Программа по туризму Юный турист


Утверждена на методическом совете
Протокол № от 2008.
Директор ЦДиЮТиЭ г. Брянска
_____________ Белов Б.В.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ЮНЫЙ ТУРИСТ”
Возрастная категория 12 – 15 лет
рассчитана на 1 год
Автор: методист - Ткачёв Г.С.



г. Брянск 2008 год
I. Пояснительная записка.
Туризм и краеведение в системе дополнительного образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания учащихся.
Основным звеном проведения массовой туристской работы в г. Брянске остается Центр детского и юношеского туризма, главная задача которого - массовое вовлечение учащейся молодежи в занятия всеми видами туризма, в туристско-краеведческое движение, воспитание в коллективах туристских объединений социально-активных, г высоконравственных, физически и технически подготовленных воспитанников.
В соответствии с разработанными программами педагогами дополнительного образования ведутся занятия в туристских объединениях, созданных на базе школ, гимназий и других учебных заведений. Регулярные занятия туризмом, участие в походах формируют в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Нельзя недооценивать и того, что подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, к приключениям и романтике.
Программа “Юный турист” рассчитана на один год обучения, возраст учащихся от 12-15 лет, занимающихся в туристском объединении первый год. В него могут записаться все желающие. Они могут свободно входить и выходить из туристского объединения.
Предлагаемая программа “Юный турист” предназначена для педагогов дополнительного образования. Программа разработана в соответствии с “Современными требованиями к программам и учебным планам коллективов учреждений дополнительного образования детей”.
На освоение программы отводится 216 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся как в классах, спортзалах, так и на местности - 6 часов в неделю.
Основа классных занятий - изучение всего учебного материала согласно рекомендуемой тематике. Основу занятий на местности составляют способы и практические приемы по закреплению теоретических занятий и отработка практических навыков.
Прием детей в объединения ЦДЮТ осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний. Рекомендуемый минимальный состав группы - 15 человек. При наборе обучающихся следует комплектовать группу с превышением состава, т. к. существует естественный состав членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. Допускается минимальный состав группы на занятиях - 12 человек. Перечень зачетных мероприятий приведен в тематическом учебном плане.
В связи со спецификой работы туристских объединений, время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсий в пределах городской черты, установлено в количестве 4 часов; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, туристского мероприятия - 8 часов, минимальный состав группы при этом должен быть не менее 6 человек.
У каждого участника объединения должна быть тетрадь и ручка, цветные карандаши, линейка. В тетрадь записываются сведения, услышанные на занятиях, заносятся домашние задания, впечатления о походах, экскурсиях и т. д.
В конце учебного года проводится аттестация туристского объединения. Количество аттестованных должно быть не менее 9 человек.
После каждого года обучения за рамками учебных часов проводится многодневное туристское мероприятие - поход, слёт, соревнования, туристский лагерь, сборы и т. д.
После выполнения программы «Юный турист» участники объединения продолжают заниматься туризмом, например по программе «пешеходный туризм» или «туристское многоборье».
II. Цели и задачи программы.
Предлагаемая в этой программе примерная тематика предусматривает ознакомление учащихся со своим краем, обучение воспитанников основам туризма, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых юным путешественникам.
Основная цель программы: удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуально-личностных, социокультурных, духовных образовательных потребностей и запросов детей средствами туризма, выбора подростками и молодежью сферы применения своих сил.
На занятиях в объединениях решаются следующие основные задачи:
укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию воспитанников;
обучение жизненно важным двигательным действиям;
формирование умений, необходимых для выживания в экстремальных ситуациях;
воспитание привычки к систематическим занятиям туризмом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений;
расширение у воспитанников представлений об историческом, экономическом и культурном развитии Брянщины и её природе;
развитие эстетического восприятия окружающей среды, экологическое воспитание учащихся;
воспитание у юных туристов добросовестного отношения к труду и общественной собственности, чувства долга, товарищества и взаимовыручки;
воспитание у юных туристов волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания;
получение и развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др.;
подготовка общественного актива организаторов туризма для школ и детских полевых туристских лагерей.
III. Деятельность, используемые методы и формы.
Руководитель объединения должен иметь подготовку в объёме не менее организатора спортивного туризма и опыт участия в туристских степенных походах.
В первые месяцы работы объединения необходимо провести собрание родителей, подробно рассказать им о программе, планах занятий и походов, об условиях их проведения, о личном снаряжении юных туристов и т. д.
В начале первого и второго полугодий учебного года руководитель обязан провести с воспитанниками инструктаж по мерам безопасности при проведении занятий, массовых мероприятий, поход, соревнований, на дороге и в транспорте. Необходимо изучить медицинские карточки воспитанников в школе.
Занятия объединений юных туристов носят преимущественно практический характер. Лишь небольшая часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Особое внимание следует обратить на общефизическую и специальную подготовку. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий. Необходимо также использовать такие формы, как рассказ, пояснения с примерами наглядного показа, встречи с интересными людьми, дискуссии, посещение музеев, театров, выставок, туристские игры, викторины и др.
План занятий необходимо строить так, чтобы перед воспитанниками всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия к интересному объекту, поход с ночевкой, участие в туристском соревновании и т. п. Одновременно следует добиваться того, чтобы воспитанники хорошо понимали, что ведущей целью занятия является предстоящие зимние многодневные походы.
Темы для занятий подбираются в зависимости от общей цели объединения, подготовленности группы, сложности и длительности маршрута. Часто в план одного занятия входят различные темы. Например, во время игры по ориентированию на местности можно показать, как выбраться на откос или преодолеть реку, овраг и т.д.
