Урок математики в 1 классе по теме: Величины. Решение задач.

Открытый урок математики в 1 – а классе.
Учитель: Бекетова Т.Л.
Дата проведения: 13.03.15.
Тема: Величины. Решение задач.
Цель: закреплять умение различать и определять величины, решать задачи на нахождение неизвестной величины.
Задачи: - формировать умение решать простые и составные задачи; повторить единицы измерения величин;
- развивать вычислительные навыки, внимание наблюдательность;
- воспитывать культуру поведения.
УУД: умение работать в паре, в группе и индивидуально; обучать умению сотрудничать, договариваться, умению прогнозировать и рефлексировать свой результат.
Орг.момент.
- Все за парты. Вот учебник, вот тетрадь.
Тихо встали, спокойно сели.
Хватит бегать и играть,
Займёмся дружно делом!
Актуализация знаний учащихся (самоопределение к деятельности).
- А дело-то у нас, ой, какое серьёзное! Математика – наука интересная, но очень строгая, точная, а без неё нам никуда!
Запись: 13 марта. В классе.
- А вот и наши друзья – помощники. Катя, Петя и Вова, они продолжают изучать математику и не могут справиться с 3 заданиями.
- Кто желает им помочь? (3 чел- к доске)
- Задания от - Кати, Пети, Вовы:









Игра «Живые числа»
(10 человек – раздать карточки с числами от1 до 10)
- Ну-ка, числа, встаньте в ряд,
Пусть ребята на числовой ряд поглядят.
(строятся по порядку и по очереди поднимают карточку вверх, проверка – хлопком)
- Предлагаю поиграть с живыми числами в Математический диктант.
(«живые числа» отвернуть, учитель – перед ними, все остальные за партой - запись чисел в тетради)
- Будьте внимательны!
- Отгадайте своё число – и шаг вперёд! Подходите ко мне по очереди справа налево. А все остальные – запишите числа.
Число, которое при счёте следует за числом 9 (10)
Число, предыдущее числу 3 (2)
Число, которое на 1 больше 4 (5)
Число, которое при счёте стоит между числами 8 и 10 (9)
Я загадала число, прибавила к нему 2, получила 9. Какое число я загадала? (7)
Уменьшаемое 6, вычитаемое 5, чему равно значение разности? (1)
Первое слагаемое 2, второе слагаемое 2, чему равна сумма? (4)
Шесть минус три (3)
Увеличьте 5 на 1 (6)
Уменьшите 10 на 2 (8)
Самопроверка («живые числа» повернуть, получается ряд чисел, за партами – проверка)
10, 2, 5, 9, 7, 1, 4, 3, 6, 8.
Самооценка

Проверка у доски:

- 4 равенства проверяет ученик,
схему – учитель,
классификацию предметов - проверим коллективно, (объясняют вариант решения дети, пользуясь табличкой: Я думаю Я считаю Я согласен У меня другая точка зрения)
- Почему в 1 группе таблички со свойствами: цвет, запах и вкус? А во второй группе: масса, длина, объём?
- Кто согласен? У кого другая точка зрения?
Постановка учебной задачи, определение темы урока
- Итак, это величины. А что такое величина? (это то, что можно измерить и записать числом, это особое свойство)
- Откройте учебник на стр. 8, прочтите тему ()
- Рассмотрите задания на этом развороте и расскажите, что сегодня мы будем делать? Чему учиться? (учиться различать величины, решать задачи)
(прогнозирование, целеполагание)

Работа по теме урока (учебно-познавательная деятельность).
- № 1, стр 8 (коллективно)
- Рассмотрите внимательно рисунок Кати в таблице и попробуйте определить, по каким свойствам-признакам предметы собраны в строки? (по цвету)
- По каким признакам эти же предметы собраны в столбцы? (по материалу: фарфор, стекло, железо)
- Являются ли эти признаки величинами? (нет). Докажите (их нельзя измерить и записать числом)
- Просмотрите ещё раз Катины карточки на полях, выберите и поставьте «+» рядом с теми, которые являются величинами.
- С помощью каких единиц измерения можно измерить массу? Объём? Длину?
- Покажите пальчиками СМ, ДМ.
- А кто помнит старинные мерки, покажите их: локоть, дюйм, пядь.
- Измерьте пядью ширину парты.
- Сколько пядей получилось? А у тебя? А у тебя?
- Почему по-разному? (размер пяди у всех разный, мерки разные)
- Чем были неудобны старинные мерки?

