«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»


«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
Развитие творческих способностей - один из способов мотивации студентов в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится сложнее и разнообразнее; она требует от человека не привычных, шаблонных действий, а быстрой ориентировки, подвижности мышления, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития курса русского языка, литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыслительной деятельности.
Идея моего опыта такова: пробудить потребность студентов к творчеству, развить их творческие способности, которые будут способствовать успешности в учебной и в дальнейшем в трудовой деятельности.
Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству (ее научное название – креативность) – качество врожденное, она уж или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Можно ли построить обучение на уроке так, чтобы студента не покидало чувство новизны от услышанного и увиденного на занятии?
Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное. Преподаватель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.
Личностно-ориентированный подход в обучении, который обеспечивает развитие и саморазвитие личности студента, исходя из выявления его индивидуальных способностей, особенностей, предполагает развитие творческих способностей студентов.
Цель моей деятельности – создание педагогических условий для развития творческой, мыслящей личности, способной к самоопределению, самовыражению и успешной социализации.
Задачи:
Обосновать необходимость развития творческих способностей обучающихся в современных условиях.
Выявить возможности студентов к развитию творческих способностей.
Создать систему методов, форм и приёмов работы по развитию у студентов творческих способностей.
К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те противоречия и проблемы, с которыми сталкиваются в настоящее время и студенты, и преподаватели на уроках русского языка и литературы.
1. Одна из важнейших задач уроков русского языка и литературы -совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Но на практике мы сталкиваемся с тем, что речь детей неразвита, не отличается
образностью; словарный запас крайне беден; студенты в своих высказываниях пользуются простейшими, однообразными синтаксическими конструкциями и т.д.
2. Не менее важная задача уроков русского языка и литературы – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Но наблюдения показывают, что зачастую даже студенты старших классов не умеют самостоятельно анализировать художественное произведение, размышлять над прочитанным; их впечатления поверхностны, они не могут выявить авторскую позицию, выразить свое мнение, свое отношение к героям.
3. Третья важная задача, стоящая перед преподавателями русского языка и литературы, -научить студентов писать сочинения различных жанров и видов.
Но практика показывает, что студенты вместо вдумчивой, кропотливой работы над
собственным произведением предпочитают списывать из сборников «золотых» сочинений, а те сочинения, которые написаны ими самостоятельно, в большинстве своем однотипны, не отличаются оригинальностью, не демонстрируют интереса к данной
работе.
Проблема развития творческого потенциала студентов в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, Л.В.Занкова, А.Г.Кутузова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании. В своем опыте я опираюсь на элементы технологий личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, здоровьесбережения, развития критического мышления, игровые технологии, в нем используются идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, педагогики сотрудничества.
Результат своей деятельности я вижу в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в росте интереса к моему предмету, стабильности результатов обучения, в коммуникативной активности. Мой опыт доступен любому преподавателю и рассчитан на студента среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых группах.
В настоящее время существует целый ряд образовательных технологий, в центре внимания которых – целостная, уникальная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Среди наиболее известных – «педагогика сотрудничества» как особого рода «проникающая» технология, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека и др.
По своей сущности данный подход противостоит традиционной модели обучения и
воспитания. В его основе лежат следующие идеи:
- новый взгляд на личность как на цель образования, а не средство для достижения
каких-либо внешних целей;
- гуманизация и демократизация педагогических отношений;
- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных
условиях;
- формирование положительной Я-концепции.
Дело в том, что дети отвергают чуждые, ненужные, неинтересные им знания. Из страха
перед оценкой, из уважения к учителю они, конечно, могут послушать, выучить, сдать, а
потом - сразу же забыть. Причем если внеличностные знания, полученные на других предметах, просто бесполезны, литературе они наносят непоправимый вред, так как, внушая нелюбовь к предмету, закрывают для ребят важнейший источник духовной радости.
Именно поэтому так остро стоит проблема, связанная с сочинениями. Если тема неинтересна, если она не стала своей, студент не будет высказываться – ни письменно, ни устно.
