Разработка открытого урока Каменный век на территории Казахстана


Предмет: история Казахстана
Класс: 6 класс
Тема урока: «Каменный век на территории Казахстана»
Цель урока: повторение, закрепление, систематизация полученных знаний по теме с использованием методов коллективно-познавательной деятельности учащихся.Задачи
Обучающая:
- Повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Жизнь древнейших людей»;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
Развивающая: - способствовать активизации интереса учащихся, стимулировать творчество и поиск неординарных решений;
- развивать навыки групповой работы;
- способствовать закреплению умений обобщать, сравнивать, выделять главное, устанавливать последовательность, делать выводы;
Воспитательная: - воспитывать чувство взаимопонимания; чувство толерантности; расширение кругозора учащихся.
- продолжить формирование интереса к древней истории страны.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: урок-исследование
Оборудование: учебники, оценочные листы, проектор; компьютер; презентация учителя; раздаточный материал для работы в группах.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя и учащихся Примечания Время (мин.)
1. Оргмомент
Приветствие. Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.   2. Слово учителя, целеполагание
Учитель: Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление и в 356 г до н.э. поджог красивый храм богини Артемиды в г.Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то хочет прославиться, совершая зло, а кто-то, - совершая хорошие поступки. Поднимите руки, кто хотел бы оставить свой след в истории? Сегодня я предоставлю вам возможность прославиться на уроке своими хорошими ответами, тем самым оставить как можно больше следов в истории. Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за работу на уроке вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным
Посмотрите на тему и определите для себя цели урока. Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Чему научиться? (каждая группа записывает на стикерах, зачитывают, вывешивают на доске)
Презентация
учителя. 3
3. Активизация
(стадия «вызова») Учитель: ученикам предлагается разгадать «Путаницу»
1.Вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога «ГИЛИЯРЕ» (религия)
2. Возникшее из собирательства занятие, надежно обеспечивающее людей растительной пищей «ДЕЗЕЛЕМЛИЕ» (земледелие)
3. Занятие древних людей, позволяющее добыть в основном растительную пищу «ВОЛЬТЕСТБИРАСО»- (собирательство)
4. Как называется община, состоящая из постоянного коллектива родственников «ЯДОРОВА» (родовая)
5. Термин, обозначающий последовательность событий во времени «ГИЛОЯРОХНО» (хронология) 5
4. Работа в группах (стадия осмысления) Учитель: Итак, у нас с вами урок-исследование. Каждая группа будет исследовать свою определенную проблему. У нас будет две группы археологов, антропологи, религиоведы, обществоведы. Группы получают свои задания. Внутри групп распределены роли участников групп: исследователь, секретарь, художник, оратор, тайм-кипер. Время на работу 10 минут.
1 группа «Археологи»
Задание: - составить археологическую карту Древнего Казахстана;
- уметь рассказать, объяснить свою карту;
- придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».
2 группа «Археологи»
Задание:- составить каталог древних орудий труда;
- уметь рассказать и объяснить;
- придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».
3 группа «Антропологи»
Задание: - представить этапы развития древних людей;
- уметь рассказать и объяснить;
- придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».
4 группа «Обществоведы»
Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров занятия и типы общественного устройства древних людей;
- уметь рассказать и объяснить;
- придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».
5 группа «Религиоведы»
Задание: - представить в виде рисунков, схем, таблиц, кластеров мировоззрения и религиозные представления древних людей;
- уметь рассказать и объяснить;
- придумать два вопроса по вашей теме- один «тонкий» и один «толстый».
Патриотическая физминутка. Все встали.
Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
Если вы уверены в своих силах, топните ногой.
Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши.
Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.
Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки. 10
1
4. Закрепление Учитель: Итак, мы с вами провели большую работу. Исследовали каменный век. Теперь необходимо выяснить, что же вы, как ученые археологи, узнали об этом периоде.
(группы представляют результаты своей работы, ватманы на доске).
Краеведческая пятиминутка (просмотр фильма «Как мы ездили на раскопки и в музей»)
Затем идет обмен придуманными вопросами: одна группа задает свои вопросы, другие отвечают, получают «следы». 15
3
5
5. Обобщение. Обратная связь Учитель: Мы с вами повторили все, что изучили по теме «Жизнь древнейших людей». Давайте с помощью метода шести шляп обобщим все, что было сегодня на уроке.
Узнали мы то, что хотели узнать в начале сегодняшнего урока?
3
5. Домашнее задание. Оценки. Рефлексия Подготовиться к контрольной работе.   2