ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ


Башкирцева Галина Алексеевна
преподаватель математических дисциплин
ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский колледж транспортного строительства»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Применение новых информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), безусловно, целесообразно в системе среднего профессионального образования. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. Выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.
Применение ИКТ на занятиях по математике дает возможность преподавателю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания студентов в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры студентов.
Рассмотрим использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях по математике в нескольких аспектах.
Изучение нового материала. Преподаватель объясняет материал, используя интерактивную доску или мультимедийную презентацию для демонстрации графиков, формул, алгоритмов, определений. Такие презентации незаменимы на уроках геометрии, особенно при решении стереометрических задач, можно любую геометрическую фигуру с помощью интерактивной доски повернуть, выполнить дополнительные построения, задать ее в объеме, сделать чертеж на плоскости, показать решение задачи на построение, на сечения. В алгебре, при объяснении темы «Графики функции», можно наглядно показать движение графиков по оси абсцисс и оси ординат, как из графика функции 13 QUOTE 1415 с помощью сдвига получается график функции 13 QUOTE 1415. При наличии в учебной аудитории сети Интернет можно во время занятия использовать материалы электронных учебников и математических энциклопедий.
Отработка учебных навыков по теме. Преподаватель использует проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, студенты их озвучивают. Например, изучая тему «Тригонометрические функции» студенты могут установить соответствие между левой и правой частью формул с помощью функции Drag&Drop, с помощью затемнения отдельных частей экрана удобно проверять определения по данной теме. Такие задания позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях студентов, делают занятие более живым и интересным.
Самостоятельная работа студентов. С помощью презентаций PowerPoint студенты могут во внеаудиторное время подготовить проекты: красочные выступления из истории развития математики. Использование анимации и звукового сопровождения превращают обычный доклад студента в яркую и наглядно-образную информацию. Во внеклассной деятельности данная работа планируется как «Конкурс презентаций», в котором могут принимать участие студенты разных групп. Для выпуска математического бюллетеня удобно использовать функции приложения Microsoft Office Publisher, предварительно распределив темы между студентами или предложив им самостоятельно находить интересный материал. Таким образом, каждый внесет свою лепту в общее дело, и со временем копилка бюллетеней будет пополняться полезной информацией из области математики.
Контроль знаний с использованием компьютерных тестов позволяет сразу получать результат (компьютер выдает % выполнения задания, ошибки, оценки). Преподаватель может воспользоваться бесплатными программами из сети Интернет. Например, конструктор тестов MyTestX. Данная программа позволяет составить разного типа тесты по любой теме, например по теме «Производная», с использованием рисунков, графиков, схем, формул. Каждый вариант формируется случайным образом из внесенной базы заданий. Результат тестирования сразу выводится на экран, а так же сохраняется в виде текстового документа. Одно из главных достоинств электронных тестов – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.

При проведении контроля знаний на занятиях преподаватель может пользоваться готовыми тестами на образовательных сайтах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другими материалами открытого сегмента Федеральной базы тестовых заданий.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ожидаемые результаты обучения при использовании информационно-коммуникационных технологий в преподавании математики:
развитие межпредметных связей математики и информатики;
формирование ИКТ компетенций;
развитие способностей к самостоятельной работе;
реализация индивидуального и личностно-ориентированного подхода.
На сегодняшний день использование ИКТ на занятиях по математике представляется актуальным и необходимым. Образовательный стандарт по математике предполагает, что студент умеет использовать математические подходы для решения задач, возникающих в окружающем мире (у студента сформирована учебная компетенция), умеет осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, умеет использовать разнообразные информационные источники данных и коммуникативные технологии (у студента сформированы исследовательская и личностно-адаптивная компетенции). Формирование названных компетенций достигается в результате освоения содержания образования, при этом можно использовать такие методы формирования и развития мотивации к изучению математике, как эмоциональные – учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений; познавательные – выполнение творческих заданий, социальные – создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества. Всё это становится более эффективным благодаря использованию ИКТ в образовательном процессе.
Сканировать3Рисунок 1 Заголовок 215