Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Зимушка зима к нам пришла!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Звездочка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
«Зимушка-зима к нам пришла!»
Захарова Светлана Петровна,
воспитатель I квалификационной категории.
ЗАТО Александровск
г. Полярный
2016 год
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.
Интеграция видов деятельности: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид занятия: тематическое.
Формы образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная.
Цель: углублять и конкретизировать представления детей о зимнем периоде.
Задачи:
Образовательные: обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнять признаки зимы, учить составлять предложения, сюжетный рассказ по картине, подбирать однокоренные слова, обогащать словарный запас детей.
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления, творческих способностей.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к окружающему миру, умение работать в коллективе.
Планируемый результат: дети умеют взаимодействовать в игровой деятельности, договариваться со сверстниками и взрослыми; умеют поддержать беседу о признаках и приметах зимы, высказывать свою точку зрения, могут рассуждать, выражают положительные эмоции при проведении игр, эмоциональной разрядки.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, разучивание стихотворений о зиме, разгадывание загадок о зимних забавах, наблюдения за явлениями природы в зимний период на прогулке, дидактические, подвижные игры.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация к занятию, трафареты букв, цветные карандаши, фломастеры, макет ёлки, листы обычной белой бумаги.
№ Этап занятия
Структурные компоненты деятельности Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей Время
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно поздороваемся с ними. Посмотрите, какие они все красивые и улыбчивые! А вы ребята, почему сегодня какие-то особенные? А я знаю, наверное, потому, что настроение у вас чудесное, и все мы рады видеть друг друга. Итак, начнём. А для начала я вам напомню наши правила поведения на занятиях.
Наше занятие – занятие секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному и научишься всему!
Стол ваш – это не кровать,
И на нём нельзя лежать.
Ты сиди здесь очень стройно,
И веди себя достойно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать,
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно руку! Дети заходят в зал и становятся полукругом возле воспитателя.
1,5 мин.
2. Проблемная ситуация и постановка и принятие детьми цели занятия Ребята, проходите на стульчики, присаживайтесь. А теперь давайте поиграем, отгадайте мою загадку:
На морозе не дрожу,
Нос морковкою держу,
Только вот без зимней стужи
Горько слезы лью я в лужи,
Но не жалуюсь, привык,
Как зовусь я …(Снеговик).
Правильно, Снеговик. Сегодня он пришел к нам в гости. (появляется на слайде)
- Ребята, а Снеговик прислал нам какое-то особенное письмо. Прочтём? (педагог показывает письмо и достаёт оттуда задания)
Снеговик нам пишет, что в знакомой уже нам волшебной стране вредные тролли заколдовали самую главную гостью на приближающемся, всеми нами любимом празднике. Какой праздник приближается? (Новый Год). А кто главная гостья на этом празднике? (ёлка). Вот она (на слайде неукрашенная ёлка) грустная и печальная. Мы с вами должны пройти нелёгкий путь и выполнить много интересных, но трудных заданий, для того, чтобы расколдовать нашу гостью! Поможем? Дети усаживаются на стульчики, стоящие полукругом перед экраном.
Отгадывают загадку 1,5 мин
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Итак, первое задание. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какого предмета не хватает? (на слайде картинки)
Снежинка Санки Снеговик
Санки Снеговик Снежинка
Снеговик Снежинка ?
Правильно, санки (на слайде появляется картинка – санки)
С первым заданием мы справились успешно! Но впереди ещё много.
Послушайте второе задание:
Ветви белой краской раскрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра.
И меня прогонят со двора.
- О каком времени года говорится в загадке? Правильно.
А мы с вами должны вспомнить стихи о зиме.
Кто хочет почитать?
И со вторым заданием мы справились. Молодцы!
Пойдём дальше. Третье задание.
Посмотрите на слайд (на слайде картинно-графический план рассказа о зиме). Нам необходимо постараться составить рассказ о зиме. Рассказ должен быть полным и интересным. Давайте попробуем?
Скажите мне, пожалуйста:
Солнце зимой греет или нет? (светит, но не греет, холодное)
Какими чаще всего бывают облака на небе? Снежные или дождливые? Правильно, снежные. С неба на землю падают снежинки.
А ветер - теплый или холодный (морозный, ледяной)
Какими мы видим деревья зимой? Деревья стоят голые, часто покрыты инеем.