Содержание занятий следует постоянно усложнять. Например, от беседы о картах и топографических знаках переходить к решению топографических задач, участию в топографических играх, а затем и к самостоятельному движению с картой; от небольших прогулок к однодневным походам оздоровительно - развивающей направленности, которые необходимо использовать для расширения и углубления знаний воспитанников по пройденным темам, для формирования их мировоззрения, а также физического оздоровления.Поход, протяженность в несколько километров явится хорошей тренировкой перед многодневными походами, а фиксация наблюдений, описание пути движения поможет в будущих степенных походах вести содержательные записи для отчета.
Распределение обязанностей в каждом походе следует вести так, чтобы к исполнению их привлекались каждый раз разные члены объединения. Это позволит к началу многодневных походов выявить наиболее способных к той или иной работе юных туристов.
После похода на занятии обсуждаются его итоги., а затем одни юные туристы обрабатывают дневник, другие делают фотомонтаж, некоторые участники занимаются выпуском информационного листка, обработкой записей бесед с интересными людьми и т. д. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки воспитанников.
Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам безопасности при проведении полигонов, походов и соревнований.
Занятия в объединении целесообразно организовать таким образом: 1-2 теоретических занятия, затем совмещенное или практическое занятие. Через 2 недели - 1 занятие на местности. Через 1 месяц - поход выходного дня. Занятия эффективно проводить 2 раза в неделю по 2 часа.
Для достижения поставленных целей и задач объединения необходимо правильно спланировать учебный материал. Прежде, чем начинать планирование, необходимо уточнить вашу нагрузку по тарификации; список обязательных мероприятий, где вы должны участвовать с воспитанниками и список планируемых мероприятий с объединениями вне школы; сколько часов еженедельно вы будете вырабатывать на базе школы; сколько занятий (2 или 3) и по каким дням недели будет проводиться на базе школы. Необходимо также учесть мероприятия в дни школьных каникул (походы, экскурсии и т. д.).
IV. Ожидаемый результат при реализации программы.
При реализации программы полученные знания позволяют воспитанникам лучше адаптироваться в условиях социальной среды города, а также в экстремальных условиях природной среды, значительно расширить кругозор и углубить знания и представления об окружающем мире.
На занятиях объединения, в походах, путешествиях, на экскурсиях юные туристы должны научиться:
составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;
умению одеваться, обуваться и снаряжаться для похода в зависимости от сезона, длительности похода и способа передвижения;
ориентироваться в незнакомой местности при помощи карты, компаса, по местным предметам, солнцу, часам;
пользоваться топографической и спортивной картами, ходить по азимуту;
преодолевать естественные препятствия в пути, вязать узлы;
делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;
выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега, ставить палатку, разводить костёр, готовить на нём пищу, изготавливать простейшее туристское оборудование;
фиксировать наблюдения, проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;
составлять технические описания маршрута;
вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы.
Минимум знаний, умений и навыков для воспитанников более подробно приведены в учебной программе туристского объединения “Юный турист” раздельно по каждой теме.Усвоение программы и участие в походах позволит учащимся выполнить требования на значки “Юный турист” и “Турист России”, а также юношеские разряды.
Полное выполнение учебной тематики и программы повысит престиж объединения у сотрудников ЦДЮТ и родителей.
После окончания курса воспитанники переходят в объединение “Походный туризм” 1 года обучения.
Учебная программа туристского объединения “Юный турист”
I. Вводное занятие.
Туризм. Что это такое? Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. Виды туризма. Характеристика каждого вида. Самодеятельный туризм. Центр детского и юношеского туризма в структуре функционирования самодеятельного туризма. Задачи и план работы объединения “Юный турист”. Законы, правила, нормы и традиции туризма.
Знать: основные сведения о туризме. Виды туризма. Роль туризма в становлении личности. Основные задачи туристского объединения. Законы, правила нормы поведения юных туристов.
II. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
2.1. Возможные опасности в походе. Меры безопасности.
Опасности, обусловленные природой средней полосы: рельеф, реки, ураганы, грозы, метели. Ядовитые грибы, растения, насекомые, змеи, хищные звери. Опасности, связанные с действиями человека. Профилактика несчастных случаев - сбор информации о районе похода. Дисциплина в походах и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице.
Знать: опасности, обусловленные природой и связанные с действиями человека. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Ядовитые грибы, растения.
2.2. Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний.
Понятие гигиены, её значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, значение водных процедур (умывание, обтирание, душ, купание, парная баня).Гигиена обуви и одежды. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность туриста.
Знать: гигиенические требования при занятиях туризмом. Гигиена тела, одежды, обуви. Сущность закаливания и систематические занятия спортом.
Уметь: ухаживать за телом, одеждой и обувью; выполнить комплекс упражнений утренней зарядки.
2.3. Походная медицинская аптечка.
Практическое занятие.
Состав походной медицинской аптечки. Требования к упаковке. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов. Перечень и назначение, показания и противопоказания применения лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.
Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях.
Формирование походной медицинской аптечки.
Знать: состав медицинской аптечки, её хранение при транспортировке; назначение и дозировку препаратов; сосав личной аптечки.
Уметь: подобрать состав медицинской (групповой и личной) аптечки на поход выходного дня и многодневный поход; применять медицинские препараты.
2.4. Пищевые отравления. Ожоги. Отморожения.
