Использование на уроках математики ИКТ с целью повышения познавательной деятельности учащихся


Сердюк Ирина Викторовна
Учитель математики, МБОУ СОШ №1 «им. В.И.Муравленко», г.МуравленкоИспользование на уроках математики ИКТ с целью повышения познавательной деятельности учащихся
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств учащихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям учащегося. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить учащегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности ребят, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности становится все более осознаваемой. Трудно представить современное образовательное учреждение без компьютерной группы. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации.
В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только как формирование технологических навыков. Одним из результатов процесса информатизации должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда учащийся становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.
Особое внимание следует уделить ИКТ - компетентности. В стандартах третьего поколения выделены следующие общие компетенции:
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей студента, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют учащемуся работать в своем собственном режиме.
Необходимо также отметить интерес ребят к использованию компьютера.
На современном этапе развития образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Подготовка выпускников школы к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС третьего поколения, требует таких общих компетенций как осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использование информационных технологий в профессиональной деятельности. На этапе становления современного специалиста, в процессе формирования его профессиональных качеств, необходимо научить его ориентироваться в океане информации. Возможность получать своевременно достоверную и актуальную информацию по интересующей проблеме является важнейшим условием компетентности современного специалиста.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность исследуемой проблемы.
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится учащийся, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект- субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:
- Информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности учащихся в усвоении математики (предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею).
- Обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль учащегося (система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.)
- Расширяют возможности для развития современного образования прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.
При этом перед учителем встают новые задачи:
1. Создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы.
2. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
3. Использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего учащимуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
4. Оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
5. Поощрение стремления учащегося находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учащихся в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
6. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.
Рассмотрим систему использования ИКТ на занятиях математики, способствующую формированию общих компетенций и развитию интереса обучающихся к математике посредством использования ИКТ при индивидуализации обучения.
Формы организации обучения:
индивидуализация
дифференциация
Техническое оснащение:
компьютер;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
мультимедийные ресурсы.
Типы занятий с использованием ЭОР:
урок введения новой информации;
урок-практикум;
обучающий семинар;
урок-дискуссия.
Параметры оценки и учета интереса к предмету:
уровень усвоения учебного материала;
самооценка;
степень руководства учителя деятельности учеников;
характер познавательной деятельности, организованность.
Достоинства использования ИКТ на занятиях математики:
студент может вернуться к предыдущему компоненту;
индивидуализация обучения;
увеличение скорости и качества усвоения материала;
увеличение практической ценности получаемых знаний.
Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого занятия, цели, которую учитель ставит перед собой и учащимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:
- при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
- при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
- при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;
- при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
При проведении занятий математики эффективны, на мой взгляд, в использовании мультимедийные презентации. На таких занятиях реализуются принципы доступности, наглядности. Занятия эффективны своей эстетической привлекательностью, урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
При изучении новой темы есть возможность провести урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание студентов на значимых моментах излагаемой информации.
Можно использовать презентацию при закреплении учебного материала для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками. Также презентация эффективна при проверке знаний различных формул, правил, алгоритмов решения задач, алгоритмов вычисления производной и написания уравнения касательной и т.д.
Таким образом, соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Преимущество современного занятия математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией.
Повышение познавательной активности отражается на успеваемости и качестве знаний обучающихся по предмету. Считаю, что интерес к занятиям по математике вырос. Учащимся интересно наблюдать за продуктами деятельности учителя и их одноклассников. Они с удовольствием берутся за изготовление презентаций как индивидуально, так и группой.
Используя все возможности компьютера в современном обучении, творческий учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень!