Программа развития классного коллектива

Комитет по вопросам образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28
















ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА






Классный руководитель
Пестова Г.А.



УТВЕРЖДЕНО:
МО классных руководителей
«_______»___________2012г














ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА


Класс сформирован 1 сентября 2012 года.
В классе 27 человека. Из них 16 девочек и 11 мальчиков. 24 человека 2005 года рождения, 3 человека – 2004 года рождения. Неполных семей – 8 полных – 19.
Ребята в классе способны учиться, ответственно готовятся к урокам. На уроках они способны достаточно долгое время сохранять повышенное внимание, способны воспринимать и хорошо запоминать учебный материал.
Психологическая обстановка в классе спокойная. По умственному развитию класс средний, но есть дети которые слабо справляются с программой. Это Тимохов Виталий, Ябурова Валерия, Пономарева Влада. Среди родителей класса только 6 человека имеют высшее образование.
Ребята желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Родители определили детей в кружки по интересам с учётом их индивидуальных способностей. В систему дополнительного образования вовлечено пока 75 % учащихся, учащиеся посещают ГПД при школе..
Уровень воспитанности учащихся класса - высокий. Ребята добры и вежливы по отношению к людям, правильно оценивают свою честность, умеют отвечать за свои поступки



















АКТИВ КЛАССА

СТАРОСТА:
Нестерова Софья

УЧЕБНЫЙ СЕКТОР:
Васильева Валерия, Мухина Александра

САНИТАРЫ:
Собакина Софья, Мехоношина Владлена

ЦВЕТОВОДЫ:
Фейст Дмитрий, Попов Ярослав

РЕДКОЛЛЕГИЯ:
Дмитриева Оксана, Шафоростова Ирина





РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА:

Клименьева Наталья Викторовна;



ЧЛЕНЫ
РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА:

Нелим Елена Геннадьнвна,
Мехоношина Елена Владимировна.












СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Список класса
Актив класса
Характеристика класса
Дневник развития и воспитания
Анализ воспитательной работы
Протоколы родительских собраний

























Воспитание детей – рискованное дело,
ибо в случае последняя приобретена
ценою большого труда и заботы,
в случае же неудачи – горе несравнимо
ни с каким другим.
Демокрит


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности, и я  согласна с этим. Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, сможет ли он прочитать текст внятно, четко и быстро. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленные жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» среди одноклассников или растворится в толпе «серой мышкой»?  Каждому ребенку дан бесценный дар – творить. Ведь недаром великие педагоги прошлого верили, что стоит только создать условия, и талант обязательно проявиться. Особенно важно, чтобы это произошло как можно раньше и наиболее полно. Я стараюсь увидеть в каждом ребенке маленького творца.
Для маленького ученика все важно в школе: и уют в классе, и красота его оформления, и взгляд, и слово учителя, и сосед по парте, даже одежда учителя. Прав оказался В. П. Шереметевский в своем высказывании: «Все дело воспитания маленьких людей слагается из мелочей. Из всех мелочей незаметно закладывается фундамент, без которого все здание воспитания и шатко и валко, и на сторону».
Главное в работе, не только знание материала,  умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих воспитанников. Их радостное, коротенькое приветствие «Привет!», тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Ты готов свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд, дарить ученику радость познания и помочь ему поверить в себя. Я уверена, что человек, переживший такую радость, не захочет творить зло, причинять вред другим, в нём проснётся желание поделиться своими чувствами с другими, стремление совершенствоваться и познавать всё больше и больше. Именно начальной школе принадлежит особая роль – избрать наиболее эффективную систему оказания помощи индивидууму в его подготовке к реальной жизни, наиболее эффективную систему научения науке жить.Мотивы и потребности, привычки и ценности – багаж, которым они овладевают в маленькой школе, будет сопровождать наших детей всю последующую жизнь.
Процесс развития – это самодвижение ребенка благодаря его же деятельности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессия, жестокость, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.
Вот поэтому появилась такая программа, которая включает в воспитательный процесс педагога, ученика и родителей.
В своей программе я охватила такие направления как: трудовое, нравственное, эстетическое и экологическое.
Программа состоит из разделов:
«Сплочение классного коллектива»
«Волшебный мир экологии»
«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
«Проблема семьи – проблема школы»
«Учись всему, учись всегда – ученью жар души отдай»
Каждый раздел имеет свои конкретные цели, которые реализуются на трех уровнях: классном, школьном, родительском.
Программа представляет собой практическое руководство по организации внеурочной деятельности классного коллектива. Она рассчитана на 4 года.

Цель программы: создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
Изучение творческих и интеллектуальных способностей детей.
Совершенствование условий для их дальнейшего развития.
Исследование и анализ личности и индивидуальных особенностей ребенка.
Реализация программы позволит:
Расширить знания детей об окружающем мире.
Повысить творческие способности.
Осуществлять неразрывную связь с родителями.
Сформировать потребность в учении.



