Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Килина Е.А., преподаватель естественных дисциплин
БПОУ УР «УРСПК»
Современное общество характеризуется рядом особенностей, к которым можно отнести возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов, на коммуникации между отдельными специалистами, на необходимость решения глобальных экологических, технологических, производственных и образовательных проблем совместными усилиями специалистов различных стран или общественных организаций. Формированию зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Обучение с помощью ИКТ – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения обучающихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответы на поставленные ранее вопросы.
Исследование проблемы формирования познавательной активности обучающихся обусловлено современными социальными и экономическими реалиями. На сегодняшний день наблюдается тенденция развития образования, что обуславливает как количественные, так и качественные изменения в данной сфере. Значительно увеличилась численность обучающихся и, как следствие, изменился социальный состав студенчества, что в некоторой степени подорвало социальную и интеллектуальную однородность обучающихся. Кроме того, на современном этапе развития экономики нашей страны возникла необходимость социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, профессиональной мобильностью, самостоятельностью, умением постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, профессионально реализоваться и поддерживать дальнейший творческий рост. Все это ставит задачу воспитания обучающегося, способного взять на себя ответственность за свое образование, стать субъектом собственного профессионального развития.
Сформированная познавательная активность позволяет личности актуализировать свой потенциал, моделировать профессиональное мастерство и творческое саморазвитие, строить перспективы дальнейшей профессиональной деятельности и осуществлять самообразование на протяжении всей жизни. Формирование современного специалиста неотъемлемо связано со становлением его как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности, а также его профессиональной подготовкой, осуществляемой в системе образования. Именно поэтому вопросы формирования познавательной активности, профессионального саморазвития специалистов и определения организационно-педагогических условий, в рамках которых эти процессы оказываются наиболее эффективными, приобретают свою особую актуальность.
Наступивший XXI век требует от преподавателя не столько «наполнения» головы обучающегося разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Это все можно назвать процессом информатизации, особенность которого состоит в сборе, обработке, передаче и использовании информации посредством современных средств информационного взаимодействия и обмена.
Современные тенденции развития сферы образования заставляют по-новому взглянуть на проблемы формирования познавательной активности у обучающихся.
Стране нужен специалист, быстро реагирующий на изменения, происходящие в обществе, стремящийся к непрерывному совершенствованию, а этого можно достичь, только расширяя и углубляя свои знания.
По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых учебным трудом, которые отличаются наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации.
О необходимости развития познавательной активности в процессе обучения писал ещё К.Д. Ушинский. Он говорил, что им следует передавать не только готовую информацию, но и развивать в них желание и способность самостоятельно приобретать новые знания. Преподаватель должен дать понять обучающемуся, что нужную информацию можно извлекать не только из книг, но также можно использовать современные технологии, обращаясь к мировым информационным ресурсам.
В словаре С.И. Ожегова познание рассматривается как приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира, а также совокупность знаний в какой-нибудь области. Там же познавательную активность определяют как деятельность, направленную на оживление действий, мыслей в определённой области, способствующую познанию, расширению знаний.
В учебнике по педагогике (П.И. Пидкасистый) под познавательной активностью понимается наличие у человека своего понятия, суждения, мышления, оценок на окружающую действительность, а также свобода в действиях, поступках, в принимаемых решениях, независимость своего мнения от мнения окружающих.
Ряд ученых анализируют познавательную активность как естественную склонность обучающихся к познанию, так, Г.И. Щукина находит «познавательную активность» как качество личности, которое включает влечение личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности становится постижение знаний, по их представлению, при устойчивом проявлении усердия к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы означают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Формированием познавательной активности у обучающихся является становление его как субъекта, достижение такого уровня развития, при котором они оказываются в силах самостоятельно ставить перед собой цель в области какой-то определенной профессии и целенаправленно без чьей- либо помощи идти к ней; когда они могут планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, т.е. самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
Требования к профессиональной подготовке специалиста в учреждениях СПО подразумевают наличие умений осуществлять непрерывное самообучение, совершенствование профессионального мастерства – самостоятельную доподготовку, объём которой он сам же должен определять.
Для оптимального разрешения педагогических проблем необходимо использование электронных технологий, эта платформа дает возможность контролировать познавательные процессы обучающихся во внеаудиторное время. Также легкость в использовании ИКТ повышает уровень мотивации и способствует формированию информационно-коммуникационных компетенций, которые необходимы современному обучающемуся.
Разработанная модель включает следующие основополагающие компоненты:
– содержательно-целевой;
– содержательно-образовательный;
– образовательно-деятельностный;
– результативный.
В содержательно-целевом компоненте отражены цель, задачи и содержание образования.
Цель моделирования – развитие познавательной активности обучающихся в процессе самостоятельной работы.
Достижение данной цели возможно путём решения следующих основных задач:
– раскрытие сущности, структуры и организации самостоятельной работы обучающихся;
– оценка роли образовательного процесса в развитии самостоятельной работы и познавательной активности обучающихся;
– оценка уровня развития самообразовательной деятельности обучающихся.
В результате появилось много различных идей организации обучения и последовал вывод, что для формирования у обучающихся познавательной мотивации, активизации учебной деятельности с успехом могут быть применены игровые формы обучения, а также ИКТ. Использование ИКТ технологий способствует тому, что все материалы практических занятий доступны обучающимся и легко могут использоваться для самостоятельного изучения, т.е. учебные материалы делают процесс подготовки будущих специалистов простым и более насыщенным.
Именно постоянные усилия в области самостоятельного познания, эмоционального, интеллектуального, волевого характера формируют у обучающихся активную социальную позицию, что является одной из важнейших задач образования.
Литература
1.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий [Текст] / О.Ю. Марчукова // Молодой ученый. – 2012. – № 7. – С. 290–291.
2.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 2008. – С. 190.
3.Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова – 4-е изд., – М.: Азбуковник, 1999. – С. 21, С. 548.
4.Студенческий возраст и организация познавательной активности студентов/ С.Н. Казначеева // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 4. – С. 46.
5.Формирование познавательной самостоятельности студентов / В.А. Одинцова // Инновации в образовании. – 2009. – № 11. – С. 99–101.
6.Инновации. Инициатива. Опыт. И.Н. Аляева № 1 сентябрь 2011 г. – С. 46–47.