Информационные технологии на уроках литературы и русского языка как средство формирования образовательных компетенций (обобщение опыта работы)


Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства
Информационные технологии на уроках литературы и русского языка как средство формирования образовательных компетенций
(обобщение опыта работы)
Преподаватель русского языка и литературы
Бобряшова Светлана Анатольевна
1.Наименование опыта. Предмет преобразования в ходе инновационной деятельности.

Мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80 - х годов XX века и до сих пор продолжает наращивать темпы. Вот её основные вехи: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, создание глобальной информационной компьютерной сети Интернет. В окружении телевизионных экранов и мониторов компьютеров выросло уже целое поколение, которое отличается от предыдущих особым способом восприятия информации.
Одним из приоритетных направлений этого процесса является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.  Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения, заставив преподавателей решать проблемы, о существовании которых ещё несколько лет назад мы даже и не подозревали.  Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы как средство формирования образовательных компетенций стало предметом преобразования в ходе инновационной деятельности.

2.Мотив к инновационной деятельности.

Наше учебное заведение является одним из самых престижных в Липецкой области. Основой стратегии, определяющим направлением деятельности колледжа в настоящий период, является обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки молодёжи с целью ее социальной адаптации и занятости в условиях экономического развития Липецкой области. Из года в год подростки, заполняющие кабинеты колледжа ,разительно меняются, другими становятся стиль общения. И обучающиеся, и мы стали по-другому мыслить, изъясняться, воспринимать и понимать мир. Это и стало основным мотивов к инновационной деятельности.
3. Концептуальная идея инновации.

Во 2 главе п.1 Федерального закона «Об образовании» говорится,что «Государственная политика в области образования основывается на …
гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровье человека, свободном развитии личности, воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье…»
В современном российском обществе значительно возрос интерес к истории, культуре, искусству, духовным ценностям прошлого. Литература – это не только предмет программы, литература – это величайшее наследие, доставшееся нам от предыдущих поколений. Это книги, которые читали наши родители, бабушки и дедушки, читаем и перечитываем мы. Они помогают нам жить, познавая мир в художественных образах. Не случайно президент РФ В. В. Путин 2015 год объявил Годом литературы в России.


Введение ИТ в учебный процесс расширяет мои возможности как преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют реализовать обучение русскому языку и литературе
В Государственном стандарте по русскому языку определены три задачи курса русского языка и литературы: это формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции.
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне-развитой личности, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
 Языковая компетенция - способность учащихся владеть русским
языком ,культурой речи.
Следующий тип компетенций - лингвистическая, которая обеспечивает познавательную культуру личности обучающего, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.
Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции - коммуникативная, которая предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой


деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста. (слайд)
Формирование всех выше перечисленных компетенций происходит на уроках русского языка и литературы с применением ИКТ, это и является концептуальной идеей инновации педагогической деятельности.

4.Актуальность инновации.


Актуальность данной темы связана с тем, что компьютеры все активнее вторгаются в гуманитарные области образования, их умелое применение вызывает стойкий интерес у обучающихся к предмету, помогает учиться с увлечением, добиваться высоких результатов в учебной деятельности.
Я считаю применение информационных технологий как средство формирования образовательных компетенций актуальным на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают коммуникативные способности, повышают мотивацию учения, совершенствуют формы контроля и диагностики ,расширяют наборы применяемых задач, соединяют индивидуальные и групповые формы работы осовременивают урок.
Моя педагогическая практика показывает, что обучающиеся охотно идут на уроки с использованием ИКТ ,вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.
5.Методические аналоги инновации.

Начало поиска и разработка теоретических основ педагогических технологий у нас в стране была сделана Н.Ф.Талызиной, Ю.К.Бабанским, Беспалько.
Но только системное применение информационных технологий как средство формирования образовательных компетенций позволяет оптимизировать деятельность преподавателя на уроке, т.е. повысить качество обучения за счёт улучшения качества деятельности преподавателя. В этом мне помогает имеющийся опыт известных учёных-методистов, например, Т. Ф. Курдюмовой, В. Г. Маранцмана, М.Г.Качурина, Л. С. Айзермана и т.д., а так же сотрудничество с педагогами регионального отделения Общероссийской общественной организации « Ассоциация учителей русского языка и литературы», членом которой я являюсь с 2015 года.
6.Является ли данная инновация инициативой преподавателя или отвечает на запрос администрации колледжа?

6. Является ли данная инновация проявлением инициативы преподавателя или отвечает на запрос администрации колледжа?

