Статья Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы


Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.
Камышная Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя школа №33»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к быстро меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Эта способность обеспечивается, в том числе, и возможностью развития одаренности школьника в период обучения.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, что было отмечено в образовательной инициативе «Наша новая школа» (2009).
Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми мотивируют педагога к модернизации системы работы с одаренными детьми, дальнейшему обеспечению условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе и совершенствованию системы выявления разных видов одаренности детей.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с такими детьми.
Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей, а для того чтобы воспитать в школе ученика-личность, необходимо создать наиболее благоприятные условия для всех участников образовательного процесса через представление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интересов, творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации.
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными в этом направлении для уроков русского языка и литературы, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.
Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся.
Уроки русского языка и литературы в большей степени способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются:
выделение главной мысли текста,
построение схемы,
заполнение таблицы.
Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль.
Таким образом, каждый ученик совместно с учителем двигается по своей учебной траектории, что позволяет первому, независимо от изучаемой области, включать себя в целеполагание (учиться формулировать цель любой деятельности), организовывать и планировать свою деятельность, деятельность подчиненных, регулярно проводить анализ деятельности, корректировать ее, подводить итоги, делать выводы. Данный подход позволяет учителю организовать работу каждого ученика на уроке и дома, обеспечить сотрудничество ученика с одноклассником и учителем, скорректировать его деятельность, целенаправленно работать с целью достижения успешного результата.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
комплексная работа с текстом;
лингвистический анализ текста;
тематические (речевые) уроки;
«самодиктанты»;
лексические разминки;
сочинения-рассуждения, мини-изложения и мини-сочинения;
редактирование текста;
различные виды диктантов;
интеллектуально-лингвистические упражнения;
работа с текстами-миниатюрами;
сравнения двух текстов;
коммуникативные и игровые ситуации.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:
лингвистическая лаборатория;
урок-практикум;
урок - исследование;
урок - творческая мастерская;
урок - тест;
урок - конкурс;
урок – игра,
урок-путешествие,
урок-презентация проекта,
урок-конференция.
Системно-деятельностный подход позволяет «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Так, например, на уроке русского языка в 6 классе учащимся предлагаются следующие задания различного уровня сложности:
1. Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение.
1) Палец – перст = Лоб -?
2) Живой – мёртвый = Восторгаться-?
3) Брег – берег = Прах -?
4)Вседневно – всегда = Зело - ?
5) Закат – рассвет = Добродетель - ?6) Молодой – старый = Эгоист -?
2. Синонимом, какого из выражений является фраза «влюбиться без памяти»?
А) Вскружить голову
Б) Потерять голову
В) Отвечать головой
Г) Сломя голову
Д) Вешать голову
В старших классах на уроках русского языка используются задания повышенного уровня сложности:
3. Практико-ориентированное задание: «Стилистическая роль фразеологизмов».
Неумелое использование фразеологизмов в речи часто создает комический эффект, этим приемом успешно пользуются многие писатели-сатирики.
Напишите небольшой юмористический рассказ, статью или заметку о школьной жизни, употребив максимальное количество фразеологических оборотов. Вспомните, какие приемы могут заставить читателя улыбнуться.
4. Проблемное задание.
Почему от существительных мужского рода (названий профессий) кочегар, штукатур, пилот, матрос, электрик нельзя образовать соотносимые существительные женского рода по типу тракторист – трактористка? Аргументируйте свой ответ.
5. Мини-исследование.
В современном языке, по наблюдениям К.С.Горбачевича, появилось немало «обрубленных слов», образованных путем отсечения части слова (типа криминал – криминал/ный). Приведите пять примеров таких слов.
Подобного рода задания включаются в поурочные листы, контрольные, диагностические работы, в задания для проведения школьных олимпиад по русскому языку и литературе.
Наша школа с 1998 года является краевой экспериментальной площадкой по теме «Последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребенка 5-17 лет в условиях отдаленных территорий России». Результатом этой деятельности стал сборник упражнений для развития познавательных процессов у обучающихся. В подборе заданий для этой книги я принимала деятельное участие, разрабатывая и создавая подборку упражнений и заданий, которые способствуют развитию творческих и познавательных способностей учащихся. На уроках литературы в 5 классе использую следующие задания:
Тема: «Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки».
Представим себе такую ситуацию. Мы работаем в издательстве «Малыш» или «Детская литература», и нам предложили проиллюстрировать волшебную сказку «Царевна-лягушка» Причем предупредили, что в книге сказок к этому произведению опубликуют лишь две иллюстрации. Выберите из предложенных иллюстраций две, соответствующие прологу и являющиеся, на ваш взгляд, наиболее удачными.
Тема: «Рассказ И.С.Тургенева «Муму». Герои произведения».
