МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ ПО ТЕМЕ: «Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№3»
МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
НА РАЙОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ
ИМЕНИ К.А. МИКСОН
ПО ТЕМЕ:
«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства»
Автор: Тельных Ольга Викторовна,
учитель ИЗО
МБОУ БСОШ №3
п. Березовка, 2015г.
Оглавление
Введение_____________________________________________________3
Психолого - педагогические аспекты ситуации успеха_______________3
Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”___________________4
Технологические приемы создания ситуации успеха________________5
Приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО__________________6
Эффективность используемых приемов___________________________9
Список используемой литературы_______________________________10
Введение
Уроки изобразительного искусства таят в себе огромный развивающий потенциал: тренируется восприятие, мышление, зрительная, слуховая и кинестетическая память, развивается способность чувствовать прекрасное через многообразие цвета, формы, познается глубина и многомерность окружающего пространства. Все это ребенок может получить только при одном условии – если он будет желать этим овладеть. Но ни для кого не секрет, что отношение учащихся, родителей и учителей к данному предмету всегда было не серьезным. Почему? Такой вопрос стоял передо мной. Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному предмету и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогического сообщества.
2. Психолого - педагогические аспекты ситуации успеха
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал Константин Дмитриевич Ушинский: он утверждает, что «…только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».
Василий Александрович Сухомлинский говорит о том, что «…методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха».
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет Август Саламонович Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, «если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения».
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Виталий Александрович Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.
Создание ситуаций успеха, по мнению Г.А. Цукермана, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие характеристики действий учащихся:
несимметричность взаимодействия: т. е. ребенок осуществляет поиск недостающих ему знаний;
познавательная инициатива ребенка: в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо узнать;
- обращение с конкретным запросам нового знания: т. е. обращение в
случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности.
На такой же позиции стоит Иван Федорович Харламов, доктор педагогических наук. По его мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.
Этой же точки зрения придерживается Сергей Александрович Смирнов. Известный педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.
В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Смирнов А.С. выделил следующие принципы организации учебной деятельности:
- отношение к ребенку как к субъекту,
- формирование личностного стиля взаимоотношений,
- создание положительного эмоционального фона.
Учитель может создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель способен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; учителю нужно помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.
Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной личностью.
Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин, это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
4. Технологические приемы создания ситуации успеха
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом приемов, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Технологические приемы создания ситуаций успеха:
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
5. Приемы создания ситуации успеха на уроках ИЗО
Изучив подробно опыт создания ситуации успеха, я стала думать, как применить его в своей работе с детьми, как я могу моделировать такие ситуации, результатом которых станет успех как отдельно взятого ученика, так и класса в целом?
В дошкольном возрасте дети охотно и с желанием занимаются рисованием, но, начиная с младшего школьного возраста, все больше проявляются дети с комплексами по отношению к своим изобразительным возможностям. Это происходит от того, что дети уже начинают учиться оценивать и сравнивать заданные рамки с получившимся результатом у себя и своих одноклассников, а еще чаще происходит от того, что когда - то некорректное критическое замечание выскользнуло из уст взрослого. Еще хорошо способствуют развитию комплексов те же одноклассники, которые считают нужным неловко посмеяться над неудачами других.
Поэтому на моих уроках, в первую очередь, дана четкая установка на то, что у каждого художника есть свой почерк, своя манера письма – так и у каждого, кто занимается рисованием, будет проявляться свой неповторимый стиль. Свое объяснение всегда сопровождаю доказательствами, в данном случае, репродукциями картин, которые мы анализируем вместе.
При такой позиции дети начинают по - другому относиться к рисункам своих сверстников и к своим рисункам: стараются уважительно высказываться в адрес чужих работ, учатся критиковать аргументировано.
Для того чтобы анализ рисунков был обоснованно грамотным – мы, совместно с учащимися ввели правила рисования, единые для любого рисунка, выполнив которые, изображение становится завершенным, либо над ним нужно еще потрудиться. Правила очень простые – их всего шесть, но выполнить их детям любого возраста не совсем легко, так как для четкого выполнения требуется тренированное восприятие и глазомер, чувство пространства и опыт владения инструментом. Например, первое правило касается композиции рисунка и звучит оно так: «Рисуем во весь лист»! Одновременно показываю примеры правильного и неправильного решения композиции. А если в результате кто - то из детей не смог нарисовать «во весь лист», учу, как можно выйти из положения (ведь есть люди, у которых стиль работы – создавать все мелкое, например, Левша), в таком случае я прошу дополнять рисунок другими предметами, подходящими по смыслу.
