НОД по познавательному развитию для детей старшего возраст «Богатыри земли русской» с использованием элементов ИКТ технологий


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОНСПЕКТ
НОД по познавательному развитию для детей старшего возраст
«Богатыри земли русской»
с использованием элементов ИКТ технологий
воспитатель: Беляева Н.Р.Санкт – Петербург
2016
Цель: развивать познавательный интерес
Задачи:
1.Образовательные
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. Познакомить детей с оружием богатырей.
2.Развивающие 
Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
3.ВоспитательныеВоспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
 Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях. Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей». Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане». Составление родового дерева (нарисованного). Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
МАТЕРИАЛ:
Раздаточный:
разрезанные на две части пословицы
Демонстрационный:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат) ; картинки костюмов богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутье, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча, небольшой сундук, презентация,
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ
В группе стоит небольшой сундук, в нем лежат карточки с изображением оружия богатырей и их одежда.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД НОД

Деятельность воспитателя Деятельность детей
Ребята, давайте откроем и посмотрим, что лежит в сундуке.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Слайд № 1
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели.
Слайд №2
(Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Правильно, а кем они были?
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются.
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Слайд№3
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Если, дети затрудняются ответить, воспитатель подводит к макету-камню.
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти.
Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь направо Деньги и слава, пойдёшь налево Друзей потеряешь и будешь не смелым.Двинешься прямождет опасность и богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Почему?
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
Голос:
(Задание 1)
Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь, отступать с неё нельзяПропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
Голос:
(задание 2)
Вот преграда на путиЕё так просто не пройтиНадо быстро все собратьИ пословицы сказать!
(Нужно собрать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).( если дети не читают продолжи пословицу)
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Смелость силе воевода.Тот герой, кто за Родину горой.Кто смел, тот на коня сел.За край свой насмерть стой.Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.Сам погибай, а товарища выручай.С родной земли умри, не сходи.Жить - Родине служить.Счастье - Родины дороже жизни.Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.Если дружба велика, будет Родина крепка.
Голос:
(задание 3)
Вот и речка на путиНе проехать, не пройтиСоловей - разбойник злойМост сломал здесь над рекой.(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Голос:
(задание 4)
Здесь преграда, здесь КащейЕст он много-много щейЧтобы дальше вам пройтиНужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Запись на диске
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки.
Наклонившись влево, вправо,
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу!
Голос:
Слайд№4
(задание 5)
Все преграды покорилисьДальше в путь вы все пустилисьНо, увы, не тут - то было,Вихрем всё вдруг закружило!Змей Горыныч трехголовыйПовстречался на пути,Тут спасенья не ищи!Но ребята не зевайИ оружие скорее выбирай!(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие и оружия современных воинов).
Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и вдруг видят картинку мальчика - гусляра. (под музыку).
Слайд№5
Кто это знаете? Как догадались?
это гусляр, ходил от города к городу, отсела к селу, пел о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от него люди новости и узнавали.
Ребята вы тоже знают, кто такие богатыри?
Каких богатырей вы знаете?
Какие подвиги они совершили?
Просмотр презентации о богатырях и их подвигах.
Вам понравилось наше путешествие? Что больше запомнилось? Какие преграды преодалели?
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.
Дети открывают сундук, рассматривают его содержимое.
Ответы детей.
Дети отвечают
Богатырями.
Дети рассуждают
«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д.
«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д.
Да
Дети рассуждают
Прямо
Дети поочереди идут по канату
Дети составляют пословицы или продолжают.
2 команды
Дети переступают по «камушкам», перекладывая их.
Дети выполняют движения по тексту
Дети берут картинки и называют какое оружие на ней изображено.
Дети отвечают
Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.
Богатырь, силён как вольный ветер,Могуч как ураган.Он защищает землюОт злобных басурман!Он силой доброю богатОн защищает стольный град.Спасает бедных и детейИ стариков и матерей!
Дети отвечают.
Ответы детей