Доклад на тему «Личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированные технологии»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОГИЛЕВЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Доклад
НА ТЕМУ
«Личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированные технологии»
    
Подготовила: Мирончук Наталия Сергеевна
В последние годы личностно - ориентированный подход в обучении  считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.    Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить» в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
- гуманитарная, признание самоценности человека, его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средства реализации данной функции - понимание, общение и сотрудничество;
- культуросозидательная (культурообразующая) направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмы реализации - культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
- социализация  предполагают обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Механизм реализации - рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
В личностно-ориентированном образовании предполагаются следующие позиции педагога:
- оптимистический подход - стремление педагога видеть перспективы   развития личностного потенциала ребенка и  умение максимально   стимулировать его развитие;
- отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)   каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования:
- помощь обучающемуся в выстраивании собственной личности и   собственной личностной позиции в жизни:
- выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной   системой знаний,
- выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение   способов их решения,
- открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.
Личностно - ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированный подход складывается из трех составляющих, включающих в себя основные понятия, принципы, методы и приемы ЛОП-а
. Первая составляющая  личностно ориентированного подхода:- индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей; - личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека; - самоактуализированная личность-человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;  -самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;    -субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;    -субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;   - Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;  -выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;  -педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением.
Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания обуучающихся, т.е. принципы.      - Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.     - Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.     - Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.   - Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.     - Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.    - Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.   Третья составляющая — это технологический арсенал личностно- ориентированного подхода, то есть, методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:    — диалогичность;    — деятельностно - творческий характер;    — направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;    — представление обучающемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.   Н.С. использует диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.
    Задачей педагога, работающего с ребенком методами педагогической поддержки, является нахождение такого типа отношений, при котором ребенок, с одной стороны, остается в ответственной позиции по отношению к своим проблемам, а с другой - может получить поддержку педагога, когда собственных усилий уже недостаточно. Причем поддержка осуществляется не как одолжение взрослого, а как заинтересованное взаимодействие партнеров - взрослого и ребенка, добровольно и заинтересованно объединивших свои усилия. Практика свидетельствует, что ребенок уходит от решения проблемы в нескольких случаях:► если от ее разрешения ничего в жизни ребенка не меняется (что толку поднимать руку и слушать учителя, если он все равно меня ненавидит?);► если его собственных сил не хватает для разрешения проблемы (что ни делай- ничего не выйдет);► если его лишили возможности самостоятельно действовать, а следовательно, сняли с него ответственность.
Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному), обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.
Личностно-ориентированные технологии  позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.
Личностно-ориентированные технологии включают в себя:
1.Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные  
способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
-  индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся  в темпераменте, характере, способностях;
-  психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля,   чувство, эмоции. -  опыт, включающий знания, умения, привычки.
2. Коллективное взаимообучение.  
    Учить нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать, если обучающиеся не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты свой деятельности. Начиная с начальной школы  учителя  начальных классов уже должны использовать  личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках технологии, кружках, напр. рисования, учитывая индивидуальные склонности и желания обучающихся.
При переходе  в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках  технологии,   обучающиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях и совершенствуют их.
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучающегося. Изменяются позиции обучающегося от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающихся. 
Традиционный урок
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков Личностно- ориентированный урок
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы де тей и демонстрирует им образец правильного вы полнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла совать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между деть ми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированным подходом направлена на;
- создание положительного эмоционального настроя на работу у всех обучающихся в ходе урока;
- сообщение в начале урока не только темы, но и организации   учебной деятельности в ходе урока;
- применение знаний, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа обучающегося, но и анализ того, как обучающийся рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём;
- обсуждение с обучающимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
- отметка, выставляемая обучающемуся в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.- при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого  дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности обучающегося (познавательная, коммуникативная, творческая) с использованием разного вида дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди обучающихся, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ребенка, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающегося.
В личностно-ориентированном обучении позиция обучающийся  не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная система образования должна быть нацелена на формирование у обучающегося потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.
Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
-в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
-личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией;
В последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность.
Необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом. Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С. Якиманской, кандидатом психологических наук, являются:
-использование субъектного опыта ребенка;
-предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
-накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
-обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.
                      
 
************************************