Рабочая программа к элективному курсу 9 класс: Подготовка к ГИА (0,5 час)

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Севастопольская общеобразовательная школа № 46


«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________Кропивка О.Г.
Протокол №_______от
«____»____________ 2016г
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 46
___________Шумейко М.Я.
«_____»____________ 2016г
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 46

__________Солошенко Л.В.
«______»____________2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу:
«Подготовка к ГИА по биологии»
9 – а,б классы
2016/2017 учебный год
Программа разработана на один год






Разработчик программы: Мухина С.А.
Квалификация: учитель высшей категории
Педагогический стаж: 23 года























Севастополь 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Подготовка к ГИА по биологии» предусматривает повторение материала, который был изучен в 6, 7, 8 классах. Биологические понятия по курсам: «Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов»; «Многообразие организмов, их биологические и экологические особенности, взаимодействие и эволюция»; «Особенности строения, физиологии и гигиены человека» требуют дополнительное время на повторение, что невозможно сделать на уроках.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС –
·
· поколения среднего общего образования, основной образовательной программы ГБОУ сош № 46, учебной программы по предметам 6 – 8 класса по биологии.
Программа разработана на основе учебного пособия ЕГЭ. Биология: тематические и типовые экзаменационные варианты, под редакцией В.С. Рохлова 2015 - 2016,
2016 – 2017 уч.годов.
Цель курса: Повышение качества биологического образования при подготовке школьников к основному государственному экзамену (ОГЭ).
Задачи курса: * повторение, закрепление и углубление знаний по разделам школьного курса биологии 6, 7, 8 классов; * овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах; * формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности; * развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации; * развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования; * использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.
2.Общая характеристика учебного курса
Курс нацелен на подготовку к успешной сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ) по биологии. На курсе подготовки к ОГЭ ученики систематизируют, обобщают все необходимые знания для подготовки к экзамену по биологии, изученные в 6, 7, 8 классах, узнают о системе построения тестовых заданий, заданий открытого типа, знакомятся с организационными вопросами сдачи ОГЭ в 2017, а также работают с экзаменационными заданиями сборника тематических и типовых экзаменационных работ, демоверсий и напишут пробный экзамен по окончании курса.
Элективный курс включает 5 разделов. Блоки курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, работы с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты, презентации, электронный вариант лекций), Интернет-ресурсами, отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Изучение материала данного курса целенаправленно способствует   подготовке школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ). В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год
Элективный курс рассчитан на 17 часа (0,5 часа в неделю).

3. Содержание учебного курса.

Общее количество часов 17 (0,5 часов в неделю).

Введение. Биология как наука. (2 часа).
1.1 Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
1.2. Признаки живых организмов.
2. Царство Растений. (5 часов)
2.1. Общая характеристика царства Растений. Тканевой, органный уровень организации растений. Вегетативные органы растений.
2.2. Цветок. Семя. Плод. Двойное оплодотворение.
2.3. Ц. Растений. Отдел Покрытосеменные. Многообразие.
2.4. Характеристика отделов растений: Водоросли, Мхи, Папоротникообразные, Голосеменные.
2.5. Царство Бактерий. Царство Грибы. Лишайники.
3. Царство Животные. (4 часа).
3.1. Общая характеристика царства Животные.
3.2. Подцарство Одноклеточные
3.3. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.
3.4. Позвоночные животные.
4. Наука о человеке. (5 часов).
4.1. Биосоциальная сущность человека. Высшая нервная деятельность
4.2. Нервная система. Органы чувств.
4.3. Пищеварительная, дыхательная и выделительная системы человека.
4.4. Внутренняя среда организма человека.
4.5. Покровы тела. Опора и движение. Размножение и развитие организма человека.
5. Итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА. (1 час)

4. Тематическое планирование.

Разделы
Темы
Элементы содержания.
Дата проведения

1. Введение. Биология как наука. (2 часа)
1. Биология как наука.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

07.09.16.
14.09.16.


