Программа по элективному курсу «Психологический тренинг — Я и ГИА» 9 класс


Ростовская область
г. Каменск-Шахтинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 14
Приказ от _________№ ____
________________Трофимук Г. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Психологический тренинг - Я и ГИА»
Уровень основное общее образование 9 класс
Количество часов 34
Учитель Тришкина Людмила Леонидовна
Программа разработана на основе авторских программ:
программа «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н. - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября». - № 29. -2003;
Анн Л. Ф. программа «Саморазвитие личности» 9 класс— СПб.: Питер, 2007;
Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". - СПб. Речь, 2006.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» для учащихся 9-х классов разработана на основе программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.; программы «Саморазвитие личности» 9 класс Анн Л. Ф.; Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии".
Данный курс является ускоренной комплексной программой занятий по подготовке учащихся 9-х классов к ГИА с элементами психологического тренинга.
Разработанная программа позволяет снизить школьную тревожность и переживания, вызванные ГИА. С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Так же с помощью программы, у учащихся формируется мотивация самовоспитания и саморазвития, укрепляется самооценка и актуализация личностных ресурсов, развивается эмоционально-волевая сфера. 
 Курс предназначен для учащихся 9 классов. Целесообразно проводить его, начиная с первого полугодия учебного года. Курс состоит из 34 академических часов. В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю.
Цель: оказание комплексной психологической помощи учащимся школ при сдаче ГИА-9.
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков уверенного поведения, преодоление страха. 
3. Развитие процесса самосознания и самоопределения.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы. 
5. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим. 
6. Развитие навыков самоконтроля.
7. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
8. Обучение приемам эффективного запоминания.
9. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Программа для 9 классов включает в себя 3 этапа.
Iэтап - ориентировочный (1-4 занятие).
Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.
II этап - развивающий (5-32 занятие).
Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Отдельным блоком выступает раздел - Психологическая подготовка к выпускным экзаменам (26-32 занятие).
III этап - закрепляющий (33-34 занятие).
Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

Общая характеристика элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА»
На сегодняшний день в системе школьного образования является актуальной проблема формирования психологической готовности к прохождению государственной (итоговой) аттестации.
Актуальность данной проблемы связана с появлением у школьников, в процессе подготовки и прохождения ГИА, определенных психологических трудностей, что впоследствии может негативно повлиять на результаты экзаменов, а, значит, и на успешную реализацию профессиональных планов.
Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) – это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.
Для успешного прохождения ГИА, выпускнику, помимо наличия определенного объема знаний по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества, как: стрессоустойчивость, высокий уровень концентрации и переключения внимания, устойчивость умственной работоспособности, достаточный объем памяти (зрительной, слуховой), сформированные механическая и словесно-логическая память, развитое мышление, способность принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляция поведения, правильное распределение времени и т.д.В своей деятельности я как педагог-психолог опираюсь на «Модель психологической готовности к ГИА», которая состоит из нескольких компонентов:
- когнитивный компонент, который включает в себя определенный объем и упорядоченность знаний обучающегося, а также особенности развития таких когнитивных функций, как память, мышление, внимание;
- эмоциональный компонент включает в себя личностные особенности выпускника, его эмоциональное отношение к экзамену и эмоциональное состояние на самом экзамене;
- поведенческий компонент включает в себя знание и понимание обучающимися особенностей проведения экзамена, знакомство с процедурой ГИА, навык работы с тестовыми материалами;- уровень развития и индивидуальные особенности саморегуляции учебной деятельности.
Данная модель психологической подготовки обучающихся к прохождению ГИА способствует:
развитию учебной мотивации, познавательной сферы и познавательной активности обучающихся;
повышению самооценки обучающихся;
снижению уровня тревожности;
формированию произвольности и самоорганизации;
составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности школьника и позволяющих как психологу, так и учителям, разработать индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ГИА.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает  формирование положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА.
Место элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» в учебном плане
В учебном плане на изучение элективного курса «Я и ГИА» отводится в 9 классе – 1 час в неделю. Таким образом, в 9 классе за год должно быть проведено 34 часа.
Последовательность изучения тем элективного курса и количества часов по каждой из них состоит из:
Ориентировочный этап - 4 ч.
Развивающий этап. - 28 ч.
Закрепляющий этап. - 2 ч.

