Методические материалыТексты зрительных диктантов


Тексты зрительных диктантов (9 кл)
Д - 8
Спешит красавица весна. (20)
Ласково греет весеннее солнце. (26)
На деревьях кричат воробьи. (23)
Возле лужи хлопочет голубь. ( 23)
Ребята, берегите всё живое! (24)
116
Д - 9
Шумный город ждёт весну. (20)
Часто солнце гуляет по улицам. (25)
Котёнок и щенок греют свой нос. (25)
Весёлые воробьи пьют из лужи. (24)
Ребята, берегите всё живое! (24)
118
Д - 10
1. В шумный город пришла весна. (23)
2. Часто светит ласковое солнце. (25)
3. С крыши капают тонкие сосульки. (26)
4. Весело поёт синица Зинька. (22)
5. На берёзе хлопочет старый дятел. (27)
123
Д- 11
1. Мы жили возле берёзовой рощи. (24)
2. Небо покрылось серыми тучами. (25)
3. Дети посадили во дворе акацию. (25)
4. Бабушка купила внуку букварь. (25)
5. Землю согрело тёплое солнышко. (26)
125

Индивидуальные зрительные диктанты.

Д – 1, 2, 3, 4 (2 подгр.) Д – 5, 6, 7, 8 (2 подгр.)
Весна. Пришла весна. (11)
Солнце. Светит солнце. (12)
Сосульки. Капают сосульки. (14)
Синица. Поёт синица. (10)

Д-9 (2-ая п.) Д – 10, 11, 12 (2 подгр)
Поёт синица Зинька. (16) В город пришла весна.
Пришла весна. (11) Часто светит солнце.
Светит солнце. (12) С крыши капают сосульки.
Капают сосульки. (14) Поёт синица Зинька.