Перечитайте отрывок рассказа со слов «Так прошел год…» до «Дело было к вечеру…»
Подготовьте по вариантам рассказ о герое (портрет, история жизни):
1 вариант – о Татьяне,
2 вариант – о Капитоне.
Кафедра русского языка и литературы, в состав которой я вхожу с 1999 года, проводит большую работу в этом направлении. Прежде всего, это связано с углубленным преподаванием литературы в филологических классах. Необходимо отметить, что программа В.Г.Маранцмана содержит произведения русской литературы, призванные создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. В нее также включены произведения зарубежной литературы, что подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса. В программе каждого класса выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения: «Литературное творчество», «Внеклассное чтение», «Теория литературы». Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств осуществляется за счет межпредметных и внутрипредметных связей.
Данные задания дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе, т.к. в их решении присутствует элемент открытия. От эффективности использования данных заданий и упражнений в обучении в значительной мере зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но и степень практической подготовленности школьников к будущей деятельности.
По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться в решении нестандартных задач, его мышление неизбежно начинает перестраиваться. Это проявляется в качественном развитии практически действенного, образного и понятийного теоретического мышления.
Внеурочная и внеклассная работа по русскому языку и литературе является логическим продолжением систематической познавательной деятельности учащихся на уроке. В школе систематически проводится Неделя «Погружение в Камчатку». В этот период по всем предметам делается особый акцент на каждом учебном предмете по региональному компоненту: в каждом классе проводятся экскурсии, классные часы, занимательные мероприятия, нетрадиционные уроки по родному краю.
К числу наиболее эффективных средств формирования универсальных учебных действий учащихся относится метод проектов, базирующийся образовательных технологиях. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе
решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников;
далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением;
распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
защита проектов, оппонирование;
коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Литература и русский язык как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре – дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.
Использование метода проектов развивает активное самостоятельное мышление ребенка, его творческие, интеллектуальные, коммуникативные умения: работать с текстом (чтение текстов, выделение главной мысли, вести поиск информации, анализировать ее, делать обобщения, выводы). Содержание текстов служит стимулом последующих высказываний учащихся, мысли - поводом к общению. Учащиеся учатся вести беседу, дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументацией, используя имеющиеся необходимые знания в любой ситуации, активно, самостоятельно, критически мыслить.
Уроки, на которых используется метод учебного проекта, способствуют формированию комплекса универсальных учебных действий. Каждый ученик имеет возможность выступать в различных коммуникативных ролях и являться субъектом собственной коммуникативной стратегии, его коммуникация встроена в деятельность и обусловлена ею. Все это способствует развитию коммуникативной компетентности. Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки познавательной компетентности. Он находит нужную информацию, обрабатывает и использует для решения поставленных задач, развивая информационную компетентность.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель: повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой, организацией «круглого стола», консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.
В своей работе использую следующие типы проектов:
Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Структура исследовательских проектов:
аргументация актуальности принятой для исследования темы,
определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
определение методов исследования, источников информации,
выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,
обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
Использование в обучении метода проектов способствует формированию исследовательских навыков учащихся, активизирует их деятельность. Для реализации метода проекта на всех его этапах использую информационно-коммуникационные технологии. В старших классах предлагаю ученикам написание самостоятельных научно-исследовательских работ для участия в конференциях разного уровня.
Таким образом, помимо специальных умений, проверяются умения учащихся находить информационный ресурс как в традиционных источниках, так и в сети Интернет, публичной защиты проведённой работы, развиваются навыки исследовательской деятельности. На компьютере оформляется вся сопроводительная документация, а также создаётся конечный «продукт» проекта. 
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
В 9в (филологическом) классе самая значимая и объемная тема – «Классицизм», поэтому обобщая учебный материал по данной теме, я предложила учащимся поработать над созданием проекта «Памятники эпохи классицизма». Реализация этого проекта помогла ученикам соприкоснуться с эпохой, углубить свои представления об этом периоде.
Развитию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся 9в класса способствовала подготовка проекта по «Божественной комедии» Данте.
На 1-м этапе – погружении в проект – я старалась пробудить у обучающихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате совместно с учащимися была определена цель и задачи проекта – поиск способов решения проблемы проекта.
На 2-м этапе организую школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. Например: представить краткий биографический очерк; собрать и представить материал о художественном мире поэта по различным направлениям.
При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. В связи с этим использую дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно-ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.
3-й этап – осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.
4-й этап - презентация проекта – как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Для успешной работы на этапе презентации стараюсь научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы
При изучении поэзии Серебряного века в 11 классе провожу проектные работы по созданию «Поэтических сборников» и презентаций по творчеству представителей данной эпохи.
Цель проекта: выявить самое яркое, интересное, познавательное в каждом из направлений данного периода.
