Статья :Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №83: Ремизова Светлана Михайловна.

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной деятельности.

ИКТ даёт преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
- организовывать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

- применять разноуровневые задания;

- повысить качество усвоения материала;

- активизировать познавательную деятельность.

При использовании ИКТ в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого – физиологические особенности младших школьников.
Внедрение информационных технологий основано на учёте следующих возрастных особенностей учащихся:

- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;

- у младших школьников наиболее развито наглядно – образное мышление. Поэтому , технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации;

- большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности. Их практическая ценность утрачивается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к актуализации и мотивации их приобретения;

- высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия на компьютере позволяют разрядить высокую эмоциональную напряжённость.

На уроках можно использовать разнообразные дидактические средства обучения:

При объяснении нового материала: презентации, информационные ресурсы на дисках.
При закреплении навыков: компьютерные тренажёры, игры, ребусы.
На этапе контроля знаний: компьютерные тесты, кроссворды.
Для самостоятельной работы: цифровые энциклопедии, словари, справочники, интегрированные задания.

Подготовка уроков с использованием ИКТ требует более тщательной подготовки, чем в обычном режиме.
Необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса – проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников и их родителей.

Что дают такие уроки учащимся?
- с удовольствием посещать предмет;
- за счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний;
- при помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал;
- желание учиться ради познания, а не ради оценки.

Что дают такие уроки учителю?
- более ярко проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему;
- использовать любую наглядность, которую трудоёмко использовать обычным путём;
- повысить качество обучения;
- подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
Создание презентаций к урокам;
Работа с ресурсами Интернет;
Использование готовых обучающих программ.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать мультимедийные презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Надо помнить, что непрерывная длительность занятий с ПК не должно превышать для учащихся 1 классов – 10 минут, 2-4 классов – 15 минут.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - это является одним из важных результатов инновационной работы в практике учителя начальных классов.
Внедрение ИКТ в работу учителя способствует достижению основной цели- улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

Список используемой литературы:
1. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. №2
2. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
15