Часть 2. Исследование математического маятника. 9 класс


Разработка открытого урока по физике с использованием исследовательского метода обучения, 9 класс
Тема: Исследование математического маятника
Тип урока: исследовательский метод
Цель урока: изучить зависимость периода колебаний маятника от различных параметров
Оборудование: штатив с муфтой, шарик на нити, часы с секундной стрелкой, линейка
Умения!!!!
Ход урока
Организационный момент:
Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движутся участки сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, колеблются струны гитар, колеблется спортсмен на батуте и школьник, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах кристаллической решетки: Остановимся! На прошлых уроках мы уже познакомились с механическими колебаниями и их характеристиками. А сегодня наша задача - исследовать колебания математического маятника.
Перечислите характеристики механических колебаний: Амплитуда, частота, период.
Актуализация:
Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями. И нам тоже сегодня предстоят открытия.
В сентябре1985 года в Мехико произошло землятресение. Оно было очень разрушительным. Как установили эксперты, возникшие во время землятресения колебания, случайно совпали с собственными колебаниями почвы под зданиями, а также с собственными колебаниями самих зданий. Длительность землятресения привела к развитию резонансных явлений, которые и привели к разрушению зданий. Главной причиной разрушений в большинстве случаев была частота собственных колебаний зданий. Отсюда практический вывод: при строительстве в сейсмической зоне новых зданий следует неуклонно следить за тем, чтобы собственные колебания зданий не совпадали с собственными колебаниями грунта, - таким путем удастся значительно смягчить резонансный эффект. А для того, чтобы это уметь учитывать, нужно знать, от чего зависит частота и период колебаний.
Выдвижений гипотез от каждой группы!!!
3 гипотезы (от длины нити, от массы груза, от амплитуды) после выдвижений гипотез – раздать листы отчета по группам с инструкциями!!!
Постановка целей и задач:
на столах в каждой группе стоит оборудование: штатив, грузики различной массы на нитке, линейка
А так же инструкция выполнения работы и лист - отчета, которые необходимо заполнять в ходе вашей работы. Не забываем подписать свои фамилии, в конце урока вы сдадите. Не забывайте так же распределить обязанности в группе:
Распределите обязанности каждого участника группы:
Кто следит за временем самого эксперимента;
Кто собирает установку;
Кто считает количество полных периодов математического маятника;
Кто следит за временем 20 полных колебаний;
Кто вычисляет период колебаний и строит график зависимости;
Кто выступает у доски со своими результатами (желательно вся группа, и каждый говорит, что он делал в группе). На выступление отводится время: 2-3 мин.
Давайте повторим ТБ
1. оборудование должно стоять на середине стола.
2. лишнее на столах ничего не должно быть.
3. выполнять работу без нарушений дисциплины.
Приступаем выполнять!!!!
Проведение физического эксперимента:
1 группа
Гипотеза: период колебания зависит от амплитуды (от угла отклонения маятника)
2 группа:
Гипотеза: период колебаний зависит от массы тела
3 группа
Гипотеза: период колебаний зависит от длины нити
Обработка результатов и их оформление
Выступление каждой группы со своим результатом, запись вывода остальных групп на листах – отсчета.
Показ анимации – итог (общий вывод)
Рефлексия:
Сегодня на уроке мы провели исследования периода колебаний математического маятника от длины нити, массы и амплитуды колебаний. Может быть, некоторым данный урок помог лучше разобраться в теме, кто-то лучше усвоил пройденный материал.
Повторить умения!!!!!
Оцените свою работу на листах отчетах