Задачи:
- познакомиться подробнее с биографией и творчеством поэтов Серебряного века;
- составить хронологические таблицы по биографии и творчеству одного из поэтов;
- найти портреты, соответствующие замыслу;
- найти такие высказывания о поэте, которые определяли бы суть его характера и творчества;
- определить стихотворения, которые могли бы послужить своеобразной “визиткой” творчества поэта;
- придумать видеообраз творчества поэтов, основываясь на изученном материале;
- изучить материал по оформлению и дизайну;
- выбрать стиль оформления, соответствующий творчеству поэта;
- оформить «Поэтический сборник», обосновать выбор обложки и названия сборника, подборку стихотворений;
- составить презентацию.
Подобная работа помогает старшеклассникам не только познакомиться с поэтами Серебряного века, но и закрепить в памяти особенности их личности и творчества, полюбить удивительный мир русской поэзии.
При изучении творчества Н.В.Гоголя учащимся 10 класса было предложено выполнить проектные работы по созданию образов помещиков. Данная работа направлена на приобретение новых знаний и освоение новых для старшеклассников способов деятельности. Проводя проектную работу, необходимо было обучить ребят способам и приемам самостоятельной работы со специфическими источниками информации.
В результате этой работы получено оригинально выполненное наглядное пособие по изучению творчества отдельных поэтов и всего XIX века в целом.  
Очень важно формировать у учащихся критическое отношение к информации, извлечённой из сети Интернет. С этой целью предлагаю сопоставить данную информацию с материалами справочников, энциклопедий. Учащимся было интересным и такое задание: ознакомиться с материалом и найти в нём ошибки, которые были заранее «допущены» учителем, затем исправить эти ошибки и обосновать своё мнение. Подобные формы деятельности приучают детей к осознанному выбору информации и решают определённые воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного и познавательного действия. 
Практико – ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
При подготовке к урокам и ЕГЭ учащиеся составляют дидактические материалы, которые позже используются на уроках.
Составленные и подобранные тесты используются на уроках для: актуализации знаний учащихся; проверки домашнего задания; закрепления изученного на уроке материала; итогового тематического контроля.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
- увеличивает объем использования наглядности на уроке;
- экономит время учителя при подготовке к уроку.
Таким образом, метод проектов является хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности легко овладевают знаниями, умениями и навыками, развивают личностные качества, необходимые для жизни, а также приобретают опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Для реализации метода проекта на всех его этапах использую информационно-коммуникационные технологии.
Важное место среди универсальных учебных действий отведено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на компьютерной грамотности учащихся. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого и интеллектуального потенциала школьников. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее (использование визуальной информации, интерактивного демонстрационного материала, тренажеров). ИКТ активизируют самостоятельную поисковую работу учащихся.
Презентации Power Point являются одним из типов мультимедийных проектов, представляющих собой последовательность слайдов, содержащих текст, цифры, графику, анимацию, видео, звук. Презентации использую на уроках во время лекции или защиты проектов учащихся. Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учащимся ярко и доступно излагать учебный материал, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.
Обобщение опыта работы было представлено на краевой научно-практической конференции «Тенденции лингвистического образования в современной школе» в секции «Инновационные методики, пути их внедрения на уроках русского языка. Решение нестандартных задач. Школа – 2100, Школа XXI века, развивающее обучение» (из опыта работы).
Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий, позволяет добиваться существенных успехов в обучении и воспитании учащихся.
Таким образом, использование современных образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода позволило мне создать условия, в которых учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию предметных, метапредметных и личностных результатов школьника.
Полученные результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. Учащиеся показывают стабильно высокие знания, подтвержденные государственной итоговой аттестацией. Мои ученики – творческие, увлеченные, активные и целеустремленные личности, они коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, не ущемляя интересов оппонента. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству, ведь, по словам великого А. Эйнштейна: «Образование – это то, что остаѐтся у человека, когда он забудет всѐ, чему его учили».
Список литературы
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б.Богоявленская.- Ростов н /Д.,1983.
Брославская Т.Л. Методические рекомендации для учителей – словесников по работе с одарёнными детьми на уроке./ О.В.Касперская. Система работы с одарёнными детьми.- Волгоград.,2011.
Грязева В.Г. Одарённые дети: экология творчества/ В.Г.Грязева, В.А.Петровский.-М.;Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993.-40с.
Кошкина Н.В. Проектная деятельность учащихся и её роль в развитии одарённости/ О.В.Касперская. Система работы с одарёнными детьми - Волгоград.,2011.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости / А.М.Матюшкин// Вопросы психологии.-1989 - №6- С.29-33.
Матюшкин А.М. Загадки одарённости/А.М.Матюшкин. М.,1992.
Панченко И.В. Использование современных образовательных технологий в преподавании литературы и русского языка/О.В.Касперская. Система работы с одарёнными детьми - Волгоград, 2011.