родительское собрание по теме: «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии» 10 класс

Конспект родительского собрания для 10 класса
Слайд 1
Повестка:
1. «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»
2. Итоги года
3. Летний отдых и летняя безопасность
4. Разное

Родительское собрание в 10 классе «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»
Задачи: показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей десятиклассников; формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками. Вопросы для обсуждения: анализ отношения десятиклассников к выбору будущей профессии; значение склонностей и способностей в выборе профессии; влияние семьи на будущий выбор профессии.
Подготовительная работа:
Примерно за неделю до родительского собрания обучающиеся 10 класса заполняют следующие две анкеты:
Анкета №1.
Анкета №2 «5 основных направлений профессиональной деятельности»

Слайд 2
Оформление: Эпиграф на доске: «Профессия - это тягость, переходящая в радость». Анкеты для родителей «5 основных направлений профессиональной деятельности». Памятка для родителей по выбору профессии.

Ход собрания
Слово классного руководителя:
1. Уважаемые мамы и папы!
Есть два способа выбора профессии. Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.
Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку.  
Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное – отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное  -  не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым специалистами Центра диагностики и консультирования социологическим исследованиям по выявлению профессиональных намерений около 60-70 % учащихся 10 классов указывают на необходимость получения более точных сведений о средних специальных и высших профессиональных заведениях, приблизительно 50% школьников отмечают необходимость проведения исследований с целью выявления профессионально важных качеств.
Таким образом, большинство обучающихся старших классов не имеют достаточных знаний о себе и не владеют необходимыми сведениями о существующих вариантах реализации своих профессиональных намерений.
2.Беседа с родителями.
Возможные варианты вопросов.
-Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее? - Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования? - Доверяете ли вы ребенку самостоятельно сделать профессиональное самоопределение? - Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)? - Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?
3.Существенную роль в выборе профессии играет психологический тип человека, о которых я вам, уважаемые родители, сейчас напомню. Слушая меня, постарайтесь определить тип вашего ребенка.
Итак, психологические типы человека
Слайд 3-14
Холерик Неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан. Сангвиник Уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Флегматик Уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Флегматик - спокойный и медлительный человек, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Меланхолик Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Меланхолика легко ранить, он остро реагирует на внешние события и глубоко их переживает. Ему сложно сдержать эти переживания, они словно выплескиваются наружу. Меланхолики очень (иногда даже чрезмерно) впечатлительны и эмоционально ранимы.
Итог: психологический тип человека необходимо учитывать при выборе професссии.
4. Ваши дети заполняли анкету по выбору профессии. Сейчас вы тоже заполните анкету. Какая профессия наиболее близка вашему ребенку, где бы он смог реализовать свои способности.
Родителям выдаются анкеты.
Анкета «5 основных направлений профессиональной деятельности». Человек человек все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг официант, продавец, врач, секретарь, педагог общего профиля, воспитатель. Качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности

Человек техника все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор, автослесарь, станочник, электрик, слесарь, оператор, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог, водитель. Качества: способности к геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду.
Человек художественный образ все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед,  диктор, архитектор, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель. Качества: наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).
Человек природа все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог, лесник, полевод, животновод, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник. Качества: наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету наблюдений, потребность в двигательной активности.
Человек знаковая система все профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансист, экономист, плановик, чертежник, корректор, наборщик, стенографистка, машинистка, программист, бухгалтер, ученый-теоретик. Качества: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, склонность к обобщениям, к малоподвижной работе (усидчивость). СРАВНИТЬ ВЫБОР ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Однако многие подростки уже имеют  представление о том, кем хотели бы стать по профессии и могут обосновать свой выбор.
Широкий спектр профессий различных типов свидетельствует о хорошей осведомлённости учащихся о современных профессиях и их специфике, но около четверти подростов в каждом классе сомневаются в своём выборе или затрудняются его сделать, что подтверждает актуальность проведения профориентационных  занятий с обучающимися.  
Как показывают полученные результаты, обучающихся в данном возрасте ещё слабо представляют себе своё профессиональное будущее. Прежде всего, это связано с тем, что выбрав интересную для себя профессию, учащиеся слабо представляют себе специфику будущей работы.
Слайд 15-27
За последний период появилось очень много новых профессий.
Слайд 28-31
Давайте познакомимся с рейтингом высокооплачиваемых и востребованных профессий.
5.  Подведение итогов родительского собрания (классный руководитель обобщает информацию, формулирует выводы, благодарит родителей за участие). В конце собрания принимается решение, выслушиваются мнения родителей по теме.
Каждому родителю выдается памятка.
Список литературы
1. Аблогина С. Л. Кем мне стать?: Материал для проведения классного часа, посвящённого выбору профессии // Читаем, Учимся, Играем. - 2007 2. Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе: Метод. пособие / Н.В. Немова. – М.: «Сентябрь». 3. Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А. Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт». 4. Профориентация старшеклассников: сб. учебно-методических материалов/ сост., ред. и коммент. Т. В. Черниковой. – Волгоград: учитель

