НОД по познавательному развитию для детей с нарушением зрения в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий Разгуляйся, народ!


Ход занятия
Звучит веселая музыка, дети заходят в спортивный зал с педагогом. 
-Здравствуйте, гости дорогие. Рады видеть Вас у себя в гостях.
"Для дорогого гостя и ворота настежь".
- Ребята сегодня к нам пришло много гостей, а давайте с ними поздороваемся, как в древности с поклоном.
Поклон.
- В России народ гостеприимный и я вас приглашаю к себе в горницу.
Дети проходят и присаживаются на лавки. Перед ними стоит сундук.
                             -Проходите в горницу!
                             Садитесь удобно на лавочки!
                             Посидим рядком, да поговорим ладком!
-Ребята. Что это у меня здесь стоит?
- для чего он нужен. (для хранения одежды)
-Правильно, в сундуке, только он закрыт на замок. Хотите его открыть?
Давайте вместе откроем замок. Приготовили ручки
На сундуке висит замок
Кто бы мне его открыть помог
Пальцы мы соединили (замочек из ладошек)
Постучали, покрутили (постучать, покрутить)
Растянули и открыли (растянуть ладони и открыть)
-Вот наш замочек и открылся. Давайте откроем сундук и посмотрим, что лежит там. Каждый из вас подойдёт к сундуку, достанет вещь и расскажет о неё.
Дети по очереди достают из сундука предметы одежды и рассказывают о них.
Остальные дети добавляют ответы. (-Может кто то дополнит ответ?)
-Чей рассказ вам понравился больше, почему?
- Ребята, и вот Иван да Марьи перепутали свои наряды и не могут разобраться, где, чья одежда. Поможем им ?
Д\И Собери костюм для куклы.
Дети делятся на 2 команды.
-А для Саши и яны у нас другое задание. Наши девочки Саша с Яной будут надевать на куклу одежду.
Д\И наряди куклу куклу.
- А затем команды проверят друг у друга правильно ли собран костюм.
-И Саша с Яной молодцы. Посмотрите, как они нарядили наших кукол.
- А куда можно пойти в таких нарядах?
- Куклы к празднику готовы,
Посмотрите на обновы –
Сарафаны расписные
Да рубашечки льняные
Мальчика зовут Иван
А на Марье сарафан.
Хотят с вами подружиться,
Вместе петь и веселиться.
- А мы с вами тоже сегодня в русских народных костюмах, давайте полюбуемся друг другом.
-Наши предки любили и умели веселиться. Русские люди любили и любят праздники.
Как вы думаете, кто такие предки?
Дети: Предки – это те люди, которые жили до нас. Бабушки, пробабушки и т.д.
- Я вас сегодня пригласила в гости, чтобы вместе с вами встретить весну. Да так как встречали её в давние времена.
-Предлагаю вам выйти во двор и встретить весну.
Дети выходят в центр зала, встают полукругом, поют птицы.
 -Когда вода разольётся,                              Когда лес зазелениться,                              Когда птицы прилетают,                              Тогда и весна приходит.
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Давайте и мы скажем закличку весне.
С топатушками тихо затем громко.
1. Весна, весна красная,
Весна, весна ясная,
Приди весна, с радостью,
Приди весна с милостью.
- Потекли ручьи и у нас вот какой ручей.
- Любят русские люди в игры играть да хороводы водить. И я вам предлогаю поиграть в игру Родничок. А теперь скорей вставайте, да в игру «Родничок» поиграйте.
Проводится игра «Родничок». Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся вдоль ручейка – обозначенного на полу двумя шнурами.
Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый снеговой.
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!
Закончив песню, перепрыгивают через ручей боком на другую сторону. При этом придерживают, мешают друг другу, стараясь толкнуть в воду. Кто коснется воды, выбывает из игры.
- Ну какой же праздник на Руси без хоровода Заводи хоровод честной народ.
Давайте встанем в хоровод. А берёзой у нас будет Яна.
На ребёнка надевают венок из берёзовых веток.
Хоровод «Во поле берёза стояла».- а вы когда нибудь плясали глазками?
-Если музыка будет медленная - выполняем медленные движения глазами. Если зазвучит быстрая – быстрые движения.
Гимнастика для глаз по русскую народную музыку.
- Похлопали себе, сели на стулья, давайте отдохнём.
-На Руси издавна славился народ своем богатырской силой. А кто же такие богатыри вы знаете?
-Предлагаю проверить и у наших молодцев силу то их богатырскую.
