Образовательная программа дополнительного образования студии студии «Французский язык и литература»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48 Копейского городского округа
________________________________________________________________________

456625, Челябинская область, тел. 8(35139) 4-16-74, 4-16-75
г. Копейск, пр. Славы, 13а Электронный адрес: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт школы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].




«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор МОУ СОШ № 48
____________ /О.В.Анашкина/ _______________ /Л.С.Апостолова/
(Ф.И.О.) (Ф.И.О.)
« 21 » сентября 2015 г. Приказ № 56/1
от « 28 » сентября 2015 г.








ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Французский язык и литература»

возраст обучающихся: 7-10 лет
срок реализации: 2 года




Составитель
Богатенкова Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования









Копейский городской округ
2015
Пояснительная записка

Программа студии “Французский язык и литература» составлена на два года обучения на основе программы преподавателя французского языка Пикаловой Юлии Анатольевны (г. Курчатова Курской области Гимназия1) и информации из интернета.
Французский язык – язык романтики, поэзии, изысканности, культуры. Он обладает своей магией и притягательностью, и невероятной красотой.
Изучение французского языка и литературы дарит детям особое восприятие мира, времени, пространства, накладывает отпечаток на мышление. Недаром Франция – родина стольких талантливых и одаренных людей, ведь люди, говорящие на французском  языке,  мыслят оригинально и неординарно. Французы гордятся своей культурой и языком, поэтому гораздо охотнее общаются с иностранцами на родном для них языке. Изучение французского языка и литературы в раннем возрасте особенно эффективно, так как именно дети дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры и их литературе. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а также и второго иностранного языка.
Программа дополнительного образования «Путешествие по Франции» направлена на социальное и культурное развитие личности обучаемого, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным использовать свои знания и умения в общении со своими сверстниками.
Основные функции иностранного языка на раннем этапе его изучения заключаются в развитии как общей речевой способности детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, в их самом элементарном филологическом образовании. Так и в формировании их способностей и готовности использовать именно иностранные языки как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре и как действенное средство непрерывного языкового образования, воспитания и разностороннего развития личности ребенка.
В условиях отсутствия постоянного иноязычного контакта основы неродного языка и литературы невозможно заложить без опоры на письменный текст. Зрительное подкрепление посредством чтения и письма – прямой путь к прочности знаний. В 1, 2, 3 классе начальной школы дети в состоянии читать и писать, поэтому на занятиях французским языком целесообразно знакомить учащихся с алфавитом. Учить читать по образцу, под фонограмму, учить списывать иностранные слова, словосочетания, сверхфразовые единства и прочитывать их, выполнять занимательные письменные упражнения и задания. Следовательно, данная программа нацеливает нас на обучение детей начальной школы всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях предшествуют чтению и письму. Устное опережение в таком понимании вполне логично и соответствует стадиям усвоения языка. При этом важно, чтобы ребенок чувствовал интерес со стороны родителей, даже если сами они не владеют иностранным языком.
Таким образом, хочется надеяться, что изучение иностранных языков станет неотъемлемой частью раннего развития ребенка, как в условиях начальной школы, так и в условиях семейного воспитания, что особенно важно сегодня, когда постоянно расширяются культурные и экономические связи между различными странами, и в обществе все чаще говорится о необходимости поликультурного воспитания детей с самого раннего возраста.
Цель программы дополнительного образования «Путешествие по Франции» предполагает формирование элементарных навыков общения на французском языке у обучающихся, обеспечивая развитие личности ребенка в целом, его интеллектуальных и эмоционально- волевых способностей, и личностных качеств, которые прежде всего , проявляются в языке , а так же развитие индивидуальности школьников, их активной гражданской позиции и коммуникативных навыков через изучение лингвострановедческого материала по французскому языку.
Задачи:
- стимулирование обучающихся к дальнейшему самообразованию;
- расширение общего и литературного кругозора;
- формирование знаний по предмету;
- развитие речевых навыков;
-получение информации об франкоязычных странах;
-формирование лексического запаса;
- разбудить интерес детей к углубленному изучению французского языка и литературы;
- применение французского языка в других сферах школьной деятельности;
- развитие умения контактировать со сверстниками с использованием французского языка;
Программа рассчитана на 2 года- 68 часов (1-й год - 33 часа, 2-ой год - 34 часа) для детей младшего школьного возраста.
Ребята с большим интересом и желанием приступают к изучению французского языка и литературы, хотят научиться читать, писать, говорить и понимать на французском языке. Расширить свои знания не только во французской литературе, но и в культурном развитии страны. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная активность. Активность возникает в определенных условиях. Учащийся должен чувствовать потребность в изучении французского языка и литературы и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности. Основным источником являются мотивация и желание. У большинства учащихся начального этапа обучения изначально присутствует высокая мотивация изучения французского языка. Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперед в слушании, говорении, чтении и письме, он с интересом занимается этим.
Ребенок охотно изучает французский язык и литературу, проявляет активность во внеклассных мероприятиях, если он понимает его социальную и личную значимость, ведь знание французского языка и литературы является в определенной степени показателем культуры и интеллигентности.
Организация учебно-воспитательной деятельности предусматривает проведение теоретических и практических занятий.