Какие птицы остаются у нас зимовать? Снегири, синички, воробьи. Как одним словом можно назвать птиц, которые зимуют? Зимующие. А вы помогаете птицам зимой? У кого есть кормушки? Молодцы! Птицам зимой очень голодно.
А как изменилась жизнь животных с приходом зимы? (медведь, еж, барсук спят, белка, заяц, лиса сменили свои шубки на зимние)
А как одеты люди зимой?
Люди надели зимнюю одежду, дети катаются на коньках, лыжах.
Как там наша ёлочка? Нет, ещё не расколдована.
Молодцы, и с этим заданием мы справились.
Но вот ещё одно непростое задание. Выходите в центр ковра и вставайте в круг.
Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом.
Дидактическая игра с мячом «Доскажи словечко»
Я буду читать стихотворение, а вы добавите только слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…(Снег.)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…(Снежинки.)
На поселки, на лужок
Все снижается…(Снежок.)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее…(Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …(Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился …(Снеговик.)
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка - …(Снегурка.)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой …(Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил …(Снег.)
Молодцы! Отлично справились с заданием.
Проходите на свои стульчики и продолжаем. Ещё никак не удаётся расколдовать нашу красавицу ёлочку.
Итак, следующее задание. Внимание на экран. (на слайдах одна за другой появляются картинки с изображением зимних забав). Педагог задаёт вопросы о том, чем занимаются дети на каждой из картинок, поощряет детей за правильные и полные ответы.
А вы чем любите заниматься зимой? Только помните наши правила поведения на занятии!
А теперь посмотрите на экран (на слайде картинка с изображением всех зимних забав). Педагог приглашает одного-двух детей составить рассказ по картине.
Пример: Наступила зима. Дети вышли на улицу. Они катаются на санках с горки, ездят на лыжах, скользят на коньках на катке, лепят снеговика. Ребятам очень весело.
Здорово! Молодцы! Справились с заданием. Но никак ёлочка не развеселиться.
Устали? Давайте отдохнём! (эмоциональная разрядка).
«Снежки»
Ну, как же нам всё-таки расколдовать нашу ёлочку? Вот и наше последнее задание. Подойдите ко мне, ребята. Посмотрите на столе лежат буквы. Каждый из вас должен найти свою букву и украсить её так, чтобы понравилось сестрице нашей лесной красавицы, которая у нас тут притаилась. Но для этого у нас очень мало времени, поэтому договоримся украшать только штриховкой! Дети называют недостающий предмет – санки.
Дети отвечают - о зиме.
Желающие дети рассказывают стихотворение С. Есенина «Пороша»
Дети отвечают на вопросы педагога.
Вызывается один ребёнок и подводит итог, составляя небольшой рассказ о признаках зимы.
Дети становятся в круг. Отвечает тот, кому педагог бросит мяч.
Дети отвечают на вопросы педагога.
Дети по вызову педагога составляют небольшой рассказ.
Дети берут по листу белой бумаги, сминают его в произвольном порядке и бросают друг в друга «снежками».
Дети садятся за столы, на которых приготовлены карандаши и фломастеры, украшают букву и прикрепляют её на бумажную ёлочку на стене или полу. 23 мин
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ребята, все задания мы с вами выполнили успешно. Как же там наша лесная гостья? Посмотрим? (На слайде появляется украшенная, светящаяся ёлочка). Ребята, помашите снеговикам рукой! До свидания, друзья.
Ура! Похлопаем себе, у нас всё получилось!
А как вы думаете, почему у нас так всё складно вышло? Дети хлопают в ладоши.
Дошкольники отвечают на вопросы воспитателя:
… потому что мы правильно выполняли задания, …составляли рассказ, …отгадывали загадки, …рассказывали стихи, …играли и т.д. 1,5 мин
7. Рефлексия Молодцы, ребята. Но это ещё не всё. Посмотрите у меня на столе лежат бантики для украшения: красные и белые. Если вам на занятии всё понравилось, вы считаете, что со всем справились, узнали что-то новое, я прошу взять красный бантик. Если что-то у вас не получилось, вы чем-то не довольны – то возьмите белый бантик. А этими бантиками мы украсим ёлочку в нашей группе! Хорошо?
Воспитатель подводит итог. Например: всё у нас сегодня получилось, все взяли только красные бантики и т.д. Ребята разбирают бантики. 1,5 мин