Игра «Мёд и сахар»
На праздник собирались молодые парни да красные девицы разжигали костры да прыгали, взявшись за руки. Давайте и мы разожжем костёр. Садитесь кругом, берите в ладошки палочки.
Дети выполняют массаж рук.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
-Вот и загорелся наш костер. Как тепло стало от костра. Давайте согреем глазки.
Пальминг для глаз.
Скрещиваем ладони на лбу и закрываем глаза.
- Костёр уже горит, и я предлагаю вам поиграть вокруг костра в игру "Гори, гори ясно"
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
-Ребята что это? Вы слышите? (Шум дождя) (это дождь)
-Давайте сделаем друг другу массаж «дождик»
Дождик, дождик, пуще! Похлопывают друг друга ладошками по спине.
Будет  травка гуще!
Дождик, дождик, поливай! Постукивают пальчиками.
Будет лучше урожай!
Дождик, дождик, дождик, лей! Легко постукивают кулачками
Нам с тобою веселей!
Не боимся сырости. Растирают рёбрами ладоней.
Только лучше вырастим! Поглаживают спину.
- Ребята, а какой свежий воздух после дождя. Давайте подышим.
Дыхательное упражнение. (В круг)
Расступись, честной народ!
На лужайке у ворот
Закружился, завертелся
Разноцветный хоровод.
Хоровод из тряпичных кукол.
- Да это же куклы народные в хороводе. Каждая кукла имела свое предназначение. Посмотрите, какие куклы вам знакомы и для чего они изготавливались. (2 ответа)
- А вот эта кукла называется Травница. Наполняли куклу различными душистыми травами. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит болезни.  Именно так поступали наши предки.
- Я хочу с вами сделать вот такой кузовок с лечебной травой.
Дети рассаживаются по местам и выполняют работу.
- Ребята, давайте подарим подарки гостям, пусть наши гости будут здоровы.
Дарят подарки, прощаются и уходят.
-Эй, веселей собирайся, народ!Нынче Весна в гости идет.
Спешите, спешите, спешите!Друзей с собой захватите!
Тары – бары, тары – бары!Выходите во дворы!
-Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. И появилась первая весенняя травка. Как же хорошо прогуляться босиком по молоденькой травушке. Давайте с вами снимем обувь и погуляем по траве.
Дети снимают обувь и в носках идут по дорожке «травке».
Трава моя, трава,Трава зеленая.Трава моя, трава,Трава зеленая.Я по той по травеХодила-гуляла.Я по той по травеХодила-гуляла.
- Весной на поляне появились первые цветы. Устроим мы соревнование «кто вперёд цветы соберёт». А собирать мы будем пальчиками, но не рук, а пальчиками ног.
Упражнение для ног «собери цветок».
Дети садятся на стулья снимают носки, выполняют упражнение.
После упражнение дети надевают носки и обувь.
Массаж «Дождик»Дождик бегает по крыше - Дети встают друг за другомБом! Бом! Бом! «паровозиком» и похлопываютдруг другу ладошками по спине.По веселой звонкой крыше - Постукивают пальчиками.Бом! Бом! Бом!- Дома, дома посидите - Легко постукивают кулачками.Бом! Бом! Бом!Никуда не выходите - Растирают ребрами ладоней Бом! Бом! Бом! (пилят).Почитайте, поиграйте – Кладут ладони на плечи ребенка,Бом! Бом! Бом! стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.А уйду – тогда гуляйте….. Поглаживают спину мягкимиБом… Бом… Бом… движениями ладоней.
- Еще одна традиция русского народа:
Девушки и парни
При луне ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хороводы.
Березы — красавицы русского леса: стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Это символ и гордость русского народа! Береза — лечебное дерево. Это почки, из них делают настойку и натирают больные места. Это гриб-трутовик, чага. Можно заваривать как чай и пить, очень полезно!О березке сложено множество песен, стихов, потешек, закличек, хороводных игр.
В деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.
Наши дети тоже с удовольствием их поют. 
(Частушки)
Дети рассказывают про 2-3 куклы.
Оберег этот считается защитником дома от болезней, более того, ему приписываются свойства исцеления. А все потому, что при создании Кубышки, в куклу закладывается много трав, конечно же, лекарственных. И если помять такую куклу руками, из травок выделяются эфирные масла, польза которых давно научно доказана. От того, какие вы травы будете использовать, зависят и обережные свойства Травницы:
мята и душица оказывают успокаивающее воздействие, а также очищает воздух от вирусов и микробов;
лаванда также обладает антимикробными свойствами, а еще она снимает головную боль и способствует нормализации давления;
мелисса и зверобой помогают при бессоннице, неврастениях и головных болях;
чабрец обладает выраженными антисептическими, обезболивающими, бронхорасширяющими и откашливающими свойствами.