Профилактика отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Подбор, хранение продуктов. Питьевая вода. Обеззараживание воды. Мытьё рук и посуды. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Ожоги. Отморожения. Первые признаки отморожения. Как избежать ожогов и отморожений. Первая доврачебная помощь при ожогах и отморожениях. Тепловые и солнечные удары. Профилактика солнечных ударов.
Знать: Правила оказания первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, отморожениях, тепловых и солнечных ударах. Способы обеззараживания воды. Профилактика пищевых отравлений. Как избежать ожогов и отморожений.
Уметь: оказать первую доврачебную помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, тепловых и солнечных ударах; произвести обеззараживание воды.
2.5. Порезы и раны. Нагноения.
Практические занятия.
Профилактика ранений от острых орудий. Первая доврачебная помощь при порезах, ранениях острыми предметами, при появлении гнойных ран. Порядок наложения жгута, ватно-марлевой повязки. Обработка ран.
Практическая отработка приёмов по оказанию первой доврачебной помощи.
Знать: правила оказания первой доврачебной помощи при порезах, ранениях, нагноениях. Как остановить кровотечение, обработать раны.
Уметь: оказать первую доврачебную помощь; обработать раны, наложить повязку, кровоостанавливающий жгут.
2.6. Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы.
Признаки ушибов, растяжений, вывихов, переломов. Правила оказания первой доврачебной помощи. Порядок наложения шин из подручных средств.
Знать: правила оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах и переломов; признаки данных травм.
Уметь: оказать первую доврачебную помощь; правильно наложить шину из подручных материалов.
2.7. Потертости и мозоли. Опрелости. Требования к одежде и обуви.
Причины возникновения потертостей, мозолей, наминов, опрелостей. Требования к одежде и обуви. Выбор одежды и обуви для тренировок и походов. Оказание первой помощи при потертостях, мозолях, опрелостях.
Знать: санитарно-гигиенические требования к одежде и обуви. Действия при обнаружении малейшего неудобства в обуви или одежде. Правила оказания первой медицинской помощи при потертостях, мозолях, опрелостях.
Уметь: оказать помощь при возникновении потертостей, мозолей, опрелостей; подбирать обувь и одежду для тренировок и походов.
2.8. Приёмы транспортировки пострадавшего.
Практическое занятие.
Зависимость способа транспортировки пострадавшего от характера и места повреждения, состояния, количества оказывающих помощь. Способы транспортировки: на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоём на поперечных палках, переноска вдвоём на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок из веревок, на шесте и др.
Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки пострадавшего.Знать: способы транспортировки; определение способа транспортировки пострадавшего.Уметь: изготовить транспортировочные средства и транспортировать пострадавшего.
III. Туристский быт и снаряжение.
3.1. Туристское снаряжение.
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для однодневных и многодневных походов, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. одежда и обувь для летних и зимних походов.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки.
Практическое занятие: ознакомление с имеющимся туристским снаряжением. Правила размещения предметов в рюкзаке. Укладка рюкзака. Подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за ним.
Знать: перечень личного и группового снаряжения и требования, предъявляемые к нему.
Уметь: составить перечень личного и группового снаряжения для похода с учетом погодных условий; укладывать рюкзак; подгонять снаряжение, ухаживать за ним.
3.2. Установка палаток. Размещение в них вещей.
Практическое занятие. Установка палаток, размещение в них вещей. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Разборка и упаковка палаток.
Знать: устройство и порядок установки палаток. Правила поведения в палатке.
Уметь: установить палатку и разместить в ней вещи.
3.3. Костры, их типы. Правила разведения костра.
Различные типы костров и их назначение. Отбор места для костра. Выбор и заготовка дров. Правила разведения костра. Меры безопасности при заготовке дров и при обращении с огнём. Требования по уборке места для костра перед уходом группы.
Знать: основные типы костров и их назначение; правила разведения костра; требования к выбору места для костра; меры безопасности при заготовке дров и при обращении с огнём; требования по экологии.
Уметь: выбрать место для костра; заготавливать дрова; разводить костёр в любых условиях погоды.
3.4. Костровое хозяйство.
Костровые приспособления. Варочная посуда. Способы подвески котлов. Кухонные принадлежности. Походные топоры и пилы. Требования к топорам и пилам. Порядок их упаковки и транспортировки. Меры безопасности.
Знать: перечень костровых приспособлений, варочной посуды, кухонных принадлежностей и требований к ним. Меры безопасности при подвеске варочной посуды и работе с топором.
Уметь: производить подвеску котлов различными способами; пользоваться костровыми приспособлениями, топором и пилой и упаковывать их для транспортировки без нарушения мер безопасности.
3.5. Ремонтный набор. Сушка и ремонт снаряжения.
Практическое занятие. Состав и назначение ремонтного набора. Способы сушки снаряжения. Меры безопасности.
Знать: состав и назначение ремонтного набора; способы сушки снаряжения и ухода за ним в походе; меры безопасности при сушке снаряжения.
Уметь: составить перечень ремонтного набора и упаковать его для транспортировки; сушить снаряжение, обеспечив его сохранность и исключить его порчу.
3.6. Бивуак.
Выбор места для ночлега (бивуака). Основные требования к месту бивуака. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы). Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры безопасности при работе на бивуаке.
Знать: основные требования к месту для бивуака; порядок работы по развертыванию и свёртыванию лагеря. Меры безопасности.
Уметь: выбрать место для бивуака, для забора воды и умывания.

3.7. Питание в туристском походе.
Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в походе: перекус (на бутербродах) и с приготовлением горячих блюд. Набор продуктов для похода. Нормы продуктов на человека. Организация питания в 2-3хдневном походе. Приготовление пищи на костре.
