Статья. Работа с одаренными детьми

Выступление на педагогическом совете школы ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ Одаренность человека это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Сегодня мы часто будем обращаться к таким словам как «одарённость, одарённый ребёнок, креативность». Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников. Одарённость это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Признаки одаренности это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности: 1) высокий интеллект – высокая креативность; 2) высокий интеллект низкий уровень креативности; 3) низкий интеллект высокая креативность; 4) низкий интеллект низкий уровень креативности. Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность. * Виды одарённости. Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная, общая и специальная. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.). Предлагаю более приемлемую в нашей школе – виды одарённости по видам деятельности (схема) При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы: - у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества. Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу; работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей; - необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей. Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов поддержать их и помочь самореализоваться. В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со "звездностью”. ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе Одна из важнейших целей при работе с ОД создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления. Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД 1. Создать систему выявления ОД: психолого-педагогическое исследование первоклассников; системное наблюдение за детьми из класса в класс, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом. 2. Организация учебного процесса: нестандартные уроки, включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины, работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания, предпрофильное и профильное обучение, выставка творческих работ 3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету организация исследовательской работы учащихся, опережающие задания творческого плана, участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах, обеспечение базового дополнительного образования: (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков), проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах, 4. Общеразвивающие мероприятия традиционные мероприятия в школе предметные декады Разминка: Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком "+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком "-” те, что не нравятся. 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, "на лету” схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. Каких "+” у Вас больше? Если чётных "+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко! * Работа с ОД диктует определенные требования к личности педагога: - желание работать нестандартно; - поисковая активность, любознательность; знание психологии подростка и психологии одаренных детей; - готовность педагога к работе с одаренными детьми. Уровень сотрудничества в учебной деятельности актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению. Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. * Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе. По окончанию учебного года руководители предметных МО определяют сроки декад и 1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы. Многие, но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает учитель-предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские способности. * Большую работу проводят наставники, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и городских конференциях . Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько это неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах, конкретных знаниях, вы помогаете сделать ученику шаг в будущее. Исследовательская деятельность развивает свойства мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь. 1. Активизация интеллектуальной деятельности учителей и учащихся через исследовательские 2. Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности. Как Елена Владимировна развивает креативные способности учащихся? Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе – учитель начальных классов. 3. Как учить? учить находить необычные нестандартные решения. Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена, длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше. Как? Вводите ТРИЗ (отдельные элементы теории и методики решения изобретательных задач). *Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности. Предлагаю в качестве разминки задачку: Дается шоколадная конфета в виде бутылочки, наполненная густым малиновым сиропом. Как она изготавливается? 1-й ответ. Сначала делают шоколадную бутылку, а потом заливают сироп. Учитель. Сироп должен быть густым, иначе конфета будет непрочная. А густой сироп трудно залить в бутылочку. 2-й ответ. Можно его нагреть, и он станет жидким. Учитель. Но вот беда горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку. Нужно сделать наоборот: не сироп заливать в бутылочку, а шоколадом покрыть сироп. Но как покрыть шоколадом жидкий сироп? Пусть будет жидким шоколад, а сироп твердым. Сироп замораживают в виде бутылочки и окунают в жидкий шоколад. Шоколад застынет, а сироп растает. Конфета готова. 4. Работа с ОД не ограничивается учебной деятельностью. Особая роль в развитии художественно-артистических способностей отводится воспитательной работе педагог – организатор. 5. По итогам педагогического совета прошлого учебного года было внесено решение о развитии волонтёрского движения и самоуправления в школе. 6. Развитие спортивных способностей – главное направления для укрепления здоровья учащихся – (учитель физкультуры) 7. Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. 1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования; 2. Учителям 4-х классов при переходе учащихся в основную школу предоставлять подробные сведения о выявленных способностях учащихся. (отв.руководитель ШМО учителей начальных классов) 3. Спланировать мероприятия по преемственности обучения учащихся (отв. зам директора по УВР) 4. Психологу школы совместно с классными руководителями регулярно проводить диагностику по изучению способностей учащихся и систематически анализировать результативность их развития (отв. педагог-психолог) 5.. Стимулировать творческую деятельность педагогов и работать по созданию условий для удовлетворения их потребностей (отв. администрация школы). 6. На заседаниях ШМО спланировать мероприятия по работе с ОД (отв. зам. директора по УВР Заканчиваем педагогический совет следующими словами: "К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием”
15