Куда бы не поместили Кубышку, там она и оказывалась «у места».
Повесят над дверью – встретит гостя запахом луга, а недоброго человека со злыми мыслями – прочь прогонит.
Над детской колыбелью у Травницы — первое место. Поможет и успокоить дитя и усыпить, да и глазливую соседку отгонит.
Ребеночек подрастает, играть начинает, ему в ручки куклу дают, целебными травами набитую. И опять Травница его охраняет и успокаивает.
Кубышку оставляли рядом с постелью больного. Эфирные масла способствуют излечению от массы заболеваний — от легенькой простуды до тяжелой хвори.
- Вот подошла наша встреча к концу. Вам понравилось. Что больше понравилось.

-А чем украшены костюмы? (Дети отвечают – рубашка и сарафан украшены вышивкой, отделаны тесьмой. На кокошнике вышит узор. На шее у Марьи бусы)
Ведущая: Марья гостей ждала, наряжалася
Бусы красны надевала - украшалася.
Давайте немного отдохнем.
Проводится физкультминутка:
В лесу темном есть избушка
(руки качаются, как ветви деревьев, изобразить избушку, скрестив руки над головой)
Там живёт одна старушка (тихо, палец возле рта)
Сарафан, рубаху сшила (показать руками сарафан, рубаху)
А украсить не спешила
(как будто бы что-то шьёт иглой, развести руки в стороны
К детям бабушка спешила (имитировать бег на месте)
И в сундук всё положила (присесть, как бы складывая всё в сундук)
Весну встречают несколько раз.
Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Устраивали гулянья, игры, ходили в гости. Это праздник Масленица. На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе человека зло, холод, недоброе, так как огонь - символ очищения.
Сжигают и соломенное чучело - символ торжества над стужей и холодом, оставшимися позади зимними морозами. В последний день масленицы, в воскресенье, просят друг у друга прощенье за обиды.
Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички - веснянки, ждали прилета первых весенних птиц - грачей, скворцов, ласточек и других птиц. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Заранее подготовленные дети исполняют заклички.
Дети:
Ласточка – ключница,
Вылети с Заморья,
Вынеси ключи,
Отомкни летечко.
Отомкни летечко,
Замкни зимушку.
Лето теплое,
Зима холодная.
Кулик из заморья,
Лети, лети до моря,
Неси, неси по воле
Весну в подоле.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в Хороводную - игру «Ручеёк», это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Дети играют в игру
Воспитатель: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Третий раз встречают весну в апреле, когда расцветает верба - пушистыми желтыми, без зеленых листьев. В это время радуются цветению весенних цветов, траве, теплу, солнцу. 
1. Весна, весна красная,
Весна, весна ясная,
Приди весна, с радостью,
Приди весна с милостью.
2. С солнцем горячим,
С дождем обильным.
Принеси урожай
В наш родной край!
3. Приди, весна,
Приди, красна!
Приди, весна,
Приди, красна!
Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
Звучит русская народная мелодия.
Слайд 6: видеоролик по сказке
Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.
Много трудился русский народ, а вечерами на посиделки собирались, играли, пели, плясали, скуку разгоняли (открывает сундучок, достает кепочку, одевает на ребенка).
Хозяйка: Коль народ не весел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра
Распотешиться пора,
Становитесь в хоровод
Вот и Яшенька идет.
Хоровод «Яшенька».
Дети встают в круг.
Водящий «Яша» сидит в центре на корточках, закрыв глаза. Дети ходят поют:
Сиди, сиди Яша,
Под ореховым кустом!
Грызи, грызи Яша
Орешки каленные,
Милому даренные.
Чок-чок, пятачок,
Встал наш Яша мужичок!
Где твоя невеста,
В чем она одета,
Как ее зовут,
И откуда приведут?
Яша встает и с закрытыми глазами «ищет» себе невесту. Дотрагивается до игрока на определяет кто кто?
Физкультминутка
«Малечена-калечина»
Выбирается ведущий.   Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова  и одновременно катают между ладошек палочку.Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера,  до зимнего?После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Знакомство с весенними закличками.
Воспитатель:  Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:Красное, разожгись!С весной красною вернись!
Красно-солнышко,В дорогу выезжай!Зимний холод прогоняй!
Солнышко-колоколнышко,Ты пораньше взойди,Нас пораньше разбуди:Нам в поля бежать,Нам весну встречать!
Физкультминутка
Улыбаются все люди,
Весна! Весна! Весна!
