Рабочая программа по химии для учащихся 8 классов основного общего образования срок реализации программы 2016-2017 учебный год


Администрация Смоленского района Алтайского края
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»
Смоленского района Алтайского края
Рассмотрено на Утверждаю:
педагогическом совете Директор МБОУ «Смоленская средняя
(протокол № 1 от 26.08.2016 г.) общеобразовательная школа №2»
Н.А.Лукина
Приказ № 178-р от 29.08.2015г.


Рабочая программа
по химии
для учащихся 8 классов
основного общего образования
срок реализации программы 2016-2017 учебный год

Составитель:
Люсева Елена Владимировна,
учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории.
с. Смоленское
2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта 2004г;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253);
ООП ООО МБОУ «Смоленская СОШ №2», утвержденной приказом № 234 А-р от 21.07.2015г.
Учебного плана МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2016-2017 учебный год, утвержденной приказом №178-р от29.08.2016г.
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №2», утвержденной приказом №177/1-р от 26.08.2016г.
Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2016-2017 уч. год, утвержденного приказом №178-р от29.08.2016г.
-Программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений /ОС. Габриелян.-М.: Дрофа,2010.-78,[2]с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян О. С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007.-267с;Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Основные задачи учебного курса:
Формирование у учащихся знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и
теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического
производства;
Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты,
соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания вобщении с природой;
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и
экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности. Формы и методы, технологии обучения.
Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С использованием следующих форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный метод, проектный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.В реализации данной программы используются следующие средства:
учебно-лабораторное оборудование;
учебно-наглядные пособия;
технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
организационно-педагогические средства (учебные планы, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2» Данная программа рассчитана на 1 год - 8 класс. Общее число учебных часов в 8 классе - 68 (2ч в неделю).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально полученные знания на богатом практическом материале
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОНОГО КУРСА
Введение (4 часов)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
ТЕМА 1
Атомы химических элементов (10 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2
Простые вещества (7 часов)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМА 3
Соединения химических элементов (12часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
ТЕМА 4
Изменения, происходящие с веществами (10 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
ТЕМА 5
Практикум № 1
Простейшие операции с веществом (5ч)
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
ТЕМА 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (18 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

ТЕМА 7
Практикум № 2
Свойства растворов электролитов(2 часа)
8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучений данного предмета в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать
важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент
использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тема «Введение» - 4 часов
Учащиеся должны знать
Определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе, называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Тема 1. Атомы химических элементов - 10 часов
Учащиеся должны знать
Определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.
Уметь объяснять физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы ( от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять типы химических связей в соединениях.
Тема 2. Простые вещества - 7 часов
Учащиеся должны знать
Общие физические свойства металлов. определение понятий «моль», «молярная масса». определение молярного объёма газов.
Уметь Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества ( и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа ( и обратные задачи).
Тема 3. Соединения химических элементов – 12 часов
Учащиеся должны знать
определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.
Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 10 часов
Учащиеся должны знать
Способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и
условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии.
Определение понятия «химическая реакция».
Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудование при
проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли. Составлять
уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ.
Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из
продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего
определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения
и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять
уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя
ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в
растворах до конца