Практическое занятие. Составление меню и списка продуктов для похода. Закупка, фасовка, упаковка продуктов и переноска продуктов в рюкзаках.
Знать: основные требования к продуктам, используемым в походах. Правила хранения продуктов в походе. Принцип составлению меню и списка продуктов.
Уметь: составлять меню и список продуктов; фасовать и упаковывать продукты; готовить на костре каши и супы из концентратов.
IV. Топография и ориентирование.
4.1. Карты и их классификация.
Определение топографии. Карты географические и их классификация. Понятие о топографической карте, её значение для народного хозяйства и обороны государства. Значение топокарт для туристов. Понятие о масштабе. Виды масштабов. Содержание топографической карты. Разграфка и номенклатура топокарт. Рамка и километровая сетка топографической карты.
Знать: оформление топокарты; отличия между географическими и топографическими картами. Значение топокарт для туристов. Виды масштабов топокарты.
Уметь: определять координаты по рамке и километровой сетке топокарты.
4.2. Условные знаки топокарт.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Виды топографических условных знаков и их общие свойства. Характеристика масштабных и внемасштабных топознаков. Деление топознаков по группам. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.
Знать: топографических условных знаков; пояснительные знаки.
Уметь: читать внемасштабные условные знаки (линейные, фигурные).
4.3. Отображение местности на карте.
Рельеф местности. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод. Гидрография. Растительность. Условные знаки, отображающие гидросеть и растительность.
Знать: способы изображения рельефа на картах; условные знаки, отображающие гидросеть и растительность.
Уметь: определить рельеф по карте, определить примерную крутизну склона, ямы, курганы.
4.4. Масштабы. Расстояния.
Масштабы: численный, именованный, линейный. Стандарты численных масштабов. Работа с численным и линейным масштабами. Степень уменьшения.
Расстояния. Способы измерения расстояний на карте и на местности. Величина среднего шага, его измерение. Понятие о паре шагов. Таблица переводов шага в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояний по времени движения.
Знать: масштабы топокарт; способы измерения расстояний на карте и на местности.
Уметь: пользоваться масштабом численным и линейным.
4.5. Чтение карты. Измерение расстояний на карте.
Практическое занятие. Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояний на карте. Чтение карты. Проверка усвоения условных топознаков.
Знать: группы условных топознаков.
Уметь: работать с картами различного масштаба; определять расстояния по карте; копировать участки маршрута на кальку. Читать топографическую карту.
4.6. Ориентирование по горизонту. Азимут.
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо (“Роза направлений”).
Понятие об азимуте. Азимут истинный (географический) и магнитный. Определение истинного азимута по карте, измерение и построение углов (направлений) на карте.
Знать: градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Понятие об азимуте и его определение.
Уметь: измерить и построить азимут.
4.7. Компас. Типы компасов и правила работы с ними.
Практическое занятие. Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова и спортивного жидкостного компаса. Правила обращения с ними. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка.
Знать: устройство компасов; четыре действия с компасом; правила обращения с компасом.
Уметь: обращаться с компасом; находить стороны горизонта, ориентировать карту по компасу; выполнять прямую и обратную засечку (определить по заданному азимуту ориентир и определить азимут на видимый ориентир).
4.8. Ориентирование на местности.
Практическое занятие. Смысл и содержание туристского ориентирования. Средства и условия для ориентирования. Способы ориентирования: ориентирование с помощью карты и компаса; ориентирование с картой без компаса; ориентирование без карты и компаса (по часам, солнцу, луне, звездам); ориентирование по местным предметам; по туристской маркировке. Виды ориентирования: линейное, точечное, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк.
Занятие на местности. Определение азимута на предмет. Необходимость непрямого чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Движение по заданному азимуту, обход препятствий, выдерживание общего заданного направления, использование солнца и тени. Движение по легенде. Действия в случае потери ориентировки.
Знать: способы ориентирования; виды ориентирования; движение по азимуту в походе; порядок сохранения общего направления движения при обходе препятствий.
Уметь: ориентироваться на местности; определять ориентиры движения, точки стояния, сохранять направление движения; действовать в случае потери ориентировки.
4.9. Определение расстояний на местности.
Занятие на местности. Измерение расстояний различными способами: шагами, глазомерным способом (с тренировкой глазомера), по времени движения, по слышимости звуков, при помощи построения подобных треугольников (с помощью спички) и др.
Знать: способы измерения расстояний на местности.
Уметь: измерять расстояния на местности различными способами, в т. ч. и до недоступных предметов.
4.10. Понятие о соревнованиях по спортивному ориентированию, специфика судейства туристских соревнований.
Понятие о соревнованиях по спортивному ориентированию. Спортивные карты и их отличие от топокарт. Масштабы спортивных карт. Условные знаки спортивных карт. Принятые цвета при изготовлении спортивных карт. Виды соревнований по спортивному ориентированию, туризму. Специфика судейства.
Знать: понятие о соревнованиях по спортивному ориентированию и туризму, их виды; различия топографических и спортивных карт; условные знаки спортивных карт.
Уметь: пользоваться спортивной картой; определять масштаб и расстояние по карте; ориентироваться по спортивной карте.
V. Специальная туристская подготовка.
5.1. Туристские должности в группе.
Должности постоянные и временные. Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.
Краткие обязанности других постоянных должностей в группе: завпит, завснар, старший проводник (штурман), казначей, санитар, краевед, физорг, культорг, редактор (фотограф, летописец), ответственный за отчет о походе, ремонтный мастер и др.Временные обязанности: костровой, повар, направляющий, замыкающий и др.; дежурные по кухне их обязанности (приготовление пищи, мытьё посуды и т. д.)