Приложение 1
Итак, самые высокие зарплаты-мировой рейтинг 2014г.
10-ую строчку рейтинга занимают селекционеры и специалисты по генной инженерии растений. Максимальная зарплата селекционера в мире составляет 97 560 долларов в год. 9-ая строчка рейтинга, и менеджер по рекламе . Максимальная зарплата менеджера по рекламе в мире составляет 100 020 долларов в год. На 8-ой строчке рейтинга расположились IT-специалисты.. Максимальная зарплата IT-специалиста в мире составляет 100 110 долларов в год. 7-ую строчку рейтинга занимают юристы. Компании готовы платить своим специалистам до 110 590 долларов в год ради того, чтобы следовать букве закона. 6-ая строчка рейтинга досталась аналитикам рынка. Максимальная зарплата IT-специалиста в мире составляет 111 440 долларов в год. Дантисты и 5-ая строчка рейтинга. Максимальная зарплата дантиста в мире составляет 132 660 долларов в год. 4-ую строчку рейтинга занимают пилоты.. Максимальная зарплата пилота в мире составляет 134 090 долларов в год.
3-ья строчка рейтинга достается управленцем высшего звена. Максимальная зарплата генерального руководителя в мире составляет 134 090 долларов в год. 2-ая строчка рейтинга - анестезиолог. Специалист данной профессии – это значительно больше, нежели просто доктор, который подносит маску к лицу пациента. Анестезиолог – это одна из ключевых фигур хирургической команды. Максимальная зарплата анестезиолога в мире составляет 162 080 долларов в год. 1-позиция в рейтинге принадлежит профессии хирурга.
Рейтинг профессий 2014 года в России.
На последнем, десятом, месте среди самых востребованных профессий находится менеджер по персоналу. Эта актуальная вакансия есть на каждом предприятии. Получает такой специалист в среднем 35 000 рублей.
Почетную девятую позицию занимают повара. Руководитель процесса приготовления блюд может получать до 35 000 рублей.
Оклад инженера в любой производственной компании достигает 60 000 рублей. И эта профессия расположена на 8 месте по престижности и востребованности.
Особую популярность приобрела профессия менеджера по закупкам. Здесь требуются специалисты в основном с опытом. А их зарплата варьируется от 30 000 до 55 000 рублей.
Врачи, особенно для частных поликлиник, также очень востребованы. Однако наибольшим спросом пользуются стоматологи. Такие специалисты при частной практике могут зарабатывать и 80 000 рублей.
На протяжении нескольких лет неизменной популярностью пользуется профессия аудитор. Она перспективна и хорошо оплачиваема. Скорее всего, через несколько лет она так и останется востребованной. А зарплата такого специалиста будет только расти. Сегодня это порядка 55 000 рублей за месяц.
В век компьютерных технологий все чаще на работу приглашают Веб-программистов. Они зарабатывают от 45 000 рублей (в регионах от 20 000 рублей для начинающих специалистов).
Тройку самых востребованных специалистов замыкает личный водитель. Такого профессионала нужно еще поискать. А опытный водитель может получать до 60 000 рублей.
Второй по популярности профессией является юрист. Большую роль при оплате труда такому специалисту имеет опыт. Именно поэтому зарплата юриста может варьироваться от 30 000 до 100 000 рублей.
Наконец, на первом месте в рейтинге профессий 2014 года находится IT-специалист. Они занимаются базами данных, систематизацией всей информации на предприятии. Все это необходимо для того, чтобы применять полезную информацию в бизнесе очень быстро, по первому требованию. Этот специалист следит и за возможной утечкой информации и разрабатывает все системы безопасности информационных систем. На IT-специалисте лежит огромная ответственность, а значит, и труд его ценится высоко (от 60 000 рублей за месяц).
Но что удивительно в 2014 году квалифицированные рабочие (сварщики, токари, электромонтажники и другие) могут расчитывать на хорошую зарплату в 50 000 рублей, т.к. практически все отрасли и производства испытывают кадровый дифицит.
Приложение 2
Анкета №1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Выбрали ли Вы уже для себя профессию?
Да                              нет                                 думаю
(если да, то какую_______________________________________)
  