 














Основные направления и особенности воспитания


СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Цели:

привитие навыков коллективизации и сплоченности коллектива;
формирование правовой культуры учащихся;
формирование у ребёнка сознательного уважительного отношения к норам и правилам общественной жизни и морали, законам, правам и свободам человека, правам и ответственности гражданина;
формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, сознание самосовершенствования.

 Задачи:

приобщение воспитанников к общечеловеческим  ценностям: гуманности, сознательной дисциплине и  поведению;
создание условий для постепенного становления жизненных ориентаций учащихся как гражданина, в выборе линии своего поведения, способов действия, поступков.
формирование у учащихся нравственных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла.


Формирование и развитие в ребёнке:

чувства собственного достоинства, уважение к себе и другим;
отрицательного отношения к унижению, к оскорбительному обращению;
протеста против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь и честь других.
знакомление учащихся с Конвенцией ООН о правах ребёнка.

Ученик должен:

усвоить правовые нормы своего поведения;
знать, кто и как защищает права человека;
уважать права другого человека;
знать, кто защищает права ребёнка;
знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав.




Уровень класса:

1 класс:
Классный час «Режим дня первоклассника»
Классный час «Знакомство с традициями школы»

II класс:
Праздник
«Осенняя мозаика»

Праздник-приветствие
«Милой, ласковой, нежной. посвящается»

Классный час
«Кто я и как я выгляжу»

Познакомить с тем, почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Личная гигиена.

III класс:
Фестиваль творчества
«Фабрика звезд»

Конкурс
«Есть такая профессия – защищать Родину»

Классный час - диспут
«Конфликт»


IV класс:
Классный час
«Рассвет Победы»

Классный час
«Я и мои роли»

Мои роли сегодня – кто я в этом мире?

Уровень родительского коллектива: (родительского собрания)
1 класс:
«Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»
«Адаптация первоклассника к школе»

II класс:
«Безопасность моего ребенка».
Каким элементарным правилам должны научить родители своего ребенка.

III класс:
«Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка»

IV класс:
«Прощанье с начальной школой»
Коллективный праздник с родителями.











«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЭКОЛОГИИ»

Цели:

формирование у школьников представлений о взаимосвязи природы, явлений окружающего мира с человеком и обществом;
формирование экологического сознания школьников.

 Задачи:

выработать познавательный интерес к изучению природы и происходящих явлений в ней;
выработать навыки природоохранительного поведения в окружающем мире.
продолжение знакомства с окружающей природой.

Природа - основа всех материальных благ, здоровья и духовного богатства людей.
Человек - совершенное творение природы, и он не может существовать без неё.
Взаимодействие человека и природы: природа как источник средств существования человека.
Умение понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, заботиться о зимующих птицах и зверях, мастерить птичьи домики, кормушки, замечать недостойные человека случаи обращения с живой и неживой природой, бороться против расхищения природных ресурсов.
 Помнить правила поведения в природе.

 Ученик должен:

участвовать в природоохранительных мероприятиях;
уметь рассказывать о природе своего края;
знать растения, деревья, кустарники, травы своей местности;
знать Красную книгу России и Чувашии;
знать значение природы для человека, факторы угрозы и уничтожения природы;
знать организации по охране природы;
знать меры по охране природы.


Уровень класса:
I класс:
Экскурсии « Изменения в природе в разное время года»
«Что у нас над головой и что у нас под ногами?»
Практические занятия.

II класс:
Экскурсия
«В гостях у зеленого друга»

Беседа
«Я люблю, я берегу»

Занятия по программе
«Путешествие в мир природы»


III класс:
Экологическая разведка
«Весенние краски и звуки»

Игра
«Все животные важны, все животные нужны»

Занятия по программе
«Путешествие в мир природы»


IV класс:
Беседа
«Если посмотреть на природу взглядом врага»»

Беседа
«О чем поют птицы»


Уровень школы:

I класс II класс:
День здоровья
Турслет

III, IV класс:
Турслет
Экологические вылазки, операции


Уровень родительского коллектива: (родительского собрания)

III класс:
«Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека»

























«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

 Цель:
воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры.

 Задачи:

овладение навыками общей физической культуры;
развитие двигательной активности;
профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек.
формирование у учащихся представления о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья.
укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физического развития.