Программа основана на следующих принципах:

Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для повышения интеллектуальной активности.
Гуманистический принцип – создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого обучаемого (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Прогнозируемые результаты:

К концу обучения по этой программе ребенок должен знать:
географическое положение Франции, ее столицу и достопримечательности, крупные города Франции, традиции и обычаи праздника Рождество, известных французских писателей и их произведения и сказки, героев этих сказок, мультфильмов и фильмов, традиции и обычаи праздника Пасхи и Святого Николая, традиционную французскую пищу, жизнь французских школьников и их досуг.
К концу обучения по образовательной программе дополнительного образования «Путешествие по Франции» обучающийся должен уметь:
- представлять себя;
- интересоваться делами собеседника;
- считать предметы;
- представлять свою семью;
- перечислять название продуктов и классных предметов;
- перечислять название цветов, животных, игрушек;
- перечислять героев сказок;
- перечислять дни недели;
- знать достопримечательности Парижа;
- перечислять французских сказочников;
- перечислять произведения и сказки французских писателей;
Проверка знаний по каждой теме проводиться в виде тестов.
Подведение итогов реализации программы проводиться в виде общешкольных мероприятий.

Работа с родителями:

Организации внеурочной деятельности должна быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с родителями учащихся. Основная цель такого взаимодействия – создание и обеспечение ребенку успешной адаптации к современным социокультурным условиям. Для осуществления этих целей, рекомендуется проводить встречи с родителями.



Календарно- тематическое планирование, 1-й год обучения
Название темы Общее количество часов
Название подтемы
Страноведческий и литературный материал изучаемый на уроке
Лексический материал
Кол-во уроков
Дата по плану
Дата по факту
ЗУН по теме

Страна, изучаемого языка. (33 часа)
Париж и его памятники-это сердце Франции. Знаменитый французский писатель Шарль Перро «Кот в сапогах», «Золушка»
(20 часов)
1.Знакомство с Францией. Государственные символы Франции (флаг, герб, гимн).
Этикет приветствия и прощания. Представление себя своему французскому товарищу.
1


Обучающийся должен понимать :речь учителя(собеседника ) на французском языке, небольшие тексты песен и стихов на французском языке.
Обучающийся должен знать французских писателей и их произведения.



2. Знакомство с французски-ми писателями и их сказками (Шарль Перро «Кот в сапогах»)
Изучение ЛЕ (кот, шапка, заяц, солнце)
1






3. Знакомство с достопримечательностями Парижа. Эйфелева Башня.
Отработка вопроса «Что это?» «Кто это?» Закрепление ЛЕ изученных на прошлом занятии.
1






4. Продолжение изучения сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»
Работа по разработкам с употреблением изученных ЛЕ.
1






5 Продолжаем знакомиться с яркими сторонами Эйфелевой Башни.
Отработка ответа «Это есть..C`est»
1






6. Продолжение изучения сказки «Кот в сапогах»
Числительные от 1 до 10.Разгадка кроссвордов по изученным ЛЕ
1






7. Лувр - ослепительный и загадочный.
Изучение ЛЕ (яблоко, банан, апельсин, виноград)
1


Обучающийся должен знать достопримечательности Франции знать столицу Франции. Рассказывать о своей семье.



