Методическая разработка для урока по химии на тему: Изомерия и номенклатура органических соединений

Обобщающий урок по теме: «Изомерия и номенклатура. Генетические связи между классами органических соединений».

Автор Шабанова Инна Александровна учитель химии МАОУ СОШ №80
Цель: 1. Обобщить и систематизировать знания о видах изомерии и номенклатуре органических веществ, показать что изомерия является одной из причин многообразия органических веществ и помогает изучить их строение; значение номенклатуры для знания химического языка.
2. Выявить генетическое родство веществ на основании их строения и свойств; охарактеризовать взаимосвязь между ними.
Ход и содержание урока. Урок – соревнование.
I этап. «Химический диктант». (5 – 7мин)
В ходе работы проводится актуализация знаний по основным вопросам темы. Вызываются 3 человека (консультанты) к доске:
Задание 1 – ому ученику:
Какому классу УВ принадлежит общая формула
состава: CnH2n+2, CnH2n-6?
Какой вид изомерии характерен CnH2n, CnH2n-2 для каждого из них?
Задание 2 – ому ученику:
Для каких классов веществ характерны следующие функциональные группы?
О
- С - О- - С - - N - - N – С - - ОН
О О Н Н О


О О
С - С
ОН Н

Задание 3- ему ученику:
Напишите структурные формулы веществ с пятью атомами С, названия которых заканчиваются на - ол, - аль, - диен, - овая.
Весь класс работает в тетради по вариантам (I, II, III). Затем проводится проверка.
II этап. А. А теперь извлечем практические следствия из теоретических положений. Вам выданы на группу карточки с дифференцированными заданиями. Необходимо назвать изомеры по всем известным номенклатурам (международной, рациональной, тривиальной – для алканов) необходимо решить по 2 карточки (одна по УВ, другая по кислородсодержащим органическим соединениям) 12мин.
Б. Генетические связи между веществами следует понимать как генетическое родство веществ на основании их строения и свойств, показывающее единство и взаимосвязь всех органических соединений!!!
Решить генетическую цепочку и указать именные реакции, где они встретятся (р. Вюрца 12мин , р.Зелинского, р.Зелинского – Казанского, р. Вюрца – Фитинга, р.Кучерова, р.Вагнера).
Реакция Вюрца (получение алканов с большим числом атомов углерода).
Например: t
2СН3Cl + 2Na CH3 – CH3 + 2NaCl;

Реакция Вагнера (окисление этилена раствором KMnO4)

3CH2 = CH2 + 2KMnO4 + 4H2O 3CH2 – CH2 + 2KOH + 2MnO2

OH OH

Реакция Зелинского (дегидрирование ЦА с получением АУВ)

t ,к
+ 3 Н2
С6Н12 С6Н6

Реакция Кучерова (гидратация ацетилена)
НgSO4 О
СН = СН + Н2О СН3 С
Н

Реакция Зелинского- Казанского ( тримеризация ацетилена)
t, к
3С2Н2 С6Н6 получение бензола

t ,к
+ Н2 С6 Н14


Реакция Вюрца – Фиттига (получение толуола)

Cl
+ Cl2 + HCl


Cl t CH3
+ 2Na + CH3 Cl + 2NaCl


Реакция Фриделя – Крафтса (алканирование бензола)

t СН3
+ CH3Cl + HCl
ALCl 3



Даны генетические цепочки:
1 2 3 4
I. CH4 HCOH СН3ОН СН3Сl С2Н6

·
·
·
·
· СН4 С2Н2 СН3-СОН С2Н5ОН СН3СООН

1 2 3
III. C2Н2 С6Н6 С6Н5Сl С6Н5ОН
4
С6Н5СН3

1 2 3
IV. С2Н2 С6Н6 С6Н5Сl C6Н5СН3
4

С6Н6Сl6

1 2 3 4
V. СН4 С2Н6 С3Н8 С6Н14 С6Н6


1 2
· 3
VI. СН4 С2Н2 С2Н4 СН2ОН – СН2ОН


I. ( 4 – реакция Вюрца);
II. ( 2 – реакция Кучерова);
III.( 1,2 – реакция Зелинского-Казанского, 4 – реакция Фриделя-Крафтса);
VI.(1 – реакция Зелинского-Казанского, 3 – реакция Вюрца-Фиттига);
V. (4 – реакция Зелинского);
VI.(3 – реакция Вагнера).
Дополнительно: метан гексахлорциклогексан
-Н2 трим. +Сl2
СН4 С2Н2 С6Н6 С6Н6Сl6