Тема 5. Практикум №1. Простейшие операции в веществом . (5 часов)
Учащиеся должны знать и уметь правила обращения с лабораторным оборудованием, собирать приборы для химических опытов опираясь на знания техники безопасности и знания основных вопросов химии.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 18 часов.
Учащиеся должны знать
определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.
Тема 7. Практикум №2 Свойства растворов электролитов . (2 часов)
Учащиеся должны знать и уметь правила обращения с лабораторным оборудованием, собирать приборы для химических опытов опираясь на знания техники безопасности и знания основных вопросов химии, свойства растворов электролитов.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль знаний, умений, навыков
(текущий, промежуточный, итоговый) осуществляется следующими образом
Формы контроля
1.Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Атомы химических элементов», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», самостоятельные работы по темам «Введение» и «Простые вещества».
2.Итоговая контрольная работа.
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока, а также практические, лабораторные и тестовые работы.
Критерии оценивания по химии
Отметка ученических действий
В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.
Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;
- умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);
- понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;
- применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;
- знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.
Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.
Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;
- умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;
- умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.
Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.
Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
- умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;
- понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);
- умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;
- умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;
- умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.
Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)
Оценка "5" ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка "4": 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка "1": Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
1.Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик: 1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка "4" ставится, если ученик: 1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
2. Оценка письменных работ (практические и лабораторные работы)
1. Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного
отчета за работу.
Оценка «5»:
• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные
наблюдения и выводы;
• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и
правил работы с веществами и оборудованием;
• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаютсячистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются
реактивы).
Оценка «4»:
• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и
выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или
допущены несущественные ошибки в работе с веществами и
оборудованием
Оценка «3»:
• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена
существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, воформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности приработе с веществами и оборудованием, которая исправляется потребованию учителя.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, вобъяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники
безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые
учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка "1": Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
2. Оценка умений решать экспериментальные задачи
Оценка «5»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
• дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования,при этом допущено не более двух несущественных ошибок вобъяснении и выводах.
Оценка «3»:
• план решения составлен правильно;
•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования,
но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе
химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
3. Оценка умений решать расчетные задачи
Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но
задача решена нерациональным способом или допущено не более двух
несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»:
•задача не решена
4. Оценка письменных контрольных работ
Контрольные работы взятые из пособия оцениваются согласно предложенной автором шкалы оценки или
Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»:
•работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
5.Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «3»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «3»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6.Критерии оценок рефератов учащихся
Критерии оценки:- Актуальность темы - Соответствие содержания теме - Глубина проработки материала - Правильность и полнота использования источников - Соответствие оформления реферата стандартом.На «отлично»:1. присутствие всех вышеперечисленных требований;2. знание учащимся изложенного в реферате материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;3. присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;4. умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме реферата;5. умение анализировать фактический материал и статистические данные, использованные при написании реферата;6. наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.Т.е. при защите реферата показать не только «знание - воспроизведешь», но и «знание -понимание», «знание - умение».На «хорошо»:1. мелкие замечания по оформлению реферата;2. незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.На «удовлетворительно»:1. тема реферата раскрыта недостаточно полно;2. неполный список литературы и источников;3. затруднения в изложении, аргументировании.
Критерии оценивания презентаций учащихся
 
Оценка 5 4 3 2
Содержание   Работа полностью завершена  Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы    Не все важнейшие компоненты работы выполнены    Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя
  Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов    Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются   Работа демонстрирует понимание, но неполное   Работа демонстрирует минимальное понимание
   Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика    Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.    Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.     Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов
   Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)   Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы Ученик иногда
предлагает свою
интерпретацию    Интерпретация ограничена или беспочвенна
   Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс   Почти везде выбирается более эффективный процесс Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса   Ученик может работать только под руководством учителя
Дизайн    Дизайн логичен и очевиден  Дизайн есть     Дизайн случайный    Дизайн не ясен
   Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию.  Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.    Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.
   Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается) Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.    Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым
Графика Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание Графика соответствует содержанию Графика мало соответствует содержанию Графика не соответствует содержанию
Грамотность Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических   Минимальное количество ошибок  Есть ошибки, мешающие восприятию   Много ошибок, делающих материал трудночитаемым 
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема Количество часов Лабораторные опыты и практические работы Контрольные работы
Введение 4 1. Атомы химических элементов 10 1
2. Простые вещества 7 3. Соединения химических элементов 12 1,2 л.о. 1
4. Изменения, происходящие с веществами 10
3-7 л.о. 1
5. Практикум №1 Простейшие операции с веществами 5 1-5 п.р. 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 18 8-13 л.о. 2
7. Практикум №2 Свойства растворов электролитов 2 8.9 п.р.
Итого 68