Знать: перечень должностей членов туристской группы и основные их обязанности.
Уметь: выполнять обязанности по должностям в период подготовки, проведения и подведения итогов похода.
5.2. Правильная организация движения группы на маршруте.
Порядок построения группы. Строй как элемент организованности и фактор безопасности. Обязанности направляющего и замыкающего. Распорядок дня. Режим движения. Темп движения. Привалы. Продолжительность и периодичность привалов.
Знать: основные правила движения группы на маршруте; порядок построения группы. режим движения и отдыха.
Уметь: соблюдать правила движения группы, режим движения и распорядок дня; выбирать теп движения.
5.3. Преодоление естественных препятствий.
Практическое занятие. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам. Отработка техники движения по дорогам, тропам.
Занятие на местности. Отработка техники движения по пересеченной местности. Преодоление спуска и подъёма. Движение по заболоченным участкам, по лесу. Преодоление завалов, зарослей, кустарников. Преодоление водных препятствий. Способы страховки.
Знать: общие характеристики естественных препятствий и правила их преодоления.
Уметь: преодолевать несложные естественные препятствия.
5.4. Техника безопасности при проведении походов.
Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Правила поведения при поездках группы на транспорте: при посадке, высадке и во время движения. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Знать: меры безопасности при посадках, при преодолении препятствий; правила поведения в населенном пункте.
Уметь: производить самостраховку и страховку участников группы в походах.
5.5. Организация туристского похода.
5.5.1. Обязанности участников похода. Нормативные требования к походам. Классификация походов по степеням сложности. Требования к категорийным походам. Нормативные требования на значки “Юный турист” и “Турист России”. Разрядные требования в соревнованиях по спортивным походам.
Знать: обязанности участников похода; нормативные, разрядные требования.
5.5.2. Последовательность подготовки к походу: цели и задачи похода, комплектование группы, организация группы (собрание, распределение обязанностей, составление планов, подготовка похода). Изучение района похода (изучение литературы, карт, отчетов о походах, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут). Выбор и разработка маршрута движения. Составление плана-графика движения. Подготовка личного и группового снаряжения. Меню. Оформление маршрутной документации. Закупка продуктов. Расфасовка и распределение
Знать: последовательность и порядок подготовки к походу.
5.5.3. Практическое занятие. Организация туристского похода. Отработка вопросов по подготовке похода. Организация группы. Изучение района похода. Выбор и разработка маршрута.
Уметь: составить план подготовки к походу; изучать район предстоящего похода; выбрать и разработать маршрут.
5.6. Узлы, применяемые в туризме.
Узлы, применяемые в туризме. Деление узлов на группы по назначению:
Для связывания веревок одинакового диаметра (прямой, рифовый, встречный, ткацкий).
Для связывания веревок разного диаметра (академический, шкотовый, брамшкотовый).
Для крепления веревки к опоре (удавка, восьмерка через карабин, штык с количеством шагов не менее трех, беседочный, булинь, стремя, проводник, проводник восьмерка).
Узлы для страховки и самостраховки (проводник, проводник восьмерка, “австрийский” и двойной проводник, булинь, схватывающий всех модификаций).
Практические занятия по отработке навыков вязки узлов.
Знать: деление узлов на группы по назначению.
Уметь: вязать узлы: прямой, рифовый, встречный, ткацкий, академический, шкотовый, брамшкотовый, удавка, стремя, проводник, проводник восьмерка, булинь.5.7. Техническое описание маршрута. Подведение итогов похода.
Техническое описание маршрута и требования к нему. Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы. Обработка дневника описания пути движения. Обработка и обобщение собранных материалов. Составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, изготовление фотографий. Оформление и сдача технического описания маршрута в МКК.
Знать: порядок подведения итогов и работы над отчётом.
Уметь: составить техническое описание маршрута.
5.8. Метеорологические наблюдения. Природоохранная деятельность туриста.
Метеорологические наблюдения: наблюдения над облачностью, ветром, снегомерные наблюдения. Предсказание погоды. Признаки изменения погоды. Определение устойчивости и перемены, приближающегося ненастья. Составление таблицы местных признаков погоды.
Природоохранная деятельность туриста.
Знать: признаки изменения погоды; признаки предсказания погоды; правила бережного отношения к природе.
Уметь: определить период изменения погоды; выполнять требования по охране природы.
VI. Краеведение.
6.1. Географическое положение и природные особенности Брянской области.
Географическое положение Брянской области. Рельеф. Полезные ископаемые. Погода и климат.
Подземные воды. Реки и озёра.
Почвы. Растительный и животный мир Брянской области. Заповедники и заказники. Охрана природы и животного мира.
Знать: основные сведения о географическом положении, рельефе, климате, полезных ископаемых, о растительности и животном мире; реки и озера.
6.2. Население области. Административное деление. Известные люди Брянщины.
Первые сведения о заселении. Национальный состав, численность и размещение населения. Административное деление. Города. Городское и сельское население. Известные и знаменитые люди Брянщины.
Знать: административное деление; основные города; знаменитые люди Брянщины.
6.3. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Важнейшие черты развития и общая характеристика. Промышленность. Транспорт и транспортные магистрали. Сельское хозяйство. Вклад Брянщины в народное хозяйство страны. Экономические и культурные связи с другими регионами страны.
Знать: транспортные магистрали, промышленные предприятия, выпускаемую продукцию. Экономические и культурные связи.
