Рабочая программа по биологии для учащихся 7 А и 7 В классов основного общего образования (образовательная область «естественнонаучные предметы») срок реализации программы 2016-2017 учебный год.


Администрация Смоленского района Алтайского края
МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»
Смоленского района Алтайского края
Рассмотрено на Утверждаю:
педагогическом совете Директор МБОУ «Смоленская средняя
(протокол №1 от 26 08. 2016г) общеобразовательная школа №2»
Н.А.Лукина
Приказ № 178-р от 29.08. 2016г.
Рабочая программа
по биологии
для учащихся 7 А и 7 В классов
основного общего образования
(образовательная область «естественнонаучные предметы»)
срок реализации программы 2016-2017 учебный год.
Составитель:
Люсева Елена Владимировна,
учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории
с. Смоленское
2016 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно документов:
- ФГОС основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253);
- ООП ООО МБОУ «Смоленская СОШ №2», утвержденной приказом № 234 А-р от 21.07.2015г.
- Учебного плана МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2016-2017 учебный год, утвержденной приказом №178-р от 29.08.2016г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №2», утвержденной приказом №177/1-р от 26.08.2016г.
- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2016-2017 уч. год, утвержденного приказом №178-р от29.08.2016г.
- Биология: Программа 5 – 9 классы ФГОС. предметная линия учебников «Сферы»,   авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко  (М.: «Просвещение», 2011)
Место учебного предмета в учебном плане . На основании приказа №178  от 29.08.16г. «Об утверждении годового календарного графика работы МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2» учебный план для учащихся 7 классов рассчитан на  34 недели, нагрузка составляет 2 час в неделю, 68 часов в год, по авторской программе в год 70 часов, убрала 2 часа резервного времени оставила один для экскурсии «Разнообразие птиц села Смоленского».

Оценочные и методические материалы.
предмет класс Количество часов учебник Авторская программа Методический комплект Контрольно- измерительные
Материалы
Биология 7 68 Сухорукова, Л.Н. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я.Колесникова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение, 2013. – 160. – ( Академический школьный учебник) (Сферы). Биология: Программа 5 – 9 классы ФГОС. предметная линия учебников «Сферы»,   авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко  (М.: «Просвещение», 2011) 1.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е. А.
Биология. Живой организм. Поурочные методические рекомендации. 5–6 классы., М.: Просвещение, 2014
2. Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова
Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс., М., Просвещение, 2014,
Электронное приложение к учебнику «Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс».
3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е. А.Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс Тетрадь-тренажер. М., Просвещение, 2016
4. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С.Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс Тетрадь-практикум. М., Просвещение, 2013
Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С.
Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. Тетрадь-экзаменатор. М., Просвещение, 2013
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами,
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы..Распределение учебного материала в 7 классе

