Мы и окружающий мир».










3. Программа второго года обучения
3.1. Тематическое планирование и содержание деятельности
2 класс (34 часа/1 час в неделю)
Таблица 2

Название раздела
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных занятий

1.
Вводное занятие
1
1


2.
Моя семья
1
1


3.
Откуда пришли мои фамилия, имя, отчество
3
2
1

4.
Моя родословная
3
2
1

5.
Мир наших семейных обязанностей, увлечений, обязанности ребенка в семье
6
3
3

6.
Семейные путешествия
4
2
2

7.
Рецепты домашней кухни «Пальчики оближешь»
4
2
2

8.
Традиции нашей семьи
4
3
1

9.
На прогулку всей семьей мы выходим в выходной
2
1
1

10.
Наша дружная семья
5
3
2

11.
Написание письма в научный клуб «Мы и окружающий мир»
1
1



Итого
34
21
13


3.2. Содержание деятельности обучающихся
Раздел 1. Вводное занятие (1ч)
1.1. Аудиторное занятие. Знакомство учащихся, родителей с подготовкой к внеурочным занятиям.
Раздел 2. Моя семья (1ч)
2.1. Аудиторное занятие. Встреча с родителями, рассказ о составе семьи, фотографирование семей с целью подготовки фотографий к выставке.
Раздел 3. Откуда пришли мои фамилия, имя, отчество (3ч)
3.1. Экскурсия (по возможности) в музей по теме занятия. Сбор информации о происхождении своей фамилии, имени, отчества.
3.2. Аудиторное занятие. Сбор информации о происхождении фамилии, имени, отчества. Посещение библиотеки, поиск информации в Интернете. Составление рассказа о том, что означает фамилия, имя и отчество каждого ученика, откуда они произошли.
3.3. Аудиторное занятие. Представление материала в виде рассказа об историческом происхождении своей фамилии, имени, отчества.
Коллективное составление книжки – раскладушки с целью представления данного материала на выставке.
Раздел 4. Моя родословная (3ч)
4.1. Встречи с членами семей учащихся, поход в гости (по возможности). Встречи с бабушками, дедушками (прабабушками, прадедушками). Сбор информации о составе семьи, о предках, фотографирование. Проведение встреч с целью воспитания уважения подрастающего поколения к старшим или к их памяти.
4.2. Аудиторное занятие. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания: написание сочинений о семье, составление генеалогического древа.
4.3. Аудиторное занятие. Презентация результатов домашнего задания «Мое родословное древо» для родителей и обучающихся данной параллели. Прослушивание сочинений.
Раздел 5. Мир наших семейных обязанностей, увлечений, обязанности ребенка в семье (6ч)
5.1. Аудиторное занятие. Сбор информации о том, какие постоянные обязанности имеет каждый член семьи в форме рисунков, фотографий с целью представления данного материала на итоговом занятии.
5.2. Аудиторное занятие. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в форме поделок, выполненных совместно с членами семьи.
5.3. Аудиторное занятие. Организация выставки поделок «Мир увлечений моей семьи».
5.4.-5.6. Поход в гости к учащимся класса. Организовать такие походы в гости с целью знакомства с укладами семьи, с традициями, увлечениями. Фотографирование (по желанию) обучающихся за выполнением семейных обязанностей, совместная деятельность ребенка с членами семьи.
Раздел 6. Семейные путешествия (4ч)
6.1-6.2. Экскурсии (по возможности) в загородную зону, в парк с семьями обучающихся. Экскурсии проводятся с целью привития здорового образа жизни, сближение и налаживание коммуникативных связей среди семей обучающихся, сплочение классного коллектива.
6.3. Аудиторное занятие. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в форме фотовыставки, написание сочинений о семейных путешествиях, по возможности, обучающиеся вместе с родителями могут выполнить видеофильм «Путешествуем семьей».
6.4. Аудиторное занятие. Представление отчета обучающихся о выполнении домашнего задания. Организация фотовыставки о семейных путешествиях, сочинения, презентации, демонстрация видеофильма «Путешествуем семьей» для родителей и обучающихся данной параллели.
Раздел 7. Рецепты домашней кухни «Пальчики оближешь» (4ч)
7.1. Аудиторное занятие. Проводится в виде викторины «Знаешь ли ты блюда?».
7.2. Аудиторное занятие. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в форме презентации книги кулинарных рецептов своей семьи. В данной книге могут быть представлены как блюда ежедневной кухни, так и традиционные праздничные блюда. Можно оформить книгу рисунками, фотографиями.
7.3-7.4. Аудиторное занятие (по возможности провести данное занятие в кафе). Презентация книг «Кулинарные рецепты нашей семьи». Организация чаепития с представлением фирменных блюд семей.
Раздел 8. Традиции нашей семьи (4ч)
8.1. Аудиторное занятие. Встречи с представителями семей с целью получения информации о том, какие традиции хранятся в семье и передаются из поколения в поколение.
8.2.-8.4. Поход в гости к семьям, имеющим свои семейные традиции. Организуются с целью знакомства с семейными реликвиями, ценностями, которые могут передаваться из поколения в поколение.

