Взаимодействие театрализованной и изобразительной деятельности дошкольников


МКДОУ Детский сад №22.
Тезисы выступления на педагогическом совете
Тема: «Взаимодействие театрализованной и изобразительной деятельности дошкольников».
(из опыта работы).
Воспитатель:
Толстикова Н.И.
с. КрасногвардейскоеВ одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка
В единой горсти – бесконечность.
И небо в чашечке цветка.
( У. Блейк).
Кажется, что эти слова мог сказать ребенок, фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежные лошадки, а небо помешается в бутоне цветка.
Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Например, нарисовав, синее пятно и линии, идущие в разные стороны, ребенок большую часть тратит на рассказ.
Смысл изображения понятен только маленькому художнику. Она ему понятна, не задумываясь о качестве работы. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят рисовать.
Вначале ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки. В подготовительной же группе появляются нерешимость боязнь не справиться.
На протяжении ряда лет я занимаюсь развитием у детей художественно-творческих способностей. Моя задача научить их всему, что требуется в соответствии с возрастом.
Дети моей группу не сразу проявляли интерес к изобразительной деятельности, многие боялись брать в руки кисть, рисовать красками.
Моя задача была пробудить у детей интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать, лепить, научиться пользоваться ножницами, а также эмоциональный отклик в их душе. Все это можно добиться только через игру.
Начиная со средней группы, учила детей работать коллективно Участвуя в играх-драматизациях, ребенок входит в образ, живет его жизнью.
Дети с интересом инсценировали сказку «Три поросенка», где роли поросят, волка выполняли дети, а после драматизации рисовали домики поросят.
Старалась развивать воображение детей, придумывать сказки с любимыми героями детьми, например, лисой и зайцем. Иногда предлагала, договаривались, кто какой эпизод будет рисовать, чтобы рисунки не повторялись. По окончании работы наклеивали их на ширму, получалась книжка-раскладушка.
Любая драматизация, как и игра, требует своей атрибутики. Поэтому вместе с детьми и родителями сделали костюмы для сказки «Дюймовочка».
На музыкальных занятиях и в группе учили передавать детей особенности образа-героев от зернышка до удачной жизни маленькой девочки. Сразу после игры-драматизации рисовали своего героя. Изготовила плоскостные игрушки для игр: «Театр картинок».
Дети на протяжении довольно долгого времени составляли свою «Красную книгу». Толчком к этому послужил рассказ о редких растениях и животных. Дети по желанию рисовали птиц, зверей, насекомых. Книга пополнялась, дети ее часто рассматривали, показывали друг другу.
Известно, что фантазия, воображение развиваются именно в детстве. Огромную роль в этом играют небылицы, нелепицы, перевертыши. В этом мне помогали книги К. Чуковского, С. Маршака, Г. Остера. Дети рисовали необычных сказочных животных, живущих на планете.
К 8 марта предложила детям С. Маршака сказку «Глупый маленький мышонок». На празднике дети подарили своим мамам рисунки и портреты своих мам. Знакомя детей с разными видами театрального искусства, я рассказывала им о балете, неоднократно слышали музыку П.И. Чайковского «Пробуждение», «Щелкунчик», «Вальс цветов».
Постепенно театрализованные игры подвели к теме: «Театр – одновременно для детей, проявляющих особый интерес к изобразительной деятельности. Основной целью было - познакомить с работой театрального художника с различными видами театрально-декаративной деятельности, разные виды искусств: драматический, музыкальный, изобразительный – развивать у детей творчество и фантазию.
По этой теме проводились беседы и занятия:
Беседа о работе художника в театре. Создание театральных масок с папье-маше.
Создание эскиза куклы. Работа с разными материалами.
Создание пальчикового театра, кукольного театра.
Я старалась в группе создать среду обитания своих воспитанников ( становимся дизайнерами, декораторами, портными, художниками).
Для работы использовала все подручные средства.
И хотя мы еще недостаточно работаем, все же есть у нас «стена творчества» - позволяющая ребенку в любой момент заняться рисованием, работать с фланелиграфом. Играть и ставить игры драматизации.
Создала предметную среду в группе: «Дом-подиум», «Дом для сюжетно-ролевой игры», уголок уединения.
Знакомилась с произведениями художников – пейзажистами – воспитывала любовь к родной природе, умение видеть природу в произведениях искусства, умение отражать русскую природу в разное время года: рисовать деревья, передавая их характерные особенности.
Портреты: О.А. Кипренский «Девочка с персиками» - учить рисовать с натуры, отражать характерные особенности эмоционального состояния (радость, грусть, удивление).
Рисовать человека с натуры, в движении. Опыт работы позволяет утверждать, объединение театрально-изобразительной деятельности сближают детей, способствуют формированию добрых отношений друг к другу, меняет взгляд взрослого и ребенка. Они все чаще видят в друг друге партнеров товарищей, и это создает условие для новых творческих открытий ребенка.