Содержание элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА»
Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры, релаксационные методы, метафорические притчи и истории, мини-лекции, психофизиологические методики, телесно-ориентированные техники, практические занятия, дискуссии, социально-психологические тренинги, психологические практикумы с элементами тренинга.При проведении промежуточной и итоговой аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".
Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний:
Реферат, презентация:
Память.
Мышление.
Внимание.
Типы темперамента.
Эмоции и чувства.
Стресс.
Моя индивидуальность. Психологический портрет.
Составление программы психологического тренинга для подростков.
Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний к разделу: «Психологическая подготовка к выпускным экзаменам»
Рекомендации учащимся перед сдачей ГИА.
Советы и рекомендации родителям перед сдачей ГИА учащимися.
Комплекс психотехнических упражнений на снятие у подростка нервно-психического напряжения.
Презентация: «Психологическая подготовка к ГИА», «Девятиклассник и ГИА».
Психологическое исследование: «Я и ГИА», «Мой класс и ГИА», «Как сдают экзамены в разных странах».
Ориентировочный этап. (4 ч.)
Работа с учащимися 9 классов. Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ГИА». Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь». Плюсы и минусы сдачи ГИА. Объективный взгляд на экзамен. Куда же нам плыть?
Развивающий этап. (28 ч.)
Каков я на самом деле? Кто я? Моя индивидуальность. Мой дневник. Мнение. Точка опоры. Стереотипы в общении. Чувство собственного достоинства. Уверенное и неуверенное поведение. Темперамент. Характер. Эмоции и чувства. Конфликт и причины конфликта. Умею ли я слушать? Стресс. Люди, значимые для меня. Мои проблемы. Творческая личность. Как достичь цели. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Жизнь по собственному выбору.
Психологическая подготовка к выпускным экзаменам. Способы мобилизации и снятия психоэмоционального напряжения. Саморегуляция познавательной деятельности (приемы организации запоминания, методы работы с текстами). Самоорганизация (режим дня, питание). Как преодолеть страх перед экзаменами? Подготовка к экзаменам. Как научиться сдавать экзамены.
Закрепляющий этап. (2 ч.). Перед дальней дорогой. Прощай.

Тематическое планирование

п/пСодержание раздела, темы Основные виды деятельности учащихся Количество часов
1 I. Ориентировочный этап. лекция, беседа, комбинированный урок 4
2 II. Развивающий этап. лекция, беседа, комбинированный урок, тренинги 28
3 III. Закрепляющий этап. лекция, беседа, комбинированный урок, тренинги 2
Итого: 34

Результаты освоения элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» и система оценки
На занятиях учащиеся научаются и узнают как:
перестать бояться ГИА (далее - экзамены), стать более уверенными;
контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов;
развить установку на успешную сдачу экзаменов;
преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;
можно стать психологически более сильным.
Можно выделить следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзаменов:
Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми зданиями. Учащиеся с когнитивными трудностями не могут выбрать оптимальную стратегию подготовки к экзаменам. Основная психологическая стратегия работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки и сдачи экзаменов. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного потенциала.
Личностные трудности - эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с учащимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения экзамена (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей, использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзамена.
Процессуальные трудности - это проблемы, которые связаны с самой процедурой экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
Ожидаемые результаты: Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления, мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и плоскости. Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий мир. Умение управлять своими волевыми качествами. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ГИА и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.
Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется система - зачтено - не зачтено.
 Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".
Условия, необходимые для реализации программы:
Работа на занятиях организуется за партами в аудитории, но при изучении отдельных тем, где требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях. На каждом уроке учащиеся ведут записи в тетрадях. Для обеспечения принципа наглядности обучения используется мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран). Необходимые дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий (система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебников и учебных пособий:
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.
Анн Л. Ф. Программа. Саморазвитие личности 9 класс. - СПб.: Питер, 2007.
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 2003.
Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. - Спб.: Речь, 2004.
Дереклеева Н. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - Москва, 2004.
Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы - СПб.: Речь, 2002.
Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". - СПб. Речь, 2006.
Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005.
Рязанова Д. Тренинг с подростками. - Москва, 2003.
Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху". - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2003.
Федоренко Л. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - Спб, 2003.
Чибисова М. Ю. Методический инструментарий психологической подготовки /Народное образование. – 2008.- № 9. – С. 197-202.
Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.
Технические средства обучения:
компьютер
колонки
мультимедийный проектор
ноутбук
аудио и видеоматериалы
расходные материалы
выход в Интернет
разработки уроков
лекционный материал
раздаточный материал
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ СОШ № 14
от _________ № ____
_______________Трофимук Г. В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Сидорова Ж. А.
«___» __________ года
Положение
об оценке обучающихся предпрофильных и профильных классов по элективным курсам
 