Раздел 9. На прогулку всей семьей мы выходим в выходной (2ч)
Эти занятия можно провести в виде игр, конкурсов, викторин, спортивных соревнований, совместных походов в парк, поездок в кино, музей.
Раздел 10. Наша дружная семья (5ч)
10.1. Аудиторное занятие. Подготовка материала к выставке с помощью родителей, подготовка концертных номеров. Изготовление буклета для родителей, разработка и выполнение дизайна пригласительных билетов на выставку.
10.2. Аудиторное занятие. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания: выпуск семейного альбома. В данный альбом могут войти все фотоматериалы, которые выполнялись, родословное древо, рисунки, рецепты семейных блюд, сочинения и рассказы о традициях каждой семьи и т.д. Подготовка выставки поделок «Мир увлечений моей семьи», фотовыставки совместных мероприятий.
10.3. Аудиторное занятие. Презентация семейных альбомов для родителей и обучающихся данной параллели. Проведение концерта, выставки.
10.4-10.5. Экскурсия в школьный музей (тематическая)
Раздел 11. Написание письма в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (1ч)
11.1. Аудиторное занятие. Учащиеся пишут письмо, обмениваются мнениями. Заполнение адреса на конверте, предназначенном для ответа из клуба «Мы и окружающий мир».


4. Программа третьего года обучения
4.1. Тематическое планирование и содержание деятельности
3 класс (34 часа/1 час в неделю)
Таблица 3

Название раздела
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных занятий

1.
Вводное занятие
1
1


2.
Дикие животные края (особенности внешнего вида, питания, условия жизни)
4
2
2

3.
Местные виды насекомых (особенности внешнего вида, питания, условия жизни)
3
2
1

4.
Местные виды птиц (особенности внешнего вида, питания, условия жизни)
4
3
1

5.
Техника безопасности: правила поведения в природе
3
2
1

6.
Животные, занесенные в Красную книгу
5
3
2

7.
Мы в ответе за тех, кого приручили! Домашние животные
5
2
3

8.
Животные нашего края (подготовка к выставке)
3
2
1

9.