8. Заключительная часть «Кот в сапогах»
Закрепление изученных ЛЕ и числительное с использованием разработок.
1






9.Лувр-ослепительный и загадочный. Слайды и картины.
ЛЕ по теме: «Семья»(мама, папа, брат, сестра)
1






10. Чтение сказки «Золушка» 1 часть
Раскраски по теме сказки «Золушка» Отработка ЛЕ по теме «семья»
1






11.Триумфальная Арка .
Новые ЛЕ (бабушка. дедушка, тетя, дядя)
1






12. Чтение сказки «Золушка» 2 часть.
Закрепление изученных ЛЕ с использованием разработок.
1






13. Елисейские поля.
Прослушивание песни «О! Champs-Elysees”
1






14.Чтение сказки «Золушка» 3 часть
Повторение ЛЕ по теме «семья». Отвечая на вопросы по сказке»Золушка»
1






15. Остров Сите.
Изучение цвета(красный, желтый, синий, зеленый)
1


Обучающийся долен знать цвета , счет и ответы на вопросы»Что это?» «Кто это?»



16. Чтение сказки «Золушка» 4 часть.
Разучивание песни «Sur la pomme» Раскраска для закрепления цветов.
1






16. La place de la Concorde.
Закрепление изученных ЛЕ
1






17. Чтение сказки «Золушка» 5 часть
Рисунок на тему: «Любимый герой сказки «Золушка»
1






18. Национальная библиотека.
Цвета(оранжевый, белый, розовый, черный)
1






19. Беседа по прочитанным сказкам Шарля Перро
Закрепление числительных. Работа с разработками.
1





Французские праздники, обычаи и традиции Сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» «Спящая красавица"
(20 часов)
1.Традиции и обычаи Франции.
Изучение ЛЕ животные(лошадь, собака, корова).
1


Обучающийся должен уметь перечислять название животных, цветов.



2.Чтение сказки «Красная Шапочка»
Прослушивание и разучивание песни «Le
1







dance des canardeaux”







3.Сходства и различия французских и русских праздников.
Употребление артикля un, Une, le, la
1






4.Чтение сказки» Красная шапочка» 2 часть
Рисунок по сказке «Красная шапочка»
1






5. Праздник Святого Николая
История Святого Николая.
1






6. Чтение сказки»Спящая красавица» 1 часть.
Разучивание песни «Frere Jacke»
1






7. Католическое Рождество.

1






8. Чтение сказки « Спящая красавица» 2 часть
Повторение ЛЕ. Числительное.
1






9. Новый Год.
Повтор ЛЕ
1






10.Продолжение чтения сказки»Спящая красавица» 3 часть.
Тестирование изученной лексики с использованием разработок.
1






11.14 июля-день взятия Бастилии.
Закрепление изученного материала цвета, числительные.
1






12. Просмотр мультфильма ( по желанию учащегося)

1






13.Государства – соседи.
Отработка вопросов «Qui est-ce? Qu`est-ce que c`est?”
1






14.Прослушивание басни Крылова «Ворона и сыр»
33 часа
1






Второй год обучения
34часа



15. Чтение сказки «Волшебница» 1часть
Раскрашивание картинок.
1






16. Чтение сказки «Волшебница» 2 части
Описывание картинок(цвет, количество, животное)
1






17.Любимые сказки французских ребят»Мальчик с пальчик»
Изучение ЛЕ Школьные предметы.
1






18. Изучение сказки»Мальчик с пальчик» часть 2
Повтор пройденного материала
1


Обучающийся должен уметь представлять свою семью, перечислять название цветов, животных.



19.Чтение сказки»Пряничный домик» 1часть
Повтор пройденного материала. Школа, предметы.
1






20. Чтение сказки «Пряничный домик» 2 часть
Работа с разработками
1





Мадам и месьё( 6 часов)
1.Этикет приветствия и прощания.

1






2.Приглашения на праздники. Как составить приглашения.


1






3.Формулы речевого этикета.
Bonjour! Salut!
1






4.Письмо французскому другу.(Оформление)

1






5. Изготовление праздничных открыток.

1






6. Открытки для мам.
Разучивание стиха «La mere»
1





В гостях у французского школьника (10 часов)
1.Розыгрыши, шутки, игры французского школьника
Использование раскрасок.
1


Обучающийся должен знать традиции и праздники народа Франции.