Генетические связи отражают диалектику природы, показывают как шел процесс усложнения, развития веществ, их состава, строения, появления образований, способных к зарождению жизни (мировозренческий аспект, обсуждаемой проблемы).
В практическом плане генетические связи показывают, из каких веществ и какими способами можно получить нужные вещества. Каждый переход – это одновременно и выражение химических свойств вещества и возможных путей его практического использования.
III этап. Качественная задача.
А теперь закрепим с помощью эксперимента знание о свойствах органических веществ при решении качественной задачи.
1 группа. Как различить в каких пробирках находятся: этиленгликоль, фенол, муравьиная кислота.
СН2 - О
СН2ОН – СН2ОН + Сu(ОН)2 Сu + 2Н2О ярко – синий р-р;
СН2 – О
гликолят меди

ОН
3 + FeCl3 (C6H5О)3Fe + 3НСl фиолетовое окрашивание;
фенолят


НСООН + Аg2О Н2СО3 + 2Аg “серебреное зеркало”.


2 группа . . . белок, глицерин, глюкоза.

Белок + НNО3 желтое окрашивание ( нитрование бензольных колец).

СН2 – ОН СН2 - О
t
СН – ОН + Сu(ОН)2 СН -О Сu + 2Н2О ярко-синий р-р

СН2 -ОН СН2ОН глицерат меди


t СН2 – СН – СН –СН2СОН + Сu2О + Н2О
С6Н12О6 + Сu(ОН)2 глюкозат Сu краснеет
ОН О О ОН

Сu


III группа. . . формалин, этанол, уксусная кислота.

НСОН + Аg2О НСООН + 2Аg
гиур. к-та

С2Н5ОН + 4J2 + 6NаОН СНJ3 + НСООNа + 5NаJ + 5Н2О


СН3СООН СН3СОО- + Н + лакмус краснет .

После выполнения эксперимента 1 человек от группы отчитывается у доски, записывая уравнения реакций.


АНАЛИЗ.
Обобщение знаний учащихся необходимо на любой ступени изучения химии. Оно позволяет подвести итог определенному этапу обучения, привести знания учащихся в систему.
Проводя урок обобщения по теме “Генетическая связь и изомерия”, я ставлю перед учащимися задачи:
закрепить знания о видах изомерии и номенклатуре органических веществ;
выявить генетическое родство веществ на основании их строения и свойств.
При составлении плана были учтены программные требования, образовательные, стандарты, и даже с расширением.
Форма занятия – групповая работа выбрана не случайно. Групповые самостоятельные работы дают учащимся возможность общаться, оказывать помощь друг другу, приобретать навыки коллективного труда.
Также учитывались особенности учащихся в учебной деятельности. В 11 классе “A” на уроках отмечается обстановка делового сотрудничества, высокий уровень работоспособности.
В мотивации учебной деятельности преобладает учебный, что свидетельствует о желании и ценности учебы в школе. Имеет место преобладание слуховой памяти над зрительной (14 детей правополушарных).
Почти у всего класса высокий темп работы. Самооценка в норме, что очень важно в данном классе.

Литература.
В.Я. Вивюрский “Заключительные уроки по химиии в средней школе”.
МГОНО, МГИУУ “Методика подготовки и проведение зачетных уроков по курсу химии”.
Н.И.Гаврусейко “Задание для самостоятельной работы учащихся по органической химии”.
Н.М Городова “Сборник тестовых заданий по химии 11кл”.
З.М Потапов, И.Н.Чертиков “ Проверь свои знания по органической химии”.







Заголовок 115