Структура управления образовательным учреждением


Структура управления образовательным учреждением.
В организационной структуре системы управления предоставлены следующие субъекты управления: педагогический совет, родительский комитет, директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, социально-психологическая служба.
Деятельность управления школы регламентируется локальными нормативными актами и Уставом. В школе разработаны и утверждены в соответствии с действующим законодательством локальные нормативные акты: Правила внутреннего трудового распорядка для работников, коллективный договор, Положение об общешкольном родительском комитете, Положение об общем собрании трудового коллектива, Положение о педагогическом совете, Положение о промежуточной аттестации и переводе учащихся в следующий класс, Положение об инспекционно-контрольной деятельности школы, Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса, Положение о правилах поведения учащихся, Положение о зачислении в школу, Положение об организации индивидуального обучения детей на дому, Положение о портфолио ученика, Положение о Порядке организации предоставления платных образовательных услуг, Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников, Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, Положение о школьной одежде и внешнего вида обучающихся, Положение о порядке регламентации и оформлении возникновения, приостановления и прекращения отношений между школой и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).
В школе разработаны и выполняются должностные инструкции. В соответствии с Положением о педагогическом совете определены темы заседаний, которые соответствуют задачам, поставленным перед коллективом школы и отражены в годовом плане работы.
С целью совершенствования деятельности образовательного учреждения, повышения мастерства учителей, улучшения качества образования в школе разработан и утвержден план внутришкольного контроля.
Можно сделать вывод о том, что для организационно-правового обеспечения образовательной деятельности МОБУ Липовецкая СОШ №1 располагает основным комплектом учредительной, нормативно-правовой и организационно-распорядительной документацией, которая соответствует предъявляемым требованиям: система управления осуществляется в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами РФ в области образования, Уставом школы.
Рисунок 1.- Структура управления муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Липовецкая средняя общеобразовательная школа № 1 Октябрьского района»
Директор Завхоз
Заместитель директора по УВР Социальный
педагог Заместитель по ВР

Классные
руководители
Методические объединения Педсовет Родительский комитет
Учителя Ученики Ученическое самоуправление
Согласование между образовательной моделью в школе и структурой ее управления – условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели школы положены Закон в РФ «Об образовании», Устав школы, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки, педагогического совета и органов общественного самоуправления школой. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность связана с применением модульной системы, которая строится с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, форм, средств и методов обучения, где в управлении задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами учащиеся.
Децентрализация системы управления школой способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционирует не отдельные модули а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями: полный охват направления работы, координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений, адаптивность к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, использование в управлении школой современных информационных технологий, оптимальное привлечение квалифицированных специалистов к принятию управленческих решений.
В структуре управления выделяются 4 уровня
Первый уровень – директор, главное административное лицо. Директор несет персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне находятся высшие органы коллегиального управления, имеющие определенный правовой статус: педагогический совет, органы самоуправления учащихся. Субъекты управления этого уровня определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения.
Второй уровень – заместители директора образовательного учреждения и завхоз. Каждый из них отвечает за определенное направление учебно-воспитательной системы, согласно своему административному статусу. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора. Его главная функция – согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами.
Третий уровень – методические объединения учителей предметников. К управлению этого уровня относятся руководители методических объединений. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей.
Четвертый уровень – учителя, родители и ученики. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.
В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другое. Такая работа направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку ученика школы.
Анализируя схему управления школой можно выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя, учащиеся. На каждом из них разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов и т.д., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.
Первый уровень - администрация (директор и его заместители).
Администрация школы достаточно компетентна, имеет необходимый уровень научно-теоретической и методической подготовки, обладает способностью осуществлять педагогический анализ, руководить, устранять выявленные недостатки.
Функциональные обязанности между членами администрации школы распределены целесообразно.
Все члены администрации достаточно принципиальны и требовательны и вместе с тем тактичны с подчиненными, учащимися и их родителями.
В школе имеется программа развития школы, перспективный годовой и календарный планы работы.
По результатам проверки составляются справки, которые зачитываются на совещаниях.
В ходе контроля планы своевременно корректировались. План конкретный, достоверный.
План внутришкольного контроля содержит, обосновано выбранные объекты и цели контроля, вытекающие из анализа итогов учебного года.
Контроль был гласным и открытым.
Администрация школы использовала различные виды, формы и методы контроля.
Все виды посещений заранее обговаривались, составлялись графики посещений. Все посещения были целенаправленны. Итоги контроля подводились на педсоветах и совещаниях. Вся работа способствовала повышению качества работы педколлектива.
Анализ итогов учебно-воспитательного контроля полный и достоверный.
Второй уровень – учителя (учителя-предметники, классные руководители) на этом уровне создаются новые организационные структуры: рабочие группы, временные творческие лаборатории.
Третий уровень – учащиеся. Здесь учащиеся создают свои условия: органы управления, комиссии, клубы и объединения.
Усложнение функций современной образовательной школой повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнения труда руководителей, определили потребности в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности администрации школы. особое место занимают совещания при директоре, которые могут проходить в форме планерки, оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания. Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педагогического коллектива.
Достигнутые успехи в образовательном процессе удовлетворяют учащихся и их родителей, соответствуют поставленным целям личностно-ориентированного обучения.
Сильные стороны в системе управления:
- ученики привлечены к управлению школой на основе принципа самоуправления;
- социальный заказ родителей и учащихся реализуются в полной мере, хорошие результаты итоговой аттестации, высокий процент поступления учащихся в вузы, ежегодно школа занимает третье место в районе по результатам Всероссийской олимпиады школьников, реализация дифференцированных программ обучения (в школе обучается 3 ученика по программе коррекционной школы, 2- находится на домашнем обучении), возможность выбора приемов и способа обучения;
- создана система воспитательной работы, дополнительного образования;
- сплоченный и работоспособный коллектив учителей (из 22 педагогов 6 имеют высшую квалификационную категорию, 12 имеют - первую);
- в результатах преобразования школы заинтересованы близ лежащие предприятия, которые готовы оказать необходимую помощь;
- большой опыт работы управленческого персонала.
Слабые стороны:
- инерция некоторых педагогов к апробациям инноваций, преобладание в коллективе традиционных подходов к образовательному процессу;
- низкая мотивация учебной деятельности школьников и слабая сформированность ключевых умений и навыков учебного труда.
От четко скоординированной, спланированной и организационной работы всех звеньев системы управления школы зависит результативность процесса образования, которая включает в себя обучение и воспитание школьников.