6.4. История Брянщины.
Далёкое прошлое Брянщины. О чём рассказывают раскопки. Первые скотоводы и земледельцы. Наши предки - славянские племена.
Брянщина в период возникновения и развития феодализма и разложения крепостничества. В составе Киевского и Московского государства. Век восстания (XVIII в.). Брянщина в Отечественной войне 1812 г. Участники движения декабристов.
История г. Брянска. Исторические и архитектурные объекты Брянска. История своего района.
Брянщина в период Великой Отечественной войны.
Знать: основные сведения по истории, культуре Брянщины и своего района; памятники истории, культуры и природы; музеи; исторические события на Брянщине в период ВОВ.
Уметь: спланировать маршрут с учетом посещения интересных мест; собрать краеведческие сведения о районе похода; составить летопись, хронику, очерк об исторических событиях.
VII. Физическая подготовка.
7.1. Общая физическая подготовка.
Основная задача общей физической подготовки - развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов. Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ): походный шаг; переход с бега на шаг и с шага на бег; ходьба на носках, на пятках, на внешних и внутренних сторонах стоп, в присяде в полуприсяде, выпадами, приставным и скрестным шагом. Бег вперед, назад, влево, вправо, высоко поднимая колени, с захлёстыванием голени назад, с изменениями направления движения.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Использование комплексов упражнений из игровых форм. Упражнения с предметами.
Знать: значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам.
Уметь: выполнять общеразвивающие упражнения, комплексы упражнений.
7.2. Эстафеты, игры.
Подвижные игры - игры, способствующие объединению коллектива, массовому охвату детей. Игры с разделением на команды и без разделения. Игры на внимание, сообразительность и координацию. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта. Игры на местности.
Спортивные конкурсы: догонялки, “Метатели” (шишек, камней), “Силачи”, “Ловки и умелые” и т. д.Эстафеты: линейные, встречные, круговые, туристские, с раскладыванием и собиранием предметов. и т. д.
Знать: подвижные игры, правила проведения спортивных игр.
Уметь: играть в различные игры.
7.3. Специальная физическая подготовка.
Приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливости): постепенность, систематичность. Развитие физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.
Выполнение упражнений:
а) с элементами легкой атлетики: бег на короткие дистанции, кросс, прыжки в длину, высоту, метания;
б) c элементами гимнастики: стойки, кувырки, перекаты, перевороты;
в) упражнения на гимнастических снарядах, канате, перекладине, скамейке, с гантелями, прыжки со скакалкой.
Упражнения на сопротивление (перетягивание или выталкивание друг друга из круга с помощью палки, каната, рук).
“Конкурсы силачей” (на количество подтягиваний на перекладине, кольцах; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа; приседание с весом или приседание на одной ноге; перетягивание каната).
Прикладные упражнения: лазание по наклонному бревну, лазание под бревном; лазание по склону с использованием веревок; преодоление изгородей, барьеров, перелезание через учебные заборы; передвижение по бревну с прешагиванием через набивные мячи, рюкзаки; лазание по канату; преодоление рва с помощью каната в каче (маятник), переноска товарищей и т. д.
Уметь: выполнять упражнения на развитие быстроты, выносливости, прыгучести.
VIII. Воспитательная работа.
Воспитательная работа с учащимися, профилактические лекции (темы по усмотрению руководителя), экология, профилактика правонарушений
Работа с родителями
Информационное освещение
Утверждаю _______________ Белов Б.В.
Директор ЦДЮТиЭ г. Брянска
Годовой учебный план
Объединения «Юный турист» 1 г.о., 6 ч/н., шк. № , класс.
Темы занятий всего теория практсен октноя дек янвфевмарапрмай