13 лабораторных опытов
7 практических работ 5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/пДата Тема урока Формы обучения Средства обучения Методы обучения
План Факт Введение 4ч.
1 05.09 1.Химия наука о веществах, их свойствах и превращения. Фронтальная,
индивидуальная модели и таблицы, рисунки,
схемы,опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
2 07.09 2. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии. Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы, рисунки,
схемы,опытымультимедиа Обьясн.-иллюстрат. наблюден.
информативный
3. 12.09 3. Знаки (символы) химических элементов. П.С.Х.Э. Д.И.Менделеева Фронтальная,
Индивидуальнаягрупповаятаблицы, рисунки Обьясн.-иллюстрат4. 14.09 4. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. Массовая доля элемента в соединении Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, дидактические материалы Практический
Глава 1. Атомы химических элементов 10 ч.
5. 19.09 1. Основные сведения о строении атомов. Строение атомных ядер: протоны, нейтроны. Фронтальная,
Индивидуальная
таблицы схемы,модели рисунки мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
6. 28.09 2. Изотопы как разновидности атомов химического элемента. Изменение числа нейтронов в ядре- образование изотопов. Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы,модели рисунки мультимедиа Обьясн.-иллюстрат7. 26.09 3. Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20 Индивидуальная
парная таблицы схемы,модели рисунки мультимедиа Практический
8. 28. 09 4. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы,модели рисунки мультимедиа Обьясн.-иллюстат9. 03.10 5. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома хим. элемента образование положительных и отрицательных ионов. Ионная связь Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы,модели рисунки мультимедиа Обьясн.-иллюстрат10. 05.10 6.Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой - образование молекул простых веществ. Ковалентная не полярная химическая связь. Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы,модели рисунки мультимедиа Обьясн.-иллюстрат11. 10.10 7. Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой - образование молекул соединений. Электроотрицательность (ЭО) Ковалентная полярная химическая связь. Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы,модели рисунки мультимедиа Обьясн.-иллюстрат12 12.10 8. Взаимодействие атомов элементов-металлов между собой – образование металлических кристаллов Металлическая химическая связь. Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы,модели рисунки мультимедиа Обьясн.-иллюстрат13 17.10 9. Обобщение и систематизация об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи Фронтальная,
Индивидуальная
групповая таблицы схемы, модели рисунки Практический
14 19.10 10.Контрольная работа №1
По теме «Атомы химических элементов» Индивидуальная
таблицы схемы, дидактические материалы Практический
Глава 2. Простые вещества 7 ч
15 24.10 1. Простые вещества- металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия Фронтальная,
групповая модели и таблицы, рисунки,
схемы, демонстрация металлов,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
16
26.10 2. Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов – простых веществ. Фронтальная,
Групповая, парная модели и таблицы, рисунки,
схемы,
демонстрация неметаллов,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат 17 07.11 3. Количество вещества. Постоянная Авогадро Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, дидактические материалы Практический
18 09.11 4. Молярная масса вещества Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, дидактические материалы Практический
19 14.11 5. Молярный объем газообразных веществ Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, дидактические материалы Практический
20 16.11 6. Урок - упражнение Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, дидактические материалы Практический
21 21.11 7. Обобщение и систематизация знаний по теме Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, дидактические материалы Практический
Глава 3. Соединения химических элементов 12ч.
22 23.11 1. Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов. Фронтальная,
индивидуальная таблицы,
схемы,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
23 30.11 2. Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения. Фронтальная,
индивидуальная модели и таблицы, рисунки,
схемы, опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
24 05.12 3. Основания Фронтальная,
индивидуальная таблицы,
схемы, опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстат.
25 07.12 4. Кислоты Фронтальная,
индивидуальная таблицы,
схемы, опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
2627 12.12
14.12 5.-6. Соли как производные кислот и оснований Фронтальная,
индивидуальная таблицы,
схемы, опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
28 19.12 7. Урок- упражнение Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, дидактические материалы Практический
29 21.12 8. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Кристаллические решетки: молекулярные, атомные, ионные и металлические. Фронтальная,
индивидуальная модели и таблицы, рисунки,
схемы,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
30 26.12 9. Чистые вещества и смеси
Фронтальная,
индивидуальная таблицы, рисунки,
схемы, опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
31 28.12 10. Массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и примесей Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, дидактические материалы Практический
32 11.01 11.Расчеты, связанные с понятием «доля» Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, дидактические материалы Практический
33 16.01 12. Контрольная работа №2 по теме: «Соединения Химических элементов» Индивидуальная
таблицы схемы, дидактические материалы Практический
Глава 4. Изменения происходящие с веществами. 10ч.
34 18.01 1. Физические явления. Фронтальная,
индивидуальная таблицы,
схемы, опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
35 23.01 2. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Фронтальная,
индивидуальная таблицы,
схемы, опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
36 25.01 3. Химические уравнения. Реакции разложения. Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, опыты дидактические материалы Обьясн.-иллюстрат.