Она везде она повсюду,
Красна! Красна! Красна!
По лугу, лесу и полянки,
Идёт! Идёт! Идёт!
На солнышке зовёт погреться,
Скорей! Скорей! Скорей!
И ручеёк бежит задорно,
Звенит! Звенит! Звенит!
По камушкам река широко,
Журчит! Журчит! Журчит!
И запахи кругом повсюду,
Цветы! Цветы! Цветы!
И всё живое сразу слышит,
Весенний звон!
Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте и мы вспомним заклички весны.Дети: « Ой, весна мояТы, весняночка!Из-за темных лесов,Из-за синих морей приходи!Солнцем, светом озари!»***Весна, весна красна,Тепло солнышко,Приди скорей,Согрей детей!Приди к нам с радостью,С великой милостью,Со льном высоким,С корнем глубоким,С хлебом богатым!
Из чего же состоит русский народный костюм девушки?
            Д. Костюм девушки состоит из рубахи и сарафана.
            В. Ее носили замужние женщины. Как вы думаете что это?
            Д. Это юбка понева. Поневы бывают глухие или распашные. Вначале надевали глухую поневу, а на нее распашную. Она была темная в клетку.
            В. А что надевали спереди на поневу?
            Д. Спереди на поневу надевали передник. Они защищали одежду во время работы. Были рабочие и праздничные украшенные.
     
            В. Когда Машенька выйдет за муж, она сменит свой сарафан на поневу и спрячет косу свою девичью под головной убор.
            Какие головные уборы носили в старину русские женщины?
           Д. Женщины носили кичку, кокошник (он был похож на гребешок курочки), сороку с длинными лентами сзади как хвост сороки. На кичку часто надевали платок.
            В. Настенька собирается на гуляние, повязала платок на голову и надела душегрею. Давайте вместе скажем-душегрея.
             Как вы думаете, почему она так называется?
             По вашему мнению, где находится душа у человека?
             От сюда и название значит душу греет.
             Дима, что надела Настенька?
   
            Д. Настенька надела душегрею.
            В. Посмотрите, а Настеньку ждет дружек ее Иванушка. Вот как нарядился. Посмотрите и расскажите, что вы знаете о Русском народном мужском костюме?
            Д. Иванушка одет в рубашку с косым воротом-косоворотку. На рубаху надет кафтан, подвязан поясом. Штаны порты, сапоги и на голове шапка.
            В.А какая деталь народного костюма была самой важной?
Надену-ободом сведет,
Сниму-змеею упадет,
Тепла не дает,
А без него холодно.
            Для чего носили пояс?
            Д. Пояс носили для тепла, оберега и что бы носить за поясом инструменты.
         
            В. Настенька с Иванушкой отправились на гуляние, давайте, и мы с вами погуляем.
Ведущая : Марья гостей ждала, наряжалася                  Бусы красны надевала - украшалася.
                   Когда бусы одевала –
                   Нитку шелкову порвала.
                   Люди добры – помогите,
                   Марье бусы соберите.
Организуется ИГРА «Собери бусы». На ковре рассыпаются бусины. Команда девочек собирает их в корзинку с розовым бантом, команда мальчиков с синим.Играет веселая народная музыка. Дети собирают бусинки.
Ау, ау, аукаем,Весну приаукиваем:Март, март Солнцу рад;Апрель, апрель -Откроет дверь;Май, май -Сколько хошь гуляй!Аy, ау, аукаем!
***
Весна - красна,Ты с чем пришла?- С сохой, бороной,С лошадкой вороной;С рожью зернистой,С пшеницей золотистой;С травой шёлковою,С водой ключевою!С калиной - малиной,С красной рябиной!
Дождик, дождик, поливай -Будет хлеба каравай.Дождик, дождик, припусти -Дай гороху подрасти.Дождик, дождик, поливай -Будет славный урожай:Будет белая пшеница,Будет рожь и чечевица,В огороде лук, бобы,В лесу ягоды, грибы,А в саду зелёный хмель.Лей-ка, дождик, целый день!
***
Дождик, дождик, пуще,Дам тебе гущи,Выйду на крылечко,Дам огуречка,Дам и хлеба каравай,Дождик, пуще поливай!
***
Секи, секи, дождь,На нашу рожь,На бабину пшеницу,На просо, чечевицу,На дедов ячмень -Поливай целый день!
***
Дождик, дождик,посильней,Чтобы было веселей.Мои гуси дома,Не боятся грома.Уж дождь дождём,Мы давно тебя ждём:С чистой водицей,С шёлковой травицей,С лазоревым цветом,С тёплым летом!