I. Вводное занятие. 2 2 2 1.1Информация о работе кружка. 2 2 2 II. Основы гигиены и ПДП 15 12 3 2 4 1 1 1 2 2 2 2.1. Возможные опасности в походе. 2 2 1 1 2.2. Личная гигиена туриста. 2 2 1 1 2.3. Походная медицинская аптечка. 2 1 1 2 2.4. Отравления. Ожоги. Отморожения. 1 1 1 2.5. Порезы и раны. Нагноения. 2 2 1 1 2.6. Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы. 2 2 1 1 2.7. Потертости и мозоли. Опрелости. Требования к одежде и обуви. 2 2 1 1 2.8. Приёмы транспортировки пострадавшего. 1 1 1 2.9. Зачет по пройденной теме. 1 1 1 III. Туристский быт и снаряжение. 14 9 5 3 3 1 1 2 1 2 1
3.1. Туристское снаряжение. 2 1 1 1 1 3.2. Установка палаток. Размещение в них вещей. 2 1 1 1 1 3.3. Костры, их типы. 2 1 1 1 1 3.4. Костровое хозяйство. 2 2 1 1
3.5. Ремонтный набор 1 1 1 3.6. Бивуак. 2 2 1 1 3.7. Питание в туристском походе. 2 1 1 1 1 3.8. Зачёт по пройденной теме. 1 1 1 IV. Топография и ориентирование. 20 11 9 1 2 1 4 1 3 3 2 3
4.1. Карты и их классификация. 2 2 1 1 4.2. Условные знаки топокарт. 5 2 3 1 1 1 1 1
4.3. Отображение местности на карте. 1 1 1 4.4. Масштабы. Расстояния. 2 1 1 1 1 4.5. Чтение карты 1 1 1 4.6. Ориентирование по горизонту. Азимут. 2 1 1 1 1 4.7. Компаса и правила работы с ними. 2 1 1 1 1 4.8. Ориентирование на местности. 2 1 1 1 1
4.9. Определение расстояний на местности. 1 1 1 4.10. Соревнованиях по с/о 1 1 1 4.11. Зачет по пройденной теме. 1 1 1
V. Специальная туристская подготовка. 19 9 10 2 1 3 1 3 3 6
5.1. Туристские должности в группе 2 2 1 1 5.2. Движения группы на маршруте. 1 1 1 5.3. Преодоление естественных препятствий. 3 1 2 2 1 5.4. ТБ при проведении походов. 1 1 1 5.5. Организация туристского похода. 3 2 1 3
5.6. Узлы, применяемые в туризме. 6 1 5 1 1 1 1 1 1
5.7. Подведение итогов похода. 1 1 1 5.8. Природоохранная деятельность туриста. 1 1 1
5.9. Зачет по пройденной теме. 1 1 1
VI. Краеведение. 11 11 2 2 6 1 6.1. Географическое положение и природные особенности Брянской области. 2 2 2 6.2. Население области. Административное деление. Известные люди Брянщины. 2 2 2 6.3. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. 2 2 2 6.4. История Брянщины. 4 4 4 6.5. Зачет по пройденной теме. 1 1 1 VII. Физическая подготовка. 30 30 1 4 4 1 4 6 4 3 3
7.1. Общая физическая подготовка. 12 12 1 2 1 2 2 1 2 1
7.2. Эстафеты, игры. 7 7 1 1 1 2 1 1
7.3. ОРУ 11 11 1 2 1 1 2 3 1
Итого занятий по расписанию 111 54 57 8 16 14 14 10 14 10 12 13
VIII. Воспитательная работа. 12 12 3 4 5 81. Родительские собрания. 4 4 2 2 8.2.Составление отчёта. 3 3 3 8.3.Визитка объединения 1 1 1 8.4.Мероприятия на базе ДДЦ. 4 4 4 IX. Обязательные мероприятия 93 93 6 25 4 20 4 8 18 8
9.1 Соревнования по с/о. 7 7 3 4 9.2. Обязательные мероприятия 30 30 6 14 4 6 9.3. Экскурсии 8 8 4 4 9.4. Походы. 48 48 8 16 8 8 8
Итого за период обучения: 216 54 162 17 41 18 18 30 18 18 35 21
Составил педагог д.о. ______________________
Проверил:
Методист

Завуч
Тематический план
работы объединения «Юный турист»
1 г.о., 6 ч/нед., школа №
Сентябрь
№ п/п Наименование темы Кол-во часов Дата
1. Информация о работе кружка. 2 2. ТБ при проведении походов. Узлы, применяемые в туризме. 2 3. Походная медицинская аптечка. 2 4. Карты и их классификация. ОРУ 2 Визитка объединения 1 Родительские собрания. 2 Фестиваль кружковцев 6 Итого: 17 Октябрь
5. Возможные опасности в походе. ОРУ 2 6. Туристское снаряжение. Эстафеты, игры. 2 7. Узлы, применяемые в туризме. ОФП 2 8. Географическое положение и природные особенности Брянской области. 2 9 Условные знаки топокарт. Компаса и правила работы с ними. 2 10 Личная гигиена туриста. Потертости и мозоли. Опрелости. Требования к одежде и обуви. 2 11 Костры, их типы. Бивуак. 2 12 Порезы и раны. Нагноения. Общая физическая подготовка. 2 Соревнования по с/о. 3 Учебный полигон «Юный путешественник» 6 Соревнования по ПТ «Юный путешественник» 8 Походы. 8 Итого: 41 Ноябрь
13 Личная гигиена туриста. ОРУ 2 14 Туристское снаряжение. Установка палаток. Размещение в них вещей. 2 15 Питание в туристском походе. Эстафеты, игры. 2 16 Условные знаки топокарт. ОРУ 2 17 Преодоление естественных препятствий. 2 18 Население области. Административное деление. Известные люди Брянщины. 2 19 Узлы, применяемые в туризме. ОФП 2 Экскурсии 4 Итого: 18 Декабрь
20 Отравления. Ожоги. Отморожения. ОРУ 2 21 Установка палаток. Размещение в них вещей.
