Программа курса внеурочной деятельности Юный турист


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ТУРИСТ»
для учащихся 3 и 4 классов общеобразовательных организаций
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности составлена для обучающихся 3, 4 классов образовательных организаций, реализующих освоение программ Федерального государственного образовательного стандарта, одним из направлений которого является туристко-краеведческая деятельность.
Учебно-воспитательный процесс, в среде которого находится обучающийся начальной школы, требует от него в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную деятельность (в том числе физическую) и непосредственное познание окружающего его социального мира.
Цель занятий по программе «Юный турист» состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих основных задач:
организация системы внеурочной деятельности в области туристко-краеведческой работы;
формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности;
содействие гражданско-патриотическому формированию взглядов в отношении экологии;
совершенствование морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения;
пропаганда значимости туризма.
Данная программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природной и социальной средой.
Программа составлена на основе Программ внеурочной деятельности. Туристко-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. /П.П.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов. – М.: Просвещение, 2011 (Серия «Работаем по новым стандартам»).
Программа рассчитана на 1 час занятий в неделю с учащимися 3,4 классов.
Программа построена на принципах:
- непрерывности процесса обучения;
- целостности процесса обучения;
- личностно – ориентировочного характера обучения;
- доступности материала;
- постепенности процесса обучения.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа имеет две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основным содержанием предмета «Физическая культура» физически развитой личности, с другой - решение содержательных основ данного курса, придающие актуальность изучаемому материалу.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
закладка фундамента туристско-краеведческих и экологических знаний;
воспитание бережного отношения к природе;
оздоровление и физическое развитие учащихся, обогащение их духовного мира;
гармоничное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание у учащихся ответственности за свои поступки;
воспитание учащихся с собственным мнением и самостоятельным взглядом на жизнь;
создание условий для общения и сотрудничества в коллективе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний о значимости туризма, понимание туристических законов для повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем (во внеучебной деятельности) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям туризма, ценностного отношения к своей деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне группы при выполнении практических заданий и решении ситуационных задач. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных практических знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного выполнения упражнений в совместной деятельности и индивидуально. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с коллективом в целом и в малой группе в частности, умение применять полученные знания и умения для своего развития.
По окончанию изучения курса обучающиеся должны:
знать:
- что такое туризм, поход;
-туристическое снаряжение;
- состав медицинской аптечки;
- правила оборудования бивака;
- правила пользования огнем в туристическом походе;
- правила движения в походе;
- виды костров;
- виды узлов;
- способы ориентирования на местности;
- сигналы бедствия.
  уметь:
- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий;
- пользоваться огнем в туристском походе;
- правильно пользоваться специальным туристическим снаряжением;
- правильно оборудовать бивак;
- правильно завязывать узлы;
- транспортировать пострадавшего при помощи подручных средств;
- выкладывать сигналы бедствия;
использовать полученные знания в практической деятельности для:
- ориентирования на местности;
- преодоления препятствий;
- разведения огня;
- оборудования бивака;
-оказания помощи пострадавшему и самому себе; 
3 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы Количество часов
1 Введение 1
2 Туристическое снаряжение 2
3 Правила организации похода 7
4 Виды узлов и их применение 5
5 Снаряжение, используемое в туризме 3
6 Преодоление препятствий 6
7 Правила поведения в экстремальных ситуациях 4
8 Оказание первой помощи 4
9 Итоговые занятия 2
ИТОГО 34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч.)
Правила поведения в походе.
Туристическое снаряжение (2 ч.)
Личное туристическое снаряжение. Групповое туристическое снаряжение.
Правила организации похода (7 ч.)
Правила движения в походе. Организация места стоянки. Временные укрытия. Организация биваков.
Установка палатки. Виды костров и способы добывания огня. Обеспечение питанием и водой.
Виды узлов и их применение (5 ч.)
Снаряжение, используемое в туризме (3 ч.)
Преодоление препятствий (6 ч.)
Преодоление препятствий без помощи специального снаряжения.
Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения.
Правила поведения в экстремальных ситуациях (4 ч.)
Сигналы бедствия. Определение направления выхода. Ориентирование.
Оказание первой помощи (4 ч.)
Состав медицинской аптечки. Оказание первой доврачебной помощи. Способы транспортировки пострадавшего.
Итоговые занятия. Туристические эстафеты. (2 ч.)
4 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы Количество часов
1 Введение. Техника безопасности в походе. 1
2 Топография и ориентирование. 16
3 Снаряжение, используемое в туризме. Преодоление препятствий. 10
4 Оказание первой помощи в природных условиях. 6
5 Итоговые занятия. Туристические эстафеты. 1
ИТОГО 34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч.)
Техника безопасности в походе.
Топография и ориентирование. (16 ч.)
Топография и ориентирование.
Условные знаки. Дорога и дорожные сооружения. Населенные пункты и отдельные строения. Гидрография. Растительность. Рельеф. Пояснительные и специальные туристские знаки.
Измерение расстояний на местности.
Действия при потере ориентировки.
Способы ориентирования.
Азимут. Компас.
Практическое занятие на местности по теме «Ориентирование».
Снаряжение, используемое в туризме. Преодоление препятствий. (10 ч.)
Преодоление препятствий без помощи специального снаряжения.
Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения.
Оказание первой помощи в природных условиях (6 ч.)
Средства оказания первой помощи в природных условиях.
Лекарственные растения.
Итоговые занятия. Туристические эстафеты. (1 ч.)
ПРГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности: Среднее (полное) общее образование. /Сборник нормативных документов. сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. –М.: «Дрофа», 2008.
Программа внеурочной деятельности. Туристко-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. /П.П.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов. – М.: Просвещение, 2011 (Серия «Работаем по новым стандартам»).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц языка.
телевизор – ЖК панель/ интерактивная доска
компьютер, соединенный с телевизором/интерактивной доской, подключенный к локальной общешкольной сети и сети Internet.
Снаряжение для практических занятий:
аптечка;
веревки (статические, динамические);
карабины (стальные, алюминиевые);
устройства для спуска по склону (восьмерка, десантёр);
устройство для подъема по склону (жюмар, кроль, гри-гри);
каски;
страховочные системы (беседки, грудные обвязки, системы);
рюкзаки;
палатки;
коврики туристические;
фонари;
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - М., Юнити, 2003.
Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности - М.: «Дашков и Ко»., 2005.
Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2004.
Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.
Лужкин И.П. Основы безопасности жизнедеятельности. - С-Пб, 1995.
Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Маслов А.Г., Константинов Ю.В., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.