Статья Развитие способности к самовыражению на уроках изобразительного искусства в коррекционных классах.

Выговская Елена Вадимовна
учитель ИЗО, СШ № 36
г. Астана

Развитие способности к самовыражению на уроках
изобразительного искусства в коррекционных классах.
Что такое художественное творчество? Может ли быть какое-либо другое понятие столь важным для человеческого мышления, столь необходимым для развития ребенка и при этом столь неуловимым и непознанным.
Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии
завершения. Здесь можно лишь говорить о совершенствовании процесса обучения и о поиске нового в общении с детьми.
Путь развития творческого сознания ребенка весьма интересен. Смена ярких образов реальными предопределена образным мышлением. Развитие образного мышления идет через развитие творческой активности, и чем раньше, начинать этот процесс, тем лучше. В школе к самому продуктивному периоду развития творческой деятельности отношу учащихся 2 - 6х классов.
В нашей школе созданы коррекционные классы, где обучаются дети с задержкой психического развития. У ребят при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.
Несомненно, занятия искусством оказывают обучающее и эмоциональное воздействие на этих детей. Очень важно увидеть, насколько это воздействие оказывается глубоким и продолжительным.
Совершенно убеждена в том, что уроки творчества способствуют эффективному развитию детей, прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Радость приобщения к миру прекрасного, миру искусства, раскрывает творческий потенциал, способствует самовыражению. Обстановка положительных эмоций, безусловно, оказывает сопутствующее воздействие на психологическое состояние ребенка.
В работе с детьми на уроках творчества стараюсь приблизиться к решению проблемы «самовыражения» через образ, цвет, графическую гармонию. Надеюсь, что эти уроки в первую очередь улучшают эмоциональное состояние. Развивать творческие способности - это развивать:
Творческое отношение и мышление;
Зрительную память и эмоциональность;
Целенаправленность и природную чувствительность;
Сенсомоторные свойства руки.
Еще П.Чистяков сказал: «Рисовать - значит размышлять», творчество одно из важнейших внутренних способностей человека, заложенных в детстве, а мы, взрослые, должны помочь раскрыться этим способностям.
Стереотип мышления часто мешает творческому процессу. Спросите ребенка о цвете или форме чего - либо. Ответ, как правило, однозначен:
Солнышко - желтое;
Небо - голубое;
Дорога - прямая.
Так можно перечислять до бесконечности, а вот варианты ответов, увы, будут весьма ограничены.
Это говорит о стереотипе мышления. Более того, этот стереотип, зачастую, сформировался с подачи взрослых.
Давайте вспомним, как дома, занимаясь с ребенком, мы автоматически подсказываем ему именно этот простой вариант решения цвета или формы того или иного предмета. Мы тихо и незаметно учим его не искать вариант, а довольствоваться простым решением.
Поэтому, я на уроках рисования стараюсь развивать творческий подход к цветовому решению образного внимании ребят на влияние и взаимодействие формы и линии. Необходимо развивать восприятие цвета и формы, наблюдая красоту цветовых и линейных отношений в природе и в искусстве.
Иногда рисунки помогают врачам и психологам школы понять душевное состояние ребенка. В рисунке ребенка есть и «вчера», и «сейчас», а значит, можно спрогнозировать и его «завтра».
Как научить ребенка мыслить? Не смотря на риторический вопрос, попробуем, все-таки найти ответ.
Основное противоречие в творческом процессе неумение сформулировать языком рисунка свою мысль, то есть сделать ее видимой. В решении этой проблемы, в первую очередь, помогают творческие задания( задания с использованием элементов правополушарного рисования, дидактические игры и упражнения с пластилином, нарисуй то, о чем расскажу и т.д.)
Изобразительное искусство является мощным средством улучшения восприятия, без которого проблемным может стать продуктивное мышление в любой области знаний.
Недопустимо приближение к визуальному мышлению. Побороть стереотип мышления задача педагога. Я стараюсь приоткрыть дверь в творческий процесс и помочь ребенку испытать радость от встречи с неизвестным и неожиданным, но увиденным только им.
Анализ практической работы с ребятами разного возраста, показал, что творческие задания можно давать им, начиная уже с 2-го класса. Правда, более осмысленный процесс работы над рисунком
начинается к концу второго года обучения.
Через творческие задания идет развитие:
Самостоятельности и активизации инициативы в процессе мышления;
Настойчивости и последовательности в работе;
Наблюдательности;
Способности в рисунке выразить свою мысль;
Эстетического вкуса.
Творческие задания учат ребят не просто активно мыслить самостоятельно, но и укладываться в ограниченное время, так как возвращаться к работе через несколько дней совершенно бессмысленно. На таких уроках, зачастую, ребенок открывает в себе способность к творчеству.
Важным моментом является развитие познавательной сферы, связанной с другими областями знаний. Программа по ИЗО предлагает творческие задания, а вот подбор этих заданий зависит от многих факторов. Главное, подбирать такие задания, которые будут будить мысль, чувства, воображении, вызывая желание постигать новое(тестопластика, рисование по представлению, по памяти, с натуры, дорисовать картину и т.д.)
Опыт работы в коррекционных классах показал, что от ясности сознания общей цели и конкретных задач зависит активность и собранность восприятия будущего изображения и самого процесса рисования.
Для повышения интереса к рисованию необходимо возбудить у детей эмоциональное творческое отношение, вызвать радостное ожидание интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, показать свое «Я».
Любые задания составляются, естественно, в полной зависимости от возраста, художественной, творческой и психологической готовности к той или иной успешной работе.
Надеюсь, что систематическое обращение к творческим заданиям создает предпосылки для более успешного развития личности.
Задача - пробудив у ребят творческую мысль, подойти к работе над рисунком с повышенной требовательностью, найти равновесие в изображении, гармонию цвета и формы, выразительность ритма, соотношение порядка и хаоса и помочь ребятам определиться в решении:
Как заставить мысль говорить?
Как нарисовать ощущение?
Как рисовать по интуиции?
Как запечатлеть мысль?
Если у ребенка появился интерес, если уже есть желание работать, то можно переходить от теоретической части к практической. Для примера привожу подбор заданий для классов начальной школы для развития творческого воображения:
1.Угодай на что похоже?
Материал: листы бумаги с наклейными кусочками ткани или другого материала разной формы, фигуры, фактуры.
Инструкция: постарайся увидеть образ в кусочке ткани, дорисуй и опиши.
2. Составь натюрморт Материал: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.
Инструкция: составь натюрморт.
3.Фигурки из проволоки
Оборудование: проволока разного цвета
Инструкция: предложить ребенку изобразить животного, человека, букву, цифры и т.д.
Вариант: можно создать большой проект: например, зверинец, город, большую семью и т. д