Для детей всегда являлось проблемой понимание того, когда же все – таки работа над рисунком закончена, поэтому, нарисовав, заполнив лист рисунком и раскрасив его, спешат к учителю получить оценку своего труда. И тут я могу сказать, что даже профессиональные художники сталкиваются с такой проблемой постоянно, работая над картиной. Что же делают художники в таком случае? Они создают ситуацию, при которой их глаза по - другому посмотрят на свое творение: уходят прогуляться, накрывают картину драпировкой, чтобы глаза отвыкли от нее, приглашают друзей или критиков высказать свое мнение, но что они делают очень часто во время работы – отходят подальше и смотрят на нее под другим углом или расстоянием и даже смотрят на нее в зеркало. Вот и я в своей работе этому приему учу детей. Этот прием побуждает детей не бросать рисунок незавершенным, а доводить его до логического финала. Данный прием «визуализации» с одной стороны помогает детям увидеть слабые и сильные стороны своего творения, доводить начатое дело до конца, а с другой стороны, содействует приобщению детей к публичной демонстрации своего результата.
Использование данного приема я также аргументирую традициями, сложившимися у художников: «Каждое творение должно найти своего зрителя на выставке»! Я побуждаю детей делиться своими успехами.
И наконец, еще один прием, которым я хотела бы поделиться с вами, он касается непосредственно самого процесса рождения рисунка на чистом листе бумаги. Именно на этом этапе сложнее всего добиться ребенку состояния успешности. Часто бывает, что задумка изображения хорошая, а манера исполнения страдает из – за технического несовершенства. И здесь я опять обращаюсь к опыту художников - прежде чем создать картину, мастер проводит огромную предварительную работу, много изучает строение предмета во всех ракурсах, рисует наброски и что самое важное – созерцает предметы окружающего мира, с целью заметить в них что – либо новое, едва уловимое. Они каждый день оттачивают свое мастерство. А передо мной дети общеобразовательной школы, которые такого опыта не имеют, которые имеют несовершенное восприятие на стадии формирования, значит, их с этим опытом надо познакомить – дать им возможность увидеть то, что они нигде не увидят: как рождается рисунок.
И я заметила, что на тех уроках, когда я сама рисую много и объясняю детям последовательность изображения, вместе с детьми вычленяю формы, цвет и так далее – успешных рисунков в итоге больше. Поэтому для создания ситуации успеха у детей я стараюсь показать детям процесс изображения предмета по заданной теме, по возможности, в разных техниках и разных ракурсах.
В наше время есть отличная возможность для применения такого приема через показ видео. Для меня такой способ демонстрации прежде всего удобен тем, что экономятся изобразительные материалы, во – вторых, видео можно в любой момент остановить и вернуться к нужному фрагменту. Для детей это удобно тем, что изображение большое и его хорошо видно с любой точки кабинета. Снято видео таким образом, чтобы хорошо было видно, как работают рука и инструмент. Моя задача в это время – дать более полные комментарии о происходящем на экране, объяснить нюансы поворота кисти, особенности выбора цвета и тому подобное.
Очень много рисую на доске мелом, особенно в те моменты, когда во время самостоятельной работы у ученика возникает вопрос, например, как нарисовать скамейку, – я подхожу к доске и рисую несколько видов скамеек в разном положении. Ребенок сам выберет, какую он сможет нарисовать, но в это время и другие дети смогут получить опыт наблюдения и зрительного восприятия образа.
Когда я применяю данные приемы, желающих подражать увиденному, попробовать свои силы, становится больше, и количество детей, довольных результатом своей деятельности на уроке, значительно увеличивается.
Эффективность используемых приемов
Выбранное мною направление по созданию ситуации успеха на уроках изобразительного искусства уже дает свои плоды:
я перестала слышать на уроках высказывания учащихся подобно таким как: «я не умею», «у меня не получается» или «я не художник и никогда им не стану»;
качество рисунков становится лучше, что замечают даже сами дети;
дети учатся критериально оценивать свой труд и результаты других детей, принимая критику адекватно, с целью улучшения своего мастерства; понимают, чтобы результат стал признанным – надо выполнить определенные правила;
с начала учебного года в школе прошли общие тематические выставки: «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «80 лет родному краю», «Мамочка моя милая» (ко Дню матери); выставки лучших работ учащихся: «В мире прекрасного», «Красота в красках», «Цветной калейдоскоп». Все больше детей охотно участвуют в выставках. Последняя выставка рисунков, посвященная 70 летию Великой Победе, не вместила всех желающих поучаствовать в ней, поэтому работы будут размещаться в несколько этапов.
7.Список литературы
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991
Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – АПРЕЛЬ ПРЕСС ЭКСМО-ПРЕСС, 2001
Психология и педагогика: учебник (под редакцией А.А. Радугина). – М.: Центр, 1999
Социально-педагогические условия создания ситуации успеха, активизирующих позитивное общеличностное развитие подростков// Ж-л Лучшие страницы педагогической прессы. №4, 2001
Сухомлинский В.А.  Сердце отдаю детям. – Киев: Рад. Школа, 1988
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1974