Общие положения
  Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской федерации "Об образовании",
 Письма Министерства образования и науки РФ от 02.09.2003г. №8-178
Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.
О методических рекомендациях по реализации элективных курсов. Минобрнауки России от 4 марта 2010 г № 03-413
Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.
Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002 г.).
Уставом школы
Данное Положение определяет порядок проведения промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся предпрофильных классов на II ступени обучения.
1.2. Целями промежуточной аттестации являются:
определение промежуточного уровня знаний, умений и навыков школьников по элективным курсам;
осуществление контроля выполнения учебных планов и программ обучающимися;
установление соответствия знаний, умений и навыков обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.
1.3. Контроль знаний обучающихся осуществляется на основе:
требований государственных образовательных стандартов по соответствующим предметам;
критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся, определенных в программе элективных курсов данного года обучения;
настоящего Положения.
1.4. Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную, включающую в себя
       поурочное тематическое оценивание результатов и аттестацию по итогам учебного       года.
2. Содержание и порядок проведения промежуточной  и итоговой аттестации
2.1. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так и
       устно.
    Формами проведения письменной аттестации могут быть следующие:
контрольная работа;
тестирование;
практическая работа;
лабораторная работа.
    Устные виды промежуточной аттестации могут быть следующие:
зачет;
защита реферата;
защита учебного проекта;
собеседование.
2.2. При проведении промежуточной аттестации в письменной форме отметка за работу выставляется учителем по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценок письменных работ обучающихся по соответствующим учебным предметам.
 Курс может быть оценен положительно, если ученик
 посетил не менее 65% занятий, предусмотренных программой курса;
 выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (подготовил проект, выполнил творческую работу, сконструировал модель, макет или прибор и др.) в соответствии с требованиями, изложенными в пояснительной записке к ней.
2.3. Если объем элективного курса составляет не более 34 часов, то оценивание курса
осуществляется в системе «зачтено - не зачтено» Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективных курсов
используется одна из следующих систем:
• зачтено - не зачтено;
• отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок) - зачтено
 Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.
2.4. При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на теоретические вопросы, предложенные учителем по определенной теме и выполняет практическое задание. По итогам делается запись в журнале "зачтено".
2.5. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты реферата обучающийся руководствуется общими требованиями к формулировке темы и оформлению реферата и предоставляет работу учителю за неделю до ее защиты для исправления недочетов и выработки рекомендаций по корректировке текста.
2.6. Процедура защиты реферата представляет собой выступление автора реферата (до 15 мин), в ходе которого обучающийся должен показать свободное владение материалом по заявленной теме и ответы на вопросы учителя. Отметка выставляется по пятибалльной системе.
2.7. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты учебного проекта обучающийся выполняет монопроект, который может носить практико-ориентированный, исследовательский, информационный характер. Защита проекта может проходить в форме презентации. Оценка работы выставляется по пятибалльной системе.
2.8. При проведении промежуточной аттестации в форме собеседования обучающийся без подготовки отвечает на вопросы учителя обобщающего характера по темам программы элективного курса.
2.9. Итоговая отметка по элективному курсу выставляется учителем, исходя из количества часов, отработанных обучающимся, и результатов его деятельности.
3. Оформление документации по итогам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся3.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в журналах по элективным курсам.3.2. Итоговая отметка выставляется в журнал по элективным курсам, а также вносится  в "портфолио" обучающихся в блок  В "Элективные курсы".