Уровень класса:
I класс:
Знай  правила движения как таблицу умножениия(безопасно  ли на дорогах?). Встреча с Мойдодыром (что значит быть опрятным?). Зима "на носу" (как сохранить здоровье?). Что значит быть здоровым человеком
II класс:
Беседа: «Профилактика простудных заболеваний»

«Веселые старты» на приз Деда Мороза

Прогулки на свежем воздухе

Реализация программы «Разговор о правильном питании»

Организация занятости детей в спортивных секциях


III класс:
Беседа: «Почему нельзя ходить без сменной обуви»

Лыжная эстафета

Занятия по программе «Разговор о правильном питании»

Организация занятости детей в спортивных секциях


IV класс:
Как быть сильным и здоровым? (значение физкультуры и закаливания). У вас есть вредные привычки (табак, алкоголь, токсичные вещества)? « Сам себе я помогу и здоровье сберегу» (КВН) .Что? Где? Когда? (что мы знаем о здоровье?)                  
Классный час «Чисто не там где убирают, а там где не мусорят»

Викторина, которую проводит царица Гигиена и ее друзья принцесса Расческа, королева Зубная щетка

Дискуссия на тему: «Генномодифицированные продукты питания – их влияние на растущий организм»

Выступление школьного психолога о телепередачах и их воспитательном значении

Организация занятости детей в спортивных секциях

Занятия по программе «Разговор о правильном питании»


Уровень школы:
I – II класс:
День здоровья
Школьный турслет
Веселые старты
Лыжная эстафета

III класс
Веселые старты
Лыжная эстафета
День здоровья
Школьный турслет

IV класс:
День здоровья
Школьный турслет
Веселые старты
Лыжная эстафета

Уровень родительского коллектива: (родительского собрания)
I – II класс:
«Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий»;
«Развитие памяти и внимания в начальной школе»
III класс:
«Причины быстрой утомляемости и частых заболеваний у детей младшего школьного возраста» (с приглашением специалистов)
IV класс:
Собрание практикум по программе «Разговор о правильном питании», «Полезные и вредные продукты питания»















ПРОБЛЕМА СЕМЬИ – ПРОБЛЕМА ШКОЛЫ

Цели:

воспитание любви к родителям;
налаживание плодотворных связей между семьёй и школой.

 Задачи:
создание духовной близости, теплоты между детьми и родителями;
создание условий для взаимопониманий и совместной работы между учителем и родителями.

   Формирование представления о семье и обществе. Понятия: семья, член семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, реликвии, предки, потомки. Семейные роли человека: мать-жена, отец-муж, дети-сын и дочь. Обязанности каждого члена семьи. Ответственность каждого члена семьи за семью. Любовь и взаимопомощь между родными людьми. Радость дружбы. Роль учителя во взаимоотношениях между родителями и детьми.


Уровень класса:

I – II класс:
Классный час «Учимся жить дружно»;
Классный час «Моя семья: традиции, праздники»,
Классный час «Профессии моих родителей(конкурс рисунков»,

II класс:
Беседа-встреча «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»»

III класс:
Праздник: «Самым милым, самым любимым посвящается» (разговор о бабушках и дедушках)


IV класс:
Конкурс рисунков «Я люблю своих маму и папу» (создание истории своей семьи)


Уровень школы:

День Матери
День отца
Месячник пожилого человека


Уровень родительского коллектива: (родительского собрания)
I – II класс:
«Психологические особенности учащегося  начальной школы»
«Результаты адаптации в начальной школе»
«Необходимо ли соблюдать режим дня и питания учащимся  1 класса?»

II класс:
«Как по-настоящему любить детей» (о родительской любви – анкета). Взаимоотношения в семье). Анкетирование «Планирование досуговых программ, оценка проведенных дел»

III класс:
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Диагностика на изучение межличностных отношений.

IV класс:
Диагностика «Общественный уровень и ценностные ориентации»





































«УЧИСЬ ВСЕМУ, УЧИСЬ ВСЕГДА - УЧЕНЬЮ ЖАР ДУШИ ОТДАЙ»


Цели:
формирование ценностного отношения к знаниям;
воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.

 Задачи:

выработать у школьников ответственное отношение к учебному труду;
развивать индивидуальные и интеллектуальные способности детей;
формировать культуру мыслительной деятельнсти, познавательную активность на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания в системе урочно-внеурочной деятельности, потребность к самосовершенствованию.
Формирование и развитие интереса к учению и познанию мира.

Удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время. Привитие интереса к новому, неизвестному, любви к чтению.
Работа над умением развивать память, размышлять, доказывать, опровергать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитание самостоятельности, старательности, аккуратности в выполнении каждого учебногозадания. Воспитание бережного отношения к учебникам, книгам, учебным принадлежностям, содержания их в чистоте и порядке.
Ученики принимают участие в познавательных играх, викторинах, конкурсах, в играх на внимание и сообразительность, беседах как обмене познавательным материалом. Организуют совместно с классным руководителем выставки поделок, рисунков, творческих работ. Учатся внимательно относиться к одноклассникам, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей в учении.