Определять и развивать индивидуальные особенности студента и уникальность учебной группы позволяет коллективная и индивидуальная творческая деятельность. Благодаря творчеству студент выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я – концепции личности студента, стимулирует осуществление им дальнейшей работы по совершенствованию и самостроительству своего «я».
О необходимости развития творческих способностей ребенка, о творческих работах как способе самовыражения говорили многие ученые, педагоги-практики, методисты. Так, еще в начале 20 века ученый-психолог Л.С.Выготский высказал свои представления о творчестве и воображении, которые не потеряли актуальности и практической ценности до сегодняшнего дня. Одна из главных идей Л.С.Выготского связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности. Он считал, что именно творческая деятельность человека помогает ему приспосабливаться к изменчивым, непривычным условиям окружающей среды. «Именно творческая деятельность, - писал ученый, - делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».
Ученый считал, что вопрос о развитии творческих способностей у детей, о значении
творческих работ для общего развития и созревания ребенка является одним из самых важных вопросов. Причем замечал, что из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для этого возраста. Он писал, что именно в подростковом возрасте «наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения… является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так как у него в эту пору создается свой, внутренний мир. Однако эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме – в стихах, рассказах, в тех творческих формах, которые подросток воспринимает из окружающей его литературы взрослых людей».
Известный педагог и методист М.А.Рыбникова объясняла значимость творческих работ тем, что «с их помощью мы учим ребят жить… учим… видеть, смотреть, наблюдать, понимать людей… с помощью этих работ мы помогаем учащимся осознавать самих себя».
Педагоги-словесники Н.Р.Бершадская и В.З.Халимова считали, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности. При этом не ставили перед собой цели сделать своих учеников писателями: «Мы просто учим на уроках литературы образному видению и логическому осмыслению виденного, учим стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди других людей».
Моя задача - в каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность раскрыть свою личность, выразиться, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
Диапазон опыта определяю как единую систему «урок – внеклассная работа»
Развитие творческих способностей обучающихся обеспечиваю следующими средствами:
1.Использование игры для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес кпредмету, развивает творческие способности, способствует коммуникативной активности.
Именно поэтому игра – не только деятельность школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшекурсников как на уроке, так и вне её.
Разгадывание кроссвордов – эффективный приём работы на уроке. Мы не ограничиваемся разгадыванием кроссвордов, ребята начинают составлять их сами.
Предлагаю студентам попробовать сочинить шуточное стихотворение с каламбурными
и омонимическими рифмами, например: совсем – со всем, не мой – немой, ворон – вор он, а не мел – онемел, рассказал – раз сказал, сосна – со сна; подрожать – подражать, надо есть – надоесть, полосы – пол-осы, тоже лаю – то желаю.Можно поиграть разными значениями слов: не везет (нет удачи – не перемещает предмет),верно (преданно – вероятно), дорогой (любимый – имеющий высокую цену), лицо (физиономия – человек), наступил (о времени: январь, праздник – на что-то) и
др.
С омонимами можно составить загадки, «хитрые вопросы», шутки.
Например: Какими нотами нельзя записать музыку? (Дипломатическими.) Когда лошадь
покупают, какая она бывает?(Мокрая.) Сколько будет: три, три да три? (Дырка.) Почему собака ходит на четырех ногах, а человек – на двух? (По земле.)
В целях расширения словарного запаса провожу игру «У кого больше слов». Ребятам предлагаются определённые грамматические задания в зависимости от темы урока. Затем ребята составляют с этими словами небольшие тексты.
Подобные задания я стараюсь использовать как можно чаще и во всех своих группах, так
как они способствуют не только раскрытию творческого потенциала ребят, но и разнообразят урок, привлекают студентов к предмету, снимают усталость. Такие задания очень хорошо использовать при подготовке и проведении предметных недель по русскому языку.
Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, грамматическим признакам, морфемному составу и т.д., – что ведёт к обработке перечисленных понятий. Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.
2. Нестандартные формы организации урока и нестандартные задания как средство
развития творческих способностей обучающихся.