2.Назовите, пожалуйста, 10 наиболее привлекательных для Вас профессий (расположите их по степени привлекательности):
1.________________________ 6.______________________
2.________________________ 7.______________________
3.________________________ 8.______________________
4.________________________ 9.______________________
5.________________________10.______________________


 3. Вы обсуждали с родителями  вопрос  своей будущей профессии?
4. Едины ли Ваши родители  во взглядах на Вашу будущую профессию ?
5. К какому профилю можно отнести Вашу будущую профессию?
4. Вы считаете, что для дальнейшего выбора Вашей будущей профессии  важны и необходимы более глубокие знания по.

Приложение 3
Анкета№ 2 «5 основных направлений профессиональной деятельности». Человек - природа Микробиолог Агроном Зоотехник Мастер-плодоовощевод Ветеринар Контролер-приемщик фруктов Мастер-животновод Аппаратник выращивания дрожжей Агроном по защите растений Зооинженер Летчик-наблюдатель рыбного хозяйства Егерь Биолог-исследователь Флорист Садовник Геолог Пчеловод Почвовед Человек - техника Слесарь-сборщик Техник-механик Техник-технолог общественного питания Электрослесарь Инженер-механик Инженер-электрик Мастер-диагност техники Слесарь-ремонтник Токарь Оператор прокатного стана Раскройщик верха обуви Раскладчик лекал Инженер-конструктор Водитель Водолаз Радиотехник Швея Связист Человек - человек Парикмахер Продавец Инженер-организатор производства Врач Учитель Судебно-медицинский эксперт Врачебно-трудовой эксперт Социолог Педагог Тренер Мастер производственного обучения Инженер-педагог Экскурсовод Воспитатель Организатор-производства Организатор торговли Следователь Адвокат Дознаватель Хирург Инспектор милиции Психолог Менеджер по продажам Торговый представитель Няня Официант Администратор Человек - знаковая система Программист Чертежник-картограф Математик Редактор издательства Языковед Финансист Оператор фотонаборного автомата Корректор Бухгалтер-ревизор Контролер полиграфной продукции Стенографистка Телеграфист Нотариус Радиооператор Фотограф Почтовый работник Делопроизводитель Логист Маркетолог Специалист по налогообложению Аудитор Радист Плановик Человек - художественный образ Художник-декоратор Художник-ресторатор Настройщик музыкальных инструментов Концертный исполнитель Артист балета Артист театра Искусствовед Музыковед Театровед Цветовод-декоратор Живописец по фарфору Лепщик архитектурных деталей Дизайнер интерьера Композитор Имиджмейкер Бренд-менеджер Специалист по рекламе Маляр Гравер Фотограф Стеклодув Шлифовальщик камней
Приложение 4
Памятка для  родителей по выбору профессии Уважаемые папы и мамы! 1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. 2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. 3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения. 4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности. 5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами. 6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами. 7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. 8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить. 9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д. 10.Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
2. Итоги года
Анализ листа достижений
Результаты учебных сборов
Вывод: в мероприятиях активны, но нет победителей призеров олимпиад
Успеваемость-задолженность ликвидируют в конце года. Хотя на собраниях речь об этом шла.
Посещение родительских собраний, проверка дневников
Список литературы на лето.
3. Летний отдых и летняя безопасность

4. Разное