Уровень класса:
I – II класс:
Участие в школьной научно –практической конференции;
«История моего имени и фамилии»;
«Герб, флаг, гимн России»;
«Вот она, какая моя Родина большая»;
Конкурс рисунков «Моя малая Родина»

II класс:
«Праздник знаний»

Тематический блок «За страницами учебника» (предметные недели по русскому языку и чтению)
Участие в школьной научно – практической конференции;



III класс:
Школьный и городской марафон знаний

КВН «Гении нашего класса»
Участие в школьной и городской научно – практической конференции;



IV класс:
Викторина «Знатоки русского языка»

Школьная и городская олимпиада по математике и русскому языку

Конкурс «Вернисаж» (прикладное искусство, вышивка и др.)



Уровень школы:
II класс:
Участие в предметных декадах
Праздник «Умники и умницы»

III- IV класс
«Марафон знаний»
Городские олимпиады по математике и русскому языку

Уровень родительского коллектива: (родительского собрания)

II класс:
Помощь родителей в выполнении домашних заданий

III класс:
Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка (поощрения и наказания)

IV класс:
Открытые уроки для родителей
День открытых дверей для родителей














ЗАКЛЮЧЕНИЕ
        Данная программа  рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. Опыт показывает, что использование  программы в воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в воспитание данной программы ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема   дисциплины.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Конвенция о правах ребёнка.
Закон РФ « Об образовании»
Новые санитарно-эпидемиологические правила и  нормативы для школ Сан ПиН 2.4.2. 1178-02 от 28 ноября 2002 г. №44 (введённые в действие с 1 сентября 2003 г.), утвержденные совместным постановлением  Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
Федеральный закон “О санитарно-гигиеническом благополучии населения” от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
Национальный проект «Здоровье».
Устав МБОУ СОШ №28 г. Березники Пермского края.























Работа с родителями
 
изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье;
индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;
проведение тематических родительских собраний;
привлечение родителей класса к ремонту классного помещения.
 

Функции родительского комитета:
принимает активное участие в решении различных вопросов жизни класса;
оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся















Основные принципы работы:

Гуманистический принцип.
В центре внимания классного руководителя личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно-ориентированный подход к воспитанию).
Принцип открытости.
Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
Принцип терпимости.
Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
Принцип деятельности.
Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности.
Принцип обратной связи.
Диалогичность и открытость в общении с учащимися.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.
 








Механизмы реализации программы:
тематические классные часы по представленным направлениям;
выстраивание индивидуальной образовательной и воспитательной траектории;
участие в школьных и городских мероприятиях, творческих конкурсах, соревнованиях;
работа в кружках;
«Портфолио» ученика;
участие в научно-исследовательской и практической деятельности, олимпиадах;
занятия в школьных спортивных секциях и секциях.
 
 
 
Необходимые для работы условия:
материально-техническое обеспечение организуемого воспитательного процесса;
административная поддержка и методическая помощь;
систематическое научно-теоретическое осмысление классного руководства как проблемы.
 
Ожидаемые результаты
Результативность воспитательной работы заключается в том, что мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут иметь:
устойчивые положительные результаты обучения;
готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию;
качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных учащихся;
проявление самостоятельной творческой активности;
стремление к здоровому образу жизни;
призовые места в школьных и городских мероприятиях.

 




Заповеди учеников класса 1. Школа – твой родной дом. Ты пришел в этот дом получить образование, профессиональные умения и навыки, эти заповеди твои. 1. Учись, потому что учение – твой главный труд, приложи все усилия, чтобы учиться по способностям. Не нарушай дисциплину на уроках и не мешай товарищам. 2. Ты имеешь право участвовать в общественной жизни класса и школы. Если критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй. Относись с уважением к мнению других. 3. Ты имеешь право на уважение человеческого достоинства и защиту от унижения, оскорбления, но помни, что это право имеет каждый, не только ты. К друзьям относись с добротой и искренностью. 4. Ты имеешь право на доверительное, товарищеское, партнерское общение со сверстниками и учителями и их поддержку в добрых поступках и делах.
5. В твоем доме стараниями администрации, учителей и родителей – все новое. Это для того, чтобы тебе было комфортно. А сберечь школьное имущество – твоя обязанность. После окончания тобой школы на твое место придут другие. 6. Приходи в школу с деловым отношением. Будь собран, опрятен, приходи в школу за 15 минут до начала первого урока, а в кабинет – за 5 минут до звонка, не пропускай занятий без уважительной причины. Береги труд технических работников школы и своих товарищей дежурных – соблюдай чистоту и порядок в школе, носи в школе сменную обувь. 7 . Дежурные отвечают за порядок в школе – выполняй их требования. 8. Работай на уроке. Отдыхай на перемене, не мешай другим.
                                                   


15