2. Чтение сказки «Замарашка»

1






3.Праздник «Пасха», его традиции и обычаи.
Раскраски .
1






4.Сходства и различия праздника французской и русской «Пасхи»

1






5.Французская школа. Режим дня.
Дни недели.
1






6. Предметы в французских и русских школах.
Разучивание стиха « La semaine”
1


Обучающийся должен понимать речь учителя, небольшие тексты песен и стихов на французском языке.



7.Проведения досуга французского школьника.
Изучение ЛЕ (утро, вечер, день)
1






8. Любимые книги французского школьника.

1






9. Музыкальные увлечения французских школьников.
Прослушивание современных французских певцов.
1






10. Оперы и театры Парижа.

1





Любимые лакомства французских школьников (12 часов)
1.Еда во Франции.
Повтор ЛЕ. Продукты питания.
1


Обучающийся должен знать традиционную французскую пищу, жизнь французских школьников и их досуг.
Обучающийся должен уметь перечислять названия продуктов, дни недели, петь песенки и рассказывать стихи на французском языке.



2.Французская кухня.

1






3. Завтрак французского школьника.
Беседа о вредной еде.
1






4. Праздничные мероприятия

1






5.Просмотр сказки на французском

1






6. языке по выбору учащегося.

1






7.Французский и российский ученик. Сходства и различия.
Повтор ЛЕ Школьные предметы.
1






8.Французские школьники и спорт.

1






9. Дисней Ленд –парк в Париже.
Просмотр фильма о Дисней Ленде.
1






10. Беседа о прочитанных за год сказок Шарля Перро.

1






11. Обобщающий повтор пройденного материала.

1






12. Контроль знаний.
34 часа
1




Заключение
Данная программа призвана сформировать у обучающихся познание другой страны и дать систему знаний. Увлечение иностранным языком, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Диалогическая речь

Высокий творческий уровень: задает более 3х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы творческие, развернутые (сверх того, что требуется).
Высокий уровень: задает более 2х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения.
Средний уровень: задает 1-2 вопроса, вопросы условно-правильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки).
Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками).

Монологическая речь

Высокий творческий уровень: ответ творческий (сверх того, что требуется), речь корректная, количество фраз 5 и более. В высказывании необходимо реализовать коммуникативные умения говорящего, оно должно соответствовать ситуации и быть связным.
Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз.
Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки), 2-3 фразы.

Аудирование

Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного, отгадывает загадку.
Средний уровень: условно-правильно передает содержание сказанного (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки ответы), отгадывает загадку.
Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь, не отгадывает загадку.

Лексические навыки

Высокий творческий уровень: ответ творческий (сверх того, что требуется), лексический запас превышает программные требования.
Высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не испытывая при этом затруднений.
Средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60 % лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом затруднения.
Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60 % лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения.

Грамматические навыки

Высокий творческий уровень: имеет запас знаний сверх программы, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает творческие, развернутые (сверх того, что требуется), вопросы правильно сформулированы.
Высокий уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения, вопросы правильно сформулированы.
Средний уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач. Однако требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемом программой для данного возраста, делают грамматические ошибки. Ответы нечеткие, условно-правильные (содержащие грамматические ошибки), вопросы условно-правильные.
Низкий уровень: дети не имеют предусмотренного программой запаса знаний, испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значительного влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием или не справляются совсем, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или выполняют с серьезными ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания.

Фонетические навыки

Высокий уровень: произношение звуков соответствует программным требованиям, все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений.
Средний уровень: произношение звуков частично соответствует программным требованиям, не все звуки произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения.
Низкий уровень: произношение звуков не соответствует программным требованиям, многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки.

Методика проведения занятий

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией визуального ряда на интерактивной доске, а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации в виде создания стенгазет, открыток, приглашений, писем, составление рассказов и диалогов по теме, подготовки и участия в общешкольных мероприятиях.

Учебно-материальная база

Кабинет;
Столы, стулья;
Компьютер, интерактивная доска.






Список литературы

«Читаем и говорим по-французски». Автор: Селиванова Н.А.
«Мой первый французский словарь». Автор: Иолтуховский В.Л.
«Памятники Парижа». Автор: Зуева Н.А., Сироткин В.Г.
«Любимые сказки». Автор: Шарль Перро
«Аудиокурс французского языка». Автор: Кулигина А.
«Перспективный французский». Автор: Касаткина Н.








13PAGE \* MERGEFORMAT141615




Заголовок 1 Заголовок 215