7. Сущность опыта.


Хочу поделиться сущностью опыта своей работы. У меня в кабинете № 28 русского языка и литературы установлены компьютер, мультимедийный проектор , создана медиатека по изучаемым предметам.
Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по предметам, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д.
Я считаю, что очень целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку и литературе, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения.
Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций,)

Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры).


В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля).


В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии).


8.Из опыта работы.

Основная цель моей работы – формирование образовательных компетенций средствами информационных технологий.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:
способствовать овладению учащимися необходимыми знаниями;
при помощи информационых технологий прививать интерес к русскому языку и литературе как к предметам изучения,
развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, их умение приобретать новые знания, работать с различными источниками информации( фотоотчет).
9.Описание средств достижения целей..На уроках русского языка и литературы я использую самые различные тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы, такие программные продукты, как «Фраза», «Школьный курс русского языкаи литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. Литература 5-11 класс», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
С помощью мультимедийного проектора я демонстрирую презентации из слайдов, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. В моей личной коллекции более 1000 презентаций по русскому языку и литературе.
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения.  В этом может помочь компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.( слайд с примером)
Коллекция дисков виртуальной школы ценна тем, что материал на них представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь.
В используемой программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература.» известных разработчиков программного обеспечения издательства «Дрофа», материал дан по основным разделам литературы. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы можно послушать арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, проникнуться романсом «И скучно, и грустно» и т.д. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предложить кроссворды, криптограммы, тесты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева и т.дСегодня на уроке литературы мы совершаем виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, можно побывать в его музее , услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты .В этом поможет электронная библиотека русской классической литературы.
В кабинете литературы представлена видеотека шедевров советского и русского кинематографа по произведениям писателей 19-20 веков. Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.
Важнейшим направлением использования информационных технологий как средство формирования ключевых компетенций в учебном и воспитательном процессе считаю проектную деятельность учащихся. Выполнение ученических работ в виде презентаций, докладов с помощью компьютерных программ позволяет формировать и развивать навыки самообразования , соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне. ( слайд с примером)
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала обучающихся. Мне приходится помогать ребятам в том, как ориентироваться в обилии информации в Интернете, как надо находить нужное, как обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши обучающиеся приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная. Что я могу сделать, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п. (слайд с примером)
При выполнении самостоятельной работы ребята оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы и т.д. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.(слайд)
Невозможно обойтись сегодня и без компьютерной поддержки при организации и проведении внеклассной работы по русскому языку и
литературе. Подготовка презентаций — это творческий процесс, совместная деятельность преподавателя и обучающегося. Результатом этой работы стали электронные продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят, прививают интерес к предмету и используются во время проведения предметной недели.
Считаю, что использование информационных технологий обучения в системе существенно влияет и на формирование образовательных компетенций: умение работать с информацией (поиск, отбор материала; сравнение, обобщение, вычленение существенного, анализ информации, полученной из разных источников, в том числе и в сети Интернет; применение её в практической деятельности в нестандартной ситуации).
Таким образом, использование ИКТ на уроках способствует формированию ключевых компетенций, значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
10.Условия для реализации проекта.
Необходим ИНТЕРНЕТ в кабинете.
11.Результативность опыта:
Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне:
1. Значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов 2. Подготовить учащихся к итоговой аттестации.
4.В различных конкурсах по предмету я и мои обучающиеся являются победителями и призерами ( фотоотчет).
12.Трудоемкость опыта.
Рассказывая сегодня об опыте своей работы, я должна сказать, что временные и интеллектуальные затраты времени на все, о чем я говорила, просто колоссальны. Иногда не хватает 24 часов в сутки, но иначе сейчас нельзя.
13.Доступность опыта.
Я контактирую со всеми преподавателями общеобразовательных дисциплин. Мы обмениваемся опытом, делимся друг с другом идеями, педагогическими находками. Опыт моей работы доступен молодым коллегам, мне приятно помогать нашим молодым педагогам.
Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные технологии облегчают творческую работу преподавателя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
1. Канаво В. А. Интернет-технологии в образовании // http://www. *****
2. Клюева Н. Н. Проектная методика // http://nota. /teachers/open/klyueva. htm3. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 20с.
4. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // - Народное образование. - № 10. – 1999.
5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательн6.Болотов, В. А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14
7.Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 91 - 94. (Информатика и информатизация образования)
8.Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования [Текст]/ О. В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176с.