Словарные зрительные диктанты на уроках письма.
Тема. Повторение буквы «ь». (17.09.14; 19.09.14)
1 урок. Упражнение на развитие орфографической зоркости
при усвоении написания слов с буквой «ь».
- Прочитайте слова в столбиках на доске.
коньки угольки
крыльцо письмо
пальцы пальто
рельсы школьник
- Что общего в написании слов?
- Что показывает «ь»? (обозначить мягкость = , произнести мягкие согласные в словах изолированно)
Составление предложений со словами (выборочно).
Найти в словах буквы, которые не совпадают со звуком (отметить цветным мелом).
Воспроизведение слов по памяти столбиками (слова закрываются).
Написание слов с доски по памяти (столбиками или в строчку).
2 урок. Упражнение на развитие орфографической зоркости
при усвоении написания словарных слов с буквой «ь» (в конце или середине слова).
Чтение словарных слов на доске:
палто метель
портфел колцописьмо кровать
сирен корабл
Исправить ошибки Незнайки. Отметить «опасные « буквы.
- Как можно распределить эти слова на 2 группы? (варианты)
(зрительно, по схеме) ___ь___ ____ь
Воспроизведение слов по памяти столбиками (слова закрываются).
Написание слов по памяти (столбиками или в строчку) в тетради.
Тема. Различение шипящих (с-ш). 24.09.14; 26.09.14
1 урок. Упражнение на развитие орфографической зоркости
при запоминании написания слов с буквами «с», «ш».
Демонстрация слов на доске:
сушки оладушки
зёрнышко солнышко
старушки лягушки
донышко горлышко
Деление слов на слоги (вербально).
Дифференциация слов на 2 группы( зрительно.)
Воспроизведение слов по памяти столбиками (слова закрываются).
Написание слов с доски по памяти (столбиками или в строчку).
2 урок. Упражнение на развитие орфографической зоркости
в процессе дифференциации слов с буквами «с», «ш».
Упражнение со звуковой линейкой.
пушистый (3,5)
шустрый (1,3)
голосистый (5,7)
ушастый (2,4)
Проверка задания, чтение слов на доске (1-ый столбик).
Образование слов-кличек животных, их запись во 2-ой столбик:
Пушистик
Шустрик
Голосок
УшастикВоспроизведение слов по памяти столбиками (слова закрываются).
Написание слов с доски по памяти (столбиками).
Тема. Различение шипящих (з-ж). 01.10.14; 03.10.14
1 урок. Упражнение на развитие зрительной памяти
«8 картинок» (в названиях которых есть звуки «з», «ж».
Воспроизведение названий по памяти справа налево, слева направо. Упражнение на развитие орфографической зоркости.
Демонстрация слов на доске:
Зубр
Бизон
Моржи
Верблюжонок
Ежонок
Жеребёнок (найти слово в слове, опасные буквы, слова с одинаковым окончанием)
Заяц
Жираф Упр. «Кто спрятался?»
б рж о ю ж о Дифференциация слов на 2 группы (зрительно).
Воспроизведение слов по памяти письменно.
2 урок. Упражнение на развитие орфографической зоркости в процессе запоминания и воспроизведения по памяти предложений с буквами «з», «ж».
Проговаривание чистоговорки (речь с движениями) 3 раза:
Жаба квакала друзьям:
Зонтик в луже нужен нам.
Демонстрация предложения на доске:
Выделение слов с буквами «з», «ж».
Орфографическое чтение вслух.
Воспроизведение чистоговорки по памяти письменно.
Аналогично поработать с предложением-чистоговоркой:
Заколдованный жёлтый замок
На тяжёлые запоры замкнут.
Тема. Различение аффрикат (ц-ч-щ). 08.10.14; 10.10.14
1 урок. Упражнение на развитие зрительной памяти
«8 действий» (в названиях которых есть звуки «ч», «щ».
лечу мчусь
стучу прокачусь
чищу лущу
угощу пущу
Составление предложений со словами по образцу учителя:
- Я лущу семечки. – Я лечу … - Я стучу …. – Я чищу …
Воспроизведение действий по памяти столбиками (устно и письменно).
2 урок. Упражнение на развитие зрительной памяти
«8 предметов» (в названиях которых есть звуки «ч», «ц».
цыплёнок черепаха
кольцо меч
огурцы бочка
царица удочка
Сначала провести упражнение на слуховое восприятие звуков
«ц», «ч» (вначале, в середине, в конце слов).
Затем демонстрация слов на доске:
- По какому признаку слова разделили на 2 столбика?
Найти «трудные» буквы в словах (пишутся не так как слышатся).
Установка на запоминание правописания слов: орфографическое чтение.
Воспроизведение слов по памяти письменно.
Тема. Проведение зрительных диктантов. 15.10.14.
Цель: развитие оперативной памяти учащихся на речевом материале.
Упражнение на развитие зрительного внимания «Живая цепочка»
(8 картинок с животными из логопедического лото, звуки ц-ч-с-щ,)
Воспроизведение названий предметов по памяти:
- Кто стоит первый? Последний слева? На втором месте? На каком месте находится ящерица? Цыплёнок?
2. Минутка чистописания «След ящерицы» по образцу на доске (зигзагообразные наклонно-вертикальные линии, соединяющиеся в группе по четыре) – развитие ритмичного письма.
3. Упражнение на развитие оперативной и орфографической памяти «Вспомни буквы»:
- Вторая буква в слове «цыплёнок»?
- Третья буква в слове ящерица?
- Вторая и четвёртая буквы в слове «черепаха»? и т.д.
Ответы учащихся сопровождаются зарисовкой словесных схем на доске:
ы
е
е еЗадание: правильно записать слова по памяти с опорой на схемы.
4. Физкультминутка. Кинезиологическое упражнение «Достань яблоко» - профилактика нарушений осанки.
5. Упражнение на развитие орфографической зоркости: «Вставь букву»
Сне_ дожд_ н_бо Кол_ пти_ыСоставление предложений с данными словами, – закрепление умений сочетать слова в предложении, подготовка к осознанному восприятию предложений зрительного диктанта.
Установка на зрительный диктант (Д-1, 49 букв).
Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Демонстрация предложений поочерёдно, орфографическое «тихое» чтение, повторное проговаривание по памяти, запись предложения по памяти.
Дети второй подгруппы записывают только отдельные слова (повторный показ на демонстрационном листе): снег, дождь, небо, Коля, птицы.
6. Проверка написанного (печатный материал на индивидуальных карточках)
Исправление ошибок карандашом.
7. Рефлексия. Конец урока. Я чувствую себя…, потому что… У меня были трудности в … Я справился с …
Тема. Проведение зрительных диктантов. 17.10.14.
Цель: развитие оперативной памяти и орфографической зоркости учащихся на речевом материале.
Упражнение на развитие зрительного внимания
«Цепочка» (8 картинок с предметами из логопедического лото, звуки ж-ш-ч-щ,)
Воспроизведение названий предметов по памяти:
- Кто стоит первый? Последний слева? На третьем, шестом, седьмом месте? На каком месте находится ящик, клещи, кольцо?
Минутка чистописания «Колечки» по образцу на доске (верхнее соединение наклонных колец в группе по три) – развитие ритмичного, ровного письма.
Упражнение на развитие оперативной и орфографической памяти «Вспомни буквы»:
- Вторая буква в слове «ящик»?
- Четвёртая буква в слове «клещи»?
- Вторая буква в слове «кольцо»? и т.д. (шкаф, огурцы)
Ответы учащихся сопровождаются зарисовкой словесных схем на доске:
*щ * * * * * щ * * о * * * *
Задание: правильно записать слова по памяти с опорой на схемы.
4. Физкультминутка. Кинезиологическое упражнение «Треугольник» - профилактика нарушений осанки. Гимнастика для глаз: при смене движений смотрим на вытянутую руку.
5. Установка на зрительный диктант (Д-2, 64 буквы).
Поле опустело.
Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Демонстрация предложений поочерёдно, орфографическое «тихое» чтение, повторное проговаривание по памяти, запись предложения по памяти.
Дети второй подгруппы записывают только отдельные слова (повторный показ на демонстрационном листе): опустело, трещат, землянику, росла, наступила.
Проверка написанного, исправление ошибок карандашом.
6. Распространение предложений. 1-ое по вопросам к схеме предложения: Какое поле? Когда опустело? – активизация словарного запаса, закрепление умений сочетать слова в предложении.