Узлы, применяемые в туризме. 2 22 Компаса и правила работы с ними. Ориентирование по горизонту. Азимут. 2 23 Ориентирование на местности. Условные знаки топокарт. 2 24 Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. 2 25 История Брянщины. 2 26 История Брянщины. 2 Мероприятия на базе ДДЦ. 4 Итого: 18 Январь
27 Костры, их типы. Общая физическая подготовка. 2 28 Общая физическая подготовка. Карты и их классификация. 2 29 Возможные опасности в походе. Эстафеты, игры. 2 30 Подведение итогов похода. ОРУ 2 31 Преодоление естественных препятствий. Туристские должности в группе 2 Турнир детских объединений 4 Походы. 16 Итого: 30 Февраль
32 Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы. ОРУ 2 33 Ориентирование по горизонту. Азимут. Эстафеты, игры. 2 34 Отображение местности на карте. ОФП 2 35 Костровое хозяйство. Питание в туристском походе. 2 36 Зачет по теме « Краеведение». Общая физическая подготовка. 2 37 Масштабы. Расстояния. Эстафеты, игры. 2 38 Потертости и мозоли. Опрелости. Требования к одежде и обуви. ОРУ 2 Экскурсии 4 Итого: 18 Март
39 Порезы и раны. Нагноения. Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы. 2 40 Условные знаки топокарт. ОРУ 2 41 Ремонтный набор. ОФП 2 42 Масштабы. Расстояния. ОРУ 2 43 Определение расстояний на местности. ОРУ 2 Походы. 8 Итого: 18 Апрель
44 Приёмы транспортировки пострадавшего. Зачет по теме «Основы гигиены и ПДП» 2 45 Бивуак. Зачёт по теме «Туристский быт и снаряжение». 2 46 Чтение карты Общая физическая подготовка. 2 47 Узлы, применяемые в туризме. Эстафеты, игры. 2 48 Туристские должности в группе Движения группы на маршруте. 2 49 Соревнования по с/о. Общая физическая подготовка. 2 Составление отчёта. 3 Родительские собрания. 2 Соревнования по с/о. 4 Фестиваль детских объединений 6 Походы. 8 Итого: 35 Май
50 Узлы, применяемые в туризме. Эстафеты, игры. 2 51 Организация туристского похода. 2 52 Организация туристского похода. ОРУ 2 53 Зачет по теме «Топография и ориентирование». Зачет по теме «Спец. туристская подготовка». 2 54 ОФП Ориентирование на местности. 2 55 Условные знаки топокарт. Природоохранная деятельность туриста. 2 56 Костровое хозяйство. 1 Походы. 8 Итого: 21 Итого за учебный год: 216 часов.
Составил педагог д.о. ______________________
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
для проверки знаний воспитанников после окончания
обучения по программе “Юный турист”
Понятие о туризме. Какие вы знаете виды туризма?
Назовите возможные опасности в походе.
Общие гигиенические требования в походе.
Назовите назначение и состав медицинской походной аптечки.
Правила оказания первой помощи при отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях.
Назовите признаки отморожения и правила оказания доврачебной помощи.
Как избежать ожогов, тепловых и солнечных ударов?
Правила оказания первой помощи при ожогах, тепловом и солнечном ударе.
Первая доврачебная помощь при порезах, ранениях острыми предметами, при появлении гнойных ран.
Как остановить кровотечение из раны?
Назовите признаки ушибов, растяжений и правила оказания первой помощи.
Признаки вывихов, переломов и правила оказания доврачебной помощи. Порядок наложения шин.
Назовите причины возникновения потертостей, наминов, мозолей. Порядок оказания первой помощи.
Назовите способы и правила транспортировки пострадавшего.
Что входит в перечень личного снаряжения? Требования к одежде и обуви.
Перечислите, что входит в групповое снаряжение.
Как правильно уложить вещи в рюкзак и обеспечить его влагонепроницаемость?
Порядок установки палаток различных типов и размещение в них вещей, предохранение палаток от намокания.
Цели походов. Классификация походов по степеням.
Назовите туристские должности в группе. Постоянные и временные должности.
Правильная организация движения группы на маршруте. Режим и темп движения, привалы, питьевой режим.
Выбор места для ночлега (бивуака). Основные требования к месту бивуака.
Дайте общую характеристику к естественных препятствий. Преодоление рек, заболоченных участков.
Требования безопасности: на транспорте, при преодолении препятствий.
Какие вы знаете узлы, применяемые в туризме. Назовите группы по назначению.
Основные типы костров и их назначение.
Выбор места для костра. Меры безопасности при обращении с огнем. Экологические требования.
Что относится к костровым приспособлениям. Варочная посуда. Способы подвески котлов.
Способы сушки личного снаряжения. Уход за снаряжением.
Ремонт снаряжения. Ремонтный набор и что в него входит?
Набор продуктов для приготовления пищи на костре. Перекус. Упаковка и хранения продуктов.
Суточные нормы продуктов на человека. Понятие о меню-раскладке.
Как правильно выбрать место забора воды для приготовления пищи.
Назовите способы обеззараживания воды.
Понятие о топографической карте, её значение для туристов.
Содержание топографической карты. Разграфка и номенклатура топокарт.
Понятие о масштабе. Виды масштабов.
Какой из двух масштабов крупнее: а) 1 : 50000 или б) 1 : 500 000.
Назовите способы измерения расстояний на карте. Работа с численным и линейным масштабами.
Сколько метров на местности соответствует 1 см на карте масштаба 1 : 25000?
Назовите виды условных знаков и их общие свойства.
Как делятся условные топознаки по группам? Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.
Что изображают представленные топознаки? (По усмотрению проверяюшего).
Назовите способы изображения рельефа на картах. Сущность горизонталей.
Назовите типичные формы рельефа и их изображения на топокартах.
Назовите градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта.
Понятие об азимуте. Азимут истинный (географический) и магнитный.
Определение истинного азимута на местности.
Определение магнитного азимута на местности.
Компас. Типы компасов и их назначение.
Какие вы знаете способы ориентирования на местности?
Какие вы знаете способы измерения расстояний на местности?
Назначение спортивной карты и её отличие от топокарты.
Назовите виды соревнований по спортивному ориентированию.
Географическое положение Брянской области. Рельеф. Полезные ископаемые.
С какими областями граничит Брянская область?
Назовите основные реки и озера Брянской области и г. Брянска.
Административное деление области. Назовите крупные города.
В каком году и где был заложен г. Брянск. Почему наш город назвали Брянском?
Назовите самые крупные предприятия области Брянска.
Что рассказывают раскопки о далёком прошлом Брянщины?
Брянщина в период Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. Партизанское движение на Брянщине.
Назовите исторические и архитектурные объекты г. Брянска.
Правила поведение в лесу и на водоёмах.
Наблюдения в походе. Признаки изменения погоды.