37 30.01 4. Реакции соединения. Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, опыты дидактические материалы Обьясн.-иллюстрат.
38 01.02 5. Реакция замещения
Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, опыты дидактические материалы Обьясн.-иллюстрат.
39 06.02 6. Реакция обмена
Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, опыты дидактические материалы Обьясн.-иллюстрат.
4041 08.02
13.02 7-8. Расчеты по химическим уравнениям Фронтальная,
Индивидуальная
парная таблицы схемы, дидактические материалы Практический
42 15.02 9. обобщение и систематизация знаний по теме Фронтальная,
Индивидуальная
групповая таблицы схемы, дидактические материалы Практический
43 20.02 10. Контрольная работа № 3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами» Индивидуальная
таблицы схемы, дидактические материалы Практический
Глава5. Практикум№1. Простейшие операции с веществами. 5ч.
44 22.02 1. Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности» Парная Лаб.оборудование, химические вещества Практический,
Исследовательский наблюдение
45 27.02 2. . Практическая работа №2 « Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» Парная Лаб.оборудование, химические вещества Практический,
Исследовательский наблюдение
46 01.03 3. Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды.» Парная Лаб.оборудование, химические вещества Практический,
Исследовательский наблюдение
47 06.03 4. Практическая работа №4 «Признаки химических реакций» Парная Лаб.оборудование, химические вещества Практический,
Исследовательский наблюдение
48 07.03 5. Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» Парная Лаб.оборудование, химические вещества Практический,
Исследовательский наблюдение
Глава 6 « Растворении. Растворы. Свойства растворов электролитов. 18ч.
49 13.03 1. Растворение как физико – химический процесс. Растворимость. Типы растворов Фронтальная,
индивидуальная модели и таблицы, рисунки,
схемы, опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
50 15.03 2.Электролитическая диссоциация Фронтальная,
индивидуальная модели и таблицы, рисунки,
схемы,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
51 20.03 3. Основные положения теории электролитической диссоциации Групповая рисунки,
схемы,
мультимедиа Проблемно-поисковый
52 22.03 4. Ионные уравнения реакции Фронтальная,
индивидуальная Схемы ,опыты,
дидактические материалы Обьясн.-иллюстрат.
53 54 05.04
10.04 5-6. Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. Фронтальная,
Индивидуальная
групповая таблицы,
опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстат.
практическая
55 12.04 7. Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства Фронтальная,
Индивидуальная
групповая таблицы,
опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
практический
56 17.04 8. Оксиды
Фронтальная,
индивидуальная таблицы,
схемы, опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
57 19.04 9. Соли в свете ТЭД,
их свойства Фронтальная,
Индивидуальная
групповая таблицы,
схемы, опыты,
мультимедиа Обьясн.-иллюстрат.
практический
58 24.04 10. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Фронтальная,
Индивидуальная парная схемы,
дидактические материалы Обьясн.-иллюстрат.
59 26.04 11. Обобщение и систематизация знаний. Фронтальная,
Индивидуальная
групповая таблицы схемы, дидактические материалы Практический
60 01.05 12.Контрольная работа № 4 по теме:«Растворении. Растворы. Свойства растворов электролитов.»Индивидуальная
таблицы схемы, дидактические материалы Практический
61 03.05 13. Классификация химических реакций. Окислительно– восстановительные реакции. Фронтальная,
индивидуальная таблицы,
схемы,
Обьясн.-иллюстрат.
62 08.05 14.Упражнение в составлении окислительно-восстановительных реакций Фронтальная,
Индивидуальная
групповая таблицы схемы, дидактические материалы Практический
6364 10.05
15.05 15-16. Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций Фронтальная,
Индивидуальная
групповая таблицы схемы, дидактические материалы Практический
65 17.05 17. Обобщение исистематизация знаний за курс 8 класса .Фронтальная,
Индивидуальная
групповая таблицы схемы, дидактические материалы Практический
66 22.05 18.Контрольная работа № 5 Итоговая контрольная работа Индивидуальная
таблицы схемы, дидактические материалы Практический
Глава7. Практикум№2. . Свойства растворов электролитов. 2ч.
67 24.05 1.Практическая работа №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.» Парная Лаб.оборудование, химические вещества Практический,
Исследовательский наблюдение
68 27.05 2 Практическая работа №9 «Решение экспериментальных задач » Парная Лаб.оборудование, химические вещества Практический,
Исследовательский наблюдение
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Нормативные документы
Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования»
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 201
Учебно-методический комплект:
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2009-2013 -270с
Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8».- М.: Дрофа, 2013
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2002.
Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 « /О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2006.
Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература :Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебнику О.С. Габриеляна.- М.: ВАКО, 2004Гара Н. Н., Зуева М. В. Школьный практикум Химия 8-9 классы М.: Дрофа.- 2005.- 92 с.
Гольдфельд М. Г. Химия и общество М.: Мир.- 2005.- 543 с.
Казанцев Ю.Н. Химия. Материалы для индивидуальной работы. 8-9 классы/Ю.Н. Казанцев.- М.:Айрис-пресс, 2007.- 224 с.
Фриман Т. Л. Химия в действии. М.: Мир.- 2008.- 2т
Материально-техническая база
Электронные ресурсы:
CD «Химия общая и неорганическая». Образовательная коллекция.
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»-М.: Просвещение,2001
CD « Неорганическая химия 8-9 класс». Образовательная коллекция.
CD «Репетитор ». Образовательная коллекция.
Наглядные пособия:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Электрохимический ряд напряжений металлов
Таблица растворимости солей, кислот, оснований.
Таблица индикаторов
Модели
Коллекции
Химические реактивы
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ Темы Изменения
Причина Дата
Согласовано:
Зам.директора по УВР
МБОУ «Смоленская средняя
общеобразовательная школа №2»
_________ Е.Г. Казакова