2. Признаки живых организмов.
Метаболизм, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, саморегуляция, дискретность, энергозависимость, единство химического состава. Уровни организации живой материи.
21.09.16.
28.09.16

2. Царство Растений.
(5 часов)

3. Общая характеристика царства Растений. Тканевой, органный уровень организации растений. Вегетативные органы растений.
Ткани, органы, системы органов растений. Вегетативные органы: корень, побег. Приемы выращивания и размножения растений.
05.10.16.
12.09.16


4. Цветок. Семя. Плод. Двойное оплодотворение
Репродуктивные органы. Плод, семя. Двойное оплодотворение покрытосеменных. Опыление.
19.10.16.
26.10.16.


5. Ц. Растений. Отдел Покрытосеменные. Многообразие
Признаки Покрытосеменных. Классификация отдела. Представители семейств.
09.11.16.
16.11.16


6. Характеристика отделов растений: Водоросли, Мхи, Папоротникообразные, Голосеменные.
Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека.
23.09.16
30.11.16.


7. Царство Бактерий. Царство Грибы. Лишайники
Прокариоты – особенности строения. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Особенности строения грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Особенности строения лишайников. Значение лишайников в природе.
07.12.16
14.12.16

3. Царство Животные.
(4 часа).

8. Общая характеристика царства Животные.
Ткани, органы, системы органов животных.. Тип, способы и виды питания.
21.12.16.
28.12.16


9. Подцарство Одноклеточные
Представители п\ц Одноклеточные. Особенности ЖНД
11.01.17.
18.01.17.


10. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.

Усложнение животных в процессе эволюции: строение, размножение, поведение.
25.01.17.
01.02.17


11. Позвоночные животные.
Признаки сходства и различия. Адаптация к средам обитания, способам питания, особенностям климатических факторов.
08.02.17.
15.02.17.

4. Наука о человеке.
(5 часов).

12. Биосоциальная сущность человека. Высшая нервная деятельность

Общий план строения человека. Психология и поведение человека. ВНД, рефлексы. Биологическая и социальная природа человека.
22.02.17.
01.03.17


13. Нервная система. Органы чувств.
Нейрогуморальная регуляция процессов ЖНД. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. ЖВС. Гормоны
15.03.17.
22.03.17


14. Пищеварительная, дыхательная и выделительная системы человека
Ткани, органы, системы органов. Питание. Пищеварение. Дыхание. Газообмен. Выделение продуктов ЖНД. Система выделения. Укрепление здоровья, факторы риска, приемы оказания первой помощи.
05.04.17.
12.04.17


15. Внутренняя среда организма человека.
Кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови, иммунитет, свертываемость крови. Укрепление здоровья, факторы риска. Первая помощь.
19.04.17
26.04.17.


16. Покровы тела. Опора и движение. Размножение и развитие организма человека.
Кожа. ОДС. Размножение и развитие. Приемы оказания первой помощи.
03.05.17.
10.05.17.

1 час. 17. Итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА.
17.05.17.
24.05.17


5. Учебно–методическое и материальнотехническое обеспечение образовательной деятельности.

Печатные пособия для учителя:
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2015/2016 /ФИПИ. – М.: Национальное образование 2015, 2016.
РохловВ.С., ЛернерГ.И., ТеремовА.В. Трофимов.,С.В. ГИА –    Экзамен в новой форме.  Биология.  9 кл.  Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме– М.: АСТ; Астрель, 2011 г.
Печатные пособия для учащихся:
РохловВ.С. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2016/ ФИПИ.
Пасечник В.В. Биология – 6 класс. М: «Просвещение» 2014.
Пасечник В.В. Биология – 7 класс. М: «Просвещение» 2014.
Пасечник В.В. Биология – 8 класс. М: «Просвещение» 2014.
Цифровые и электронные  учебные пособия:
Учебные электронные пособия к учебникам 6, 7, 8 классов.
Презентации к урокам. (разработаны учителем биологии Мухиной С.А.)
Информацию об организации проведении и демоверсии ОГЭ можно найти на сайтах:

· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Министерство образования и науки

· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Портал Единый экзамен

· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральный портал «Российское образование»

· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- федеральный центр тестирования

.
13PAGE 15


13PAGE 14415




15