- № 2, стр. 8 (фронтальная работа)
- Катя предлагает вам новое задание. Скажите, какое общее название можно дать всем предметам на рисунке? (цветы)
- Какие признаки могут быть у цветов, чем они могут отличаться? (цвет, запах, высота)
- Какой из этих признаков можно назвать величиной? (высота – т.к. это длина)
- Какой цветок самый высокий? Самый низкий?
- Как называются эти цветы?
- № 3 (индивид.работа с коллективной проверкой)
- Катина подружка Лена просит вас измерить высоту каждого цветка с помощью линейки и записать в тетради результат, дополнив мои записи: Р –
· см
Т –
· см
Н –
· см
- В каких мерках измерили высоту цветка? (см) Назовите свои результаты измерений.
Самопроверка
Самооценка


- № 4 (работа в паре – по карточкам / оранжевого цвета)
- Подчеркните, какие из этих слов являются названиями величин. Докажите.
- Что можно делать с величинами? Какие действия совершать?
(сравнивать, складывать, вычитать)
ФИЗМИНУТКА
1, 2, 3, 4, 5 -
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим, Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
1-2, выше голова
3 - 4, руки шире
5-6, тихо сесть
7-8, лень отбросим.
Закрепление (интеллектуально-преобразовтельная деятельность).
- № 6 (работа в четвёрках, устно – по учебнику)
- Рассмотрите рисунок .
- О какой величине будем говорить? (масса) Почему? (ед.изм. – кг)
1кг + ? = 2кг + 4кг
- Подберите нужную величину, договоритесь друг с другом, найдите общее решение, покажите готовность специальным знаком.
(встают с места, берутся группой за руки, поднимают вверх)
коллективная проверка
- № 7 (самостоятельная работа) - Прочитайте.
- О какой величине будем говорить? (длина) Почему вы так решили? (ед.изм - см). Договоритесь, где чья фигура. Докажите свой отвтет.
самооценка
- № 8 (коллективная работа)
- Рассмотрите схему.
?
- О какой величине пойдёт речь в задаче? (объём)
- Как догадались? Докажите. (измер. в литрах)
- Что в схеме обозначает 1-ый отрезок? (содержимое банки) 2 – ой? (содержимое бидона) Почему второй отрезок длиннее? (эта величина больше)
- Какую жидкость будем наливать? (молоко)
- Расскажите задачку, составьте математический рассказ.
(На стол мама поставила молоко в банке и в бидоне. В банке 1л, а в бидоне было на 2л больше. Сколько литров молока в бидоне?
1)1+ 2 = 3 (л) – в бидоне
– Превратите простую задачку в составную. Какой вопрос можно поставить? (Сколько молока в банке и бидоне вместе?)
- Как это показать на схеме? (с помощью объединяющей скобки )
- Запишите выражение и найдите его значение, чтобы ответить на поставленный вопрос.
2)1+3=4 (л)
- Запишите ответ.
Подведение итога. Рефлексия.
- Какие величины сегодня мы повторили?
- Чем они отличаются от других свойств-признаков? ( величины можно измерить и результат измерений записать числом)
- Какую учебную задачу определяли на уроке?
- Справились ли мы с ней?
- Оцените свою работу сегодня на уроке.
- В чём испытывали трудности? Что повторить дома?












К:
Составить 4 равенства из чисел:
2,6,8

П:
Вставить числа в схему: 1, 4, 5


В:
Распределить данные свойства предметов на 2 группы: объём, запах, цвет, вкус, масса, длина

1 слайд

2 слайд

4 слайд

5 слайд





3 слайд



15