Развитию творческих способностей способствует нестандартное начало урока (загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила). Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").По теме «О-ё после шипящих» пишем с детьми диктант в занимательной форме:
«Шотландец-обжора в шёлковых дешёвых шортах, сидя на жёсткой решётке, ел харчо и пшеничную кашу с печёнкой, откусывая чёрствый чёрный хлеб и запивая всё это компотом из крыжовника…»(Газета «Русский язык»№9, 2001) Подобные диктанты предлагаю студентам составить самостоятельно и по другим темам. Такой вид работы развивает творчество и повышает грамотность.
Сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения студенты делятся впечатлениями с преподавателем. Ценность такого сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение мысли ребенка, свежесть восприятия им каких- либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность студентам проявить инициативу, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития творческих задатков студентов.
Прежде чем предложить ребенку писать сочинение, нужно тщательно продумать тему.
Тема сочинения должна быть интересна, значима для студента. Он должен захотеть
высказаться. Чем необычнее тема, тем интереснее и оригинальнее работы студентов.
Привычные, стандартные, во всех отношениях правильные темы, которые мы из года в год предлагаем ребятам, вызывают естественное отторжение учеников от самой темы. Вывести из стереотипа можно, предложив неожиданную, непривычную тему.
Особенно студентам нравится такой вид письменного упражнения, как сочинение-миниатюра. Так, в первые дни учебы на 1 курсе мы пишем сочинение – миниатюру
«Ура! Я первокурсник!» Эта работа позволяет ребятам выплеснуть те эмоции, которые их переполняют. Ведь 1 курс – это определенный рубеж, начало новой жизни.
Я часто прибегаю к такому виду работы. Миниатюры занимают немного урочного времени, но очень эффективно подготавливают ребят к написанию более объёмных работ.
При изучении темы «Односоставные предложения» предлагаю такое задание: воссоздайте через поток сознания ваше утро (получается текст с назывными, односоставными предложениями, раздробленные, неполные предложения)
3. Внеурочная деятельность по предмету.
Системы работы по развитию творческих способностей как средства личностно -ориентированного обучения получает свое продолжение во внеклассной работе. Это
литературно-музыкальные композиции, посвященные различным датам, праздникам, именам. Например, композиция, посвященная Дню матери, которая настроила студентов на создание сочинений-миниатюр о маме и даже газеты «Самый дорогой человек». Это и различные мероприятия в рамках предметной недели. Традиционным в нашем техникуме стал конкурс чтецов.
Помимо этого, огромную роль в развитии творческих способностей обучающихся играет
активное участие в разнообразных конкурсах творческих работ: «Будущее моей страны – в моих руках», «Учитель в моей жизни», «У меня есть права, у меня есть обязанности» и другие.
Традиционным для ребят стало участие в международной олимпиаде «Инфоурок».
Результатом использования предложенной системы работы является прежде всего высокий уровень речевой мотивированности студентов: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество; у них развито чувство языка, чувство языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Поощрение свободного выражения себя рождает возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим. Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Студенты чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека.
Они положительно воспринимают предметы «Русский язык» и «Литература» и с удовольствием идут на эти уроки.
На основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческого
потенциала студентов, можно сделать выводы:
1. В работе над развитием творческих способностей студентов необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка и
литературы, а также во внеурочной деятельности.
2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается ребятами прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как студента, так и преподавателя.
Библиографический список:
1.Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Приложение к журналу «Народное образование». М.
1998. С.
2.Баев П.М. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г
3. Бершадская Н.Р. Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. 1986. С. 11
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. «Просвещение».
1991. С. 39
5. Горбушина Н.А. Роль сочинения – миниатюры в развитии речи учащихся // Русский язык. 2005. №15.
6. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной
технологии. М. 2004г.
7. Львова С.И. , Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. М.2007г.
8. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков,
измерительные и дидактические материалы/авт–сост. А.А. Фишина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 268 с.
9. Рыбникова М.А. Избранные труды. М. «Педагогика». 1985. С. 89
10. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. М.2003г.
11. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка // Русский язык. 2005. № 19..
12. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе
«Речь»: 6 кл. / Под ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. М. «Владос». 2000
Интернет-ресурсы
1. http://www.bestreferat.ru
2. http://shelgimn.ucoz.ru/
3. school8gornya.edusite.ru