Программа внеурочной деятельности: Школьный кружок Юный турист


Министерство образования и науки РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №4 г. Бор
Нижегородской области


Принято педагогическим УТВЕРЖДАЮ
советом ( протокол № 1 Директор школы
от 30.08.2016г) ________________
Тимченко М.В
Приказ № 240 от 30.08.2016г








Программа внеурочной деятельности
Школьный кружок по туризму
«Юный турист»

5 класс

на 2016-2017 учебный год.



Составитель программы:
О. В. Дунаева, учитель высшей категории,
инструктор детско-юношеского туризма.






2016г.
Бор



Пояснительная записка


1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный турист» составлена на основе авторской программы П.В. Степанова, С.В.Сизяева ,Т.Н.Сафронова «Основы туризма и краеведения: 5-8 класс»
Самодеятельный пешеходный туризм – непростой, трудоемкий, но бесконечно интересный и полезный способ организации детского досуга. Ведь такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения, сдерживает развитие их инфантилизма, эгоизма и капризности; учит брать на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к родной природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда и способствует развитию их самостоятельности. 
Воспитание самостоятельности имеет значение не только для развития ребенка здесь и теперь, оно важно также и в контексте его дальнейшего взросления. Воспитывая в школьниках самостоятельность, педагог в перспективе помогает ребенку решить те задачи, которые встанут перед ним в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым и зависимость от других все больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. Имея же за спиной пережитый опыт самостоятельности, ему легче будет решать эти новые задачи, легче проживать этот «переходный», подростковый возраст.
Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало  бы их насущным возрастным  потребностям,  и при этом было  бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание все испытать самим, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости. самостоятельности, потребности проявить себя среди других. В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной» необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником подросткового  возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные  с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы. Программа «Юный турист» ориентирована на детей 5 класса и нацелена на обучение первоначальным туристским навыкам, ОФП данных школьников и воспитание у них самостоятельности.
Цель программы внеурочной туристско - краеведческой  деятельности -  Создание условий для включения в практическую туристическую деятельность школьников и воспитание всесторонне развитой коммуникативной личности.
Основные задачи программы:
1.Оздоровительная задача.
- Формирование понятия «Здоровье»
- Укрепление здоровья.
- Совершенствования физического развития.
2.Образовательная задача.
- Формирование высокого уровня  личной физической культуры школьника как элемента здорового, активного образа жизни
- Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.
- Приобретение школьниками знаний в области туризма и географии, необходимых в походах выходного дня, путешествиях по родному краю, сознательного использования их в повседневной жизни и на соревнованиях.
3.Воспитательная задача.
- Формирование у школьников устойчивого интереса к осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и активным формам досуга.
- Содействие  гармоничному развитию личности школьника, включая формирование духовных, эстетических и волевых качеств.
- Формирование и развитие экологического мышления
Место курса в учебном плане:  Итого: 68 часов за год, 2часа в неделю в каждой группе.
В образовательном процессе используются технологии:
- Исследовательские (проблемное обучение, групповое , индивидуальное, дефференцированное);
-  Здоровьесберегающие  - ОФП, экскурсии  в природную  среду, участие в соревнованиях.
Приемы и методы:
Метод проектов и исследований; игровой;  групповая работа, метод индивидуального подхода, дифференцированный метод, метод опережающего задания, анализы и самоанализы,  наглядный, ТСО. Взаимозаменение походов выходного дня на участие в соревнованиях по туризму.

2. Тематический план программы

Тема
Кол-во час.
дата
факт

1
Что такое туризм? Техника безопасности на занятиях туризма
2
09


2
Диспансеризация. Подготовка к Фестивалю
2
09


3
Семейный фестиваль по технике пешего туризма
2
09


4
Подведение итогов. Работа над ошибками.
2
09


5
Первенство по спортивному туризму с.Останкино
2
10


6
Первенство по спортивному ориентированию «Золотая осень»
2
10


7
Ориентирование. Карта, компас.
2
10


8
Спортивный лабиринт. Тренировка. Зачет
2
10


9
Соревнования по зимнему туризму среди уч-ся г. Бор
2
10


10
Узлы, применяемые в туризме
2
11


11
Походная мед. аптечка
2
11


12
Географическое положение и природные особенности Нижегородской области
2
11


13
Условные знаки. Топографический диктант
2
11


14
Быт юного туриста
2
12


15
Бивуак
2
12


16
Костры
2
12


17
Кухня
2
12


18
Первенство области «Гонки с Дедом Морозом»
2
12


19
Веселые туристические старты. Соревнования среди уч-ся г.Бор
2
01


20
Преодоление препятствий в походе
2
01


21
Лыжная подготовка. Преодоление препятствий на лыжах
2
01


22
Лыжная подготовка. Ориентирование на лыжах
2
01


23
Игра «Биатлон»
2
02


24
Краеведение. История родного города
2
02


25
Соревнования по лыжному туризму среди уч-ся г.Бор
2
02


26
Туристская стенгазета
2
02


27
Туристские игры
2
03


28
Песни туристов
2
03


29
Первенство по спортивному ориентированию «Спортивный лабиринт» среди уч-ся г.Бор
2
03


30
Узлы и их назначение
2
03


31
Личное снаряжение
2
04


32
Групповое снаряжение
2
04


33
Природоохранные акции
2
04


34
Велопоход по памятным местам
2
04


35
Подготовка к турслету
2
04


36
Турслет уч-ся г.Бор
2
05


37
Турслет
2
05


38
Турслет
2
05


39
Итоговое занятие. Награждение активных.
2
05




78ч




Приложение
С целью стимулирования учащихся и поднятия активности участия в мероприятиях, вводится «Книжка достижений туриста», где дети самостоятельно заполняют свои достижения. В конце года подсчитывается
количество мероприятий, в которых дети участвовали. Награждаются самые активные.
Позднее, в 6 классе можно будет завести Разрядные книжки, если ребята будут готовы более тщательно готовиться к соревнованиям, т. е.
дополнительно заниматься в туристическом объединении.


Туристическое объединение «Компас»
МАОУ СШ №4 г Бор Нижегородская область

ЛИЧНАЯ КНИЖКА

ДОСТИЖЕНИЙ ТУРИСТА

Иванова Егора

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Руководитель: Дунаева О.В.









Списочный состав кружка



Фамилия, имя
класс

1
Белов Алексей


2
Воробьева Елизавета


3
Голубева Ксения


4
Гельфанова Елизавета


5
Грошев Григорий


6
Ганбаров Тамерлан


7
Горячкина Елизавета


8
Давыдова Наталья


9
Долгинин Артем


10
Деркачева Кристина


11
Ермошина Мария


12
Иванов Егор


13
Кандалина Ольга


14
Колсанова Алина


15
Кварцхава Камилла


16
Князькова Ева


17
Лебедева Алина


18
Мартынова Елизавета


19
Машиннова Виктория


20
Морозов Максим


21
Попов Егор


22
Терентьева Ксения


23
Устимова Дарья


24
Фиалковская Арина


25
Хмелевская Арина


26
Черняева Варвара



15