п/пНаименование главы Количество часов
1 Организация живой природы 5 
2 Эволюция живой природы 4
3 Растения – производители органического вещества. 22
4 Животные- потребители органического вещества 27
5 Бактерии, грибы- разрушители органического вещества . Лишайники. 4
6 Биоразнообразие 5
7 Резерв 1
Итого 68
4. Содержание учебного курса
I. Организация живой природы (5 ч)-Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов.
-Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества.
-Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.
-Разнообразие экосистем.
-Экосистема — часть биосферы. Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.Экскурсия:
1. Разнообразие видов в сообществе.II. Эволюция живой природы (4 ч)-. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина.
-Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды
- Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы..- Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.III. Растения – производители органического вещества.(22 ч)-Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции.-Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.
-Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.
-Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.-Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.
-Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.
-Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.
- Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.- Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.
-Разнообразие современных папоротников и их значение.
- Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений.
-Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.
-Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.- Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.-. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные,
-Бобовые,
-Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения).
-Класс Однодольные, семейства: Лилейные
-Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.-Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов..-Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.Лабораторные работы:1. Изучение одноклеточных водорослей.2. Изучение многоклеточных водорослей.3. Строение зеленого мха кукушкин лен.4*. Строение мха сфагнум.5. Строение папоротника.6. Строение побегов хвойных растений.7. Строение мужских, женских шишек и семян хвойных сосны обыкновенной.8. Признаки однодольных и двудольных растений.9—13. Признаки растений изучаемых семейств.Экскурсия:2. Выращивание овощных растений в теплице.IV. Животные- потребители органического вещества (27 ч)-Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.-Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.ТипСаркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.
-Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения. - Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.
-Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение кишечнополостных в водных экосистемах. -Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.- Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями.- Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.
- Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.- Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.
-Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.
-Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых.
-Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.- Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.-Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.
-Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение
-Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.- Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.-Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.
- Птицы наземных и водных экосистем.
-Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения.
- Размножение и развитие.
- Роль млекопитающих в различных экосистемах.
- Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов- Развитие животноводства
Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.Лабораторные работы:14. Внешнее строение дождевого червя.15. Строение раковины моллюска.16. Внешнее строение насекомого.17. Внешнее строение рыбы.18. Внутреннее строение рыбы.19. Внешнее строение птицы.Экскурсия:3. Лесные млекопитающие родного края (краеведческий музей).
V. Бактерии, грибы- разрушители органического вещества . Лишайники. (4 ч)- Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.-Царство Грибы. Общие признаки
-. Роль грибов. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах..- Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.VI. Биоразнообразие (4 ч)- Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия.
-. Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы.
-Сохранение видового разнообразия. Красная книга.
- Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.Демонстрация: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.Экскурсия:4. Разнообразие птиц леса родного края.
Резервное время—1 ч.
Календарно - тематическое планирование
№ урока Тема урока Количество часов Дата проведения урока Фактическая дата проведения
Организация живой природы (5 ч.)
1 Организм 1 02.09 2 Вид 1 03.09 3 Природное сообщество 1 05.09 4 Разнообразие видов в сообществе 1 08.09 5 Экосистема 1 12.09 Эволюция живой природы (4 ч.)
6 Эволюционное учение 1 15.09 7 Доказательства эволюции 1 19.09 8 История развития жизни на Земле 1 22.09 9 Систематика растений и животных 1 26.09 Растения – производители органического вещества (22 ч.)
10 Царство Растения 1 29.09 11 Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки 1 03.10 12 Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли 1 06.10 13 Роль водорослей в водных
экосистемах1 10.10 14 Подцарство Высшие растения 1 13.10 15 Отдел Моховидные1 17.10 16 Строение зеленого мха кукушкин лен. 1 20.10 17 Роль мхов в образовании болотных экосистем 1 24.10 18 Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные 1 27.10 19 Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов 1 07.11 20 Отдел Голосеменные1 10.11 21 Разнообразие хвойных1 14.11 22 Роль голосеменных в экосистеме тайги 1 17.11 23 Отдел Покрытосеменные, или Цветковые 1 21.11 24 Класс Двудольные.
Семейство Крестоцветные1 24.11 25 Класс Двудольные.
Семейство Бобовые1 28.11 26 Класс Двудольные.
Семейство Пасленовые1 01.12 27 Класс Однодольные.
Семейство Лилейные1 05.12 28 Класс Однодольные. Семейство Злаки 1 08.12 29 Выращивание овощных растений в теплице 1 12.12 30 Роль покрытосеменных в развитии земледелия 1 15.12 31 Обобщающий урок 1 19.12 Животные – потребители органического вещества (27 ч.)
32 Царство Животные 1 22.12 33 Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиконосцы1 26.12 34 Подцарство Одноклеточные. Тип Инфузории. Тип Споровики 1 12.01 35 Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах 1 16.01. 36 Тип Кишечнополостные1 19.01 37 Тип Плоские черви 1 23.01 38 Тип Круглые черви 1 26.01 39 Тип Кольчатые черви 1 30.01 40 Тип Моллюски 1 02.02 41 Тип Членистоногие: общая характеристика. Класс Ракообразные1 06.02 42 Тип Членистоногие. Класс Паукообразные1 09.02 43 Тип Членистоногие. Класс Насекомые: характерные признаки, особенности внешнего и внутреннего строения 1 13.02 44 Тип Членистоногие. Класс Насекомые: особенности размножения и развития. Разнообразие, роль насекомых в экосистемах и жизни человека 1 16.02 45 Тип Хордовые. Позвоночные животные 1 20.02 46 Надкласс Рыбы. 1 23.02 47 Класс Хрящевые рыбы 1 27.02 48 Класс Костные рыбы 1 02.03 49 Класс Земноводные 1 06.03 50 Класс Пресмыкающиеся 1 09.03 51 Класс Птицы 1 13.03 52 Птицы наземных и водных экосистем 1 16.03 53 Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения 1 20.03 54 Класс Млекопитающие: особенности размножения и развития млекопитающих. Происхождение млекопитающих 1 23.03 55 Роль млекопитающих в различных экосистемах 1 03.04 56 Лесные млекопитающие родного края 1 06.04 57 Роль птиц и млекопитающих в жизни человека 1 10.04. 58 Обобщающий 1 13.04 Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (4 ч.)
59 Царство Бактерии 1 17.04 60 Царство Грибы 1 20.04 61 Роль грибов в природе и жизни человека 1 24.04 62 Лишайники 1 27.04 Биоразнообразие (5 ч.)
63 Видовое разнообразие 1 01.05 64 Экосистемное разнообразие 1 04.05 65 Пути сохранения биоразнообразия1 08.05 66 Разнообразие птиц леса родного края 1 15.05 67 Итоговый контроль 1 18.05 68 Резерв : Экскурсия «Разнообразие птиц села Смоленского» 1 22.05 Итого 67+ 1 (резерв)
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ Темы Изменения
Причина Дата
Согласовано:
Зам.директора по УВР
МБОУ «Смоленская средняя
общеобразовательная школа №2»
_________ Е.Г. Казакова