Книжка-раскладушка «Животные нашего края»
2
2




10.
Животные нашего края
2

2

11.
Работа клуба младших школьников «Мы и окружающий мир»
2
2



Итого
34
21
13


4.2. Содержание деятельности обучающихся
Раздел 1. Вводное занятие (1 ч)
1.1 Аудиторное занятие. Знакомство обучающихся, родителей с подготовкой к внеурочным занятиям.
Раздел 2. Дикие животные края (особенности внешнего вида, питания, условия жизни) (4 ч)
2.1. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия проводится с целью сбора информации о диких животных проживающих в данном крае. Встреча с работниками музея. Фотографирование экспонатов музея.
2.2. Экскурсия (по возможности) в музей-заповедник «Томская писаница». В данном заповеднике обучающиеся смогут познакомиться с некоторыми представителями животного мира нашего края. Фотографирование животных в природных условиях с целью оформления книжки-раскладушки.
2.3. Аудиторное занятие. Сбор информации в справочниках, поиск информации в Интернете об особенностях внешнего вида, поведения, условиях жизни диких животных нашего края. Выполнение сообщений, подготовка рисунков к выставке (по выбору, 1-2 животных). Можно проводить как групповую, так и индивидуальную работу.
2.4. Аудиторное занятие. Организация выставки групповых и индивидуальных рисунков обучающихся с целью отбора лучших в книжку-раскладушку. Защита сообщений. КВН «Знаешь ли ты животных своего края?»
Раздел 3. Местные виды насекомых (особенности внешнего вида, питания, условия жизни) (3 ч)
3.1. Экскурсия в загородную зону. Зарисовки, фотографирование с помощью родителей насекомых в природных условиях.
3.2. Аудиторное занятие. Сбор информации в справочниках, посещение библиотек, поиск информации в Интернете о представителях мира насекомых нашего края (по выбору учащихся 1-2 насекомое). Можно проводить как групповую, так и индивидуальную работу. Подготовка сообщений о насекомых, рисунков к выставке.
3.3. Аудиторное занятие. Проводится в виде познавательной игры «Поле чудес». Организация выставки фотографий, рисунков с целью отбора лучших в книжку-раскладушку.
Раздел 4. Местные виды птиц (особенности внешнего вида, питания, условия жизни) (4 ч)
. Аудиторное занятие. Сбор информации в справочниках, поиск информации в Интернете о птицах данной местности, особенностях их поведения, внешнем виде, повадках, условиях жизни. На данном занятии может быть организована встреча с людьми, которые занимаются разведением голубей. Подготовка фотографий, рисунков к выставке.
Аудиторное занятие. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в виде рисунков, фотографий, сочинение стихотворений о птицах.
Экскурсия в парк. Развешивание кормушек в парке, фотографирование птиц данной местности. Беседа о внимательном отношении к птицам в холодное время года, оказание помощи им. Изготовление кормушек с целью развешивания их в парке.
4.4. Аудиторное занятие. Организация выставки групповых и индивидуальных работ учащихся, конкурс стихов собственного сочинения о птицах. Презентация для родителей и обучающихся данной параллели «Юные помощники пернатых» о проделанной работе в парке.
Раздел 5. Техника безопасности: правила поведения в природе(3 ч)
Аудиторное занятие. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в парке, правилах гигиены. Ознакомление с образцами предупредительных знаков в виде викторины «Отгадываем предупредительные знаки». Например: «Не кормите уток!», «Не шумите в лесу!», «Не выбрасывайте мусор!», «Будьте внимательны в лесу!» и т.д.
5.2. Аудиторное занятие. Индивидуальная разработка, осуществление и защита дизайна предупредительного знака по выбору обучающихся. Организация выставки фотографий с целью отбора лучших в определитель животных.
5.3. Экскурсия. Экскурсия в парк, зону отдыха с целью размещения предупредительных знаков, выполненных обучающимися.

Раздел 6. Животные, занесенные в Красную книгу (5 ч)
6.1. Аудиторное занятие. Поиск информации в Интернете, в справочниках, в книгах о животных, в Красной книге Кузбасса с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие животные нашего края».
6.2. Экскурсия. Посещение музея с целью ознакомления хотя бы с одним из видов исчезающих животных
6.3. Аудиторное занятие. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в форме рисунков, фотографий, картотеки животных нашего края, нуждающихся в защите.
6.4. Аудиторное занятие. Презентация результатов выполнения домашнего задания «Картотека редких и исчезающих животных нашего края» для родителей и обучающихся данной параллели.
6.5. Экскурсия. Посещение краеведческого музея.
Раздел 7. Мы в ответе за тех, кого приручили! Домашние животные(5 ч)
7.1. Экскурсия в живой уголок. Знакомство с обитателями живого уголка. Правилами ухода за животными. Фотографирование животных, выполнение рисунков.
7.2. Аудиторное занятие. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в виде презентации «Мой домашний любимец».
7.3. Аудиторное занятие. Можно провести в виде школьной конференции, где обучающиеся представляют презентации «Мой домашний любимец».
7.4.-7.5. Экскурсия. Проводятся занятия в живом уголке. Ухаживание за животными живого уголка.

Раздел 8. Животные нашего края (подготовка к выставке) (3 ч)
8.1. Аудиторное занятие. Отбор материала, собранного в результате индивидуальной и коллективной проектной деятельности, в книжку-раскладушку «Животные нашего края».
8.2. Аудиторное занятие. Подготовка материала к выставке с помощью родителей, библиотекаря. Изготовление буклета для родителей, разработка и выполнение дизайна пригласительных билетов на выставку.
8.3. Экскурсия. Посещение краеведческого музея с целью подготовки материала к выставке.
Раздел 9. Книжка-раскладушка «Животные нашего края» (2 ч)
9.1. Аудиторное занятие. Презентация книжки-раскладушки «Животные нашего края» для родителей и обучающихся данной параллели. Проведение выставки индивидуальных отчетов обучающихся.
9.2. Аудиторное занятие. Презентация книжки-раскладушки «Животные нашего края» для родителей и обучающихся данной параллели. Проведение выставки индивидуальных отчетов обучающихся.
Раздел 10. Животные нашего края (2 ч)
10.1.-10.2. Организация экскурсий в парк, зону отдыха, в лес.
Раздел 11. Работа клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» (2 ч)



Программа четвертого года обучения
Тематическое планирование и содержание деятельности
4 класс (34 часа/1 час в неделю)
Таблица 4

Название раздела
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных занятий

1.
Вводное занятие
1
1


2.
История в названиях городов моего края
4
3
1

3.
История в названиях рек моего края
4
3
1

4.
Чье имя носит моя улица?
6
3
3

5.
Музей моего земляка
3
2
1

6.
Достопримечательности моего города
5
3
2

7.
Памятники моего города
6
3
3

8.
Рукописная книга о городе «Я горжусь, что живу в этом городе!»
3
2
1

9.
Написание письма в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»
2
2



Итого
34
22
12




Содержание деятельности обучающихся
Раздел 1. Вводное занятие (1 ч)
. Аудиторное занятие. Знакомство обучающихся, родителей с подготовкой к внеурочным занятиям.
Раздел 2. История в названиях городов моего края (4 ч)
Экскурсия в краеведческий музей. Сбор информации.
Аудиторное занятие. Сбор информации, поиск информации в Интернете, в справочниках о происхождении названий городов нашего региона (по выбору учащихся, 1-2 названия города). Возможна индивидуальная или групповая работа.
Аудиторное занятие. Составление рассказа о происхождении названий городов (по выбору обучающихся, не более 1-2) нашего края, оформление материала, подготовка к презентации.
Аудиторное занятие. Презентация выполненных индивидуальных или групповых работ для родителей и обучающихся данной параллели. Викторина «Знаешь ли ты города своего края?»
Раздел 3. История в названиях рек моего края (4ч)
Экскурсия в краеведческий музей. Поиск и сбор информации о происхождении названий рек нашего края (по выбору обучающихся, не более 1-2).
Аудиторное занятие. Сбор информации, поиск информации в Интернете о происхождении названий рек нашего края. Возможна индивидуальная или групповая работа.
Аудиторное занятие. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в виде презентации. Коллективное составление кроссворда, в котором необходимо отгадать названия рек нашего края.
Аудиторное занятие. Презентация работ о происхождении названий рек нашего края для обучающихся данной параллели и родителей. Разгадывание кроссворда.
Раздел 4. Чье имя носит моя улица? (6ч)
4.1. Аудиторное занятие. Встреча с работниками музея с целью сбора информации о происхождении названий улиц своего города. Поиск информации в справочниках, в Интернете.
4.2.-4.4. Экскурсии по улицам города. Провести фотографирование улиц города, выполнить рисунки улиц. Организовать встречи со старожилами данных улиц.
4.5. Аудиторное занятие. Оформление собранного материала, подготовка к презентации, подготовка к выставке фотографий и рисунков, по возможности (с помощью родителей) снять видеофильм «Заочная экскурсия по улицам нашего города».
4.6. Аудиторное занятие. Презентации, выставка фотографий, рисунков «Чье имя носит моя улица?». Заочное путешествие по улицам своего города для родителей и обучающихся данной параллели.
Раздел 5. Музей моего земляка (3ч)
5.1. Экскурсия в музей, который носит имя нашего земляка. Экскурсия с целью знакомства с жизнью и деятельностью человека, имя которого носит музей.
5.2. Аудиторное занятие. Подготовка отчета о выполнении домашнего задания в форме сочинения по материалам экскурсии.
5.3. Аудиторное занятие. Представление отчета обучающимися о выполнении домашнего задания в виде сочинений с целью отбора лучших в книгу о городе.
Раздел 6. Достопримечательности моего города (5 ч)
6.1. Аудиторное занятие. Посещение библиотек, поиск информации в Интернете, в справочниках о достопримечательностях города.
6.2-6.3. Экскурсии. Экскурсии по городу с целью зарисовок достопримечательностей, фотографирования. Подготовка к выставке групповых и индивидуальных работ.
6.4. Аудиторное занятие. Подготовка отчета по собранному материалу. Подготовка фотовыставки и выставки рисунков «Горжусь тобой, мой город!»
6.5. Аудиторное занятие. Проведение выставки рисунков, фотовыставки «Горжусь тобой, мой город!». Встреча с интересными людьми города: художниками, поэтами и т.д.
Раздел 7. Памятники моего города (6 ч)
7.1. Аудиторное занятие. Посещение библиотек, поиск информации в Интернете, в справочниках о памятниках города. Встречи с интересными людьми.
7.2-7.4. Экскурсия. Экскурсия по городу с целью фотографирования памятников, сбора информации. Посещение краеведческого музея с целью
сбора информации. Организация возложения цветов к одному из памятников с целью воспитания у подрастающего поколения чувства уважения к подвигу, к достоянию истории.
7.5. Аудиторное занятие. Подготовка отчета в виде презентации по собранному материалу (можно по выбору обучающихся, 3-4 памятника).
7.6. Аудиторное занятие. Презентация групповых и индивидуальных работ обучающихся по памятникам города для родителей и обучающихся данной параллели.
Проведение конкурса «Своя игра « по памятникам города.
Раздел 8. Рукописная книга о городе «Я горжусь, что живу в этом городе!» (3 ч)
8.1. Аудиторное занятие. Подготовка материала к выставке, к презентации с помощью родителей, с помощью библиотекаря, руководителя музея (по возможности). Изготовление буклета для родителей, разработка и выполнение дизайна пригласительных билетов на презентацию книги.
8.2. Аудиторное занятие. Проведение презентации для родителей и обучающихся данной рукописной книги «Я горжусь, что живу в этом городе!», выставка, рисунков, фотовыставка индивидуальных и групповых работ обучающихся.
8.3. Экскурсия. Экскурсия по городу с целью посещения памятных мест. Фотографирование.
Раздел 9. Написание письма в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (2 ч)




Список литературы для обучающихся
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы.1класс-М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Хрестоматия.1класс-М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимов С.А., Трафимова С.А. Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс- М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимов С.А., Трафимова С.А. Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс. В 2-х частях-М.: Академкнига/Учебник. 
Федотова О.Н., Трафимов С.А., Трафимова С.А. Окружающий мир. Хрестоматия. 3 класс- М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимов С.А., Трафимова С.А. Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы. 3 класс. В 2-х частях-М.: Академкнига/Учебник. 
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы. 4 класс. В 2-х частях-М.: Академкнига/Учебник.





Образовательные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] иллюстрированная энциклопедия «Живые существа»-фотографии представителей царства животных, растений, грибов, бактерий. Классификация, поиск, справочные сведения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вороновых: фотографии, портреты и голоса. Авторский рассказ о наблюдениях за пернатыми.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] удивительных фактов о животном мире. Статьи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] юннатов. Проект посвящен всем, кто любит природу и стремится понять ее.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] голосов животных и птичьего пения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] изображений животных, в том числе вымерших и исчезающих видов.


























13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT143615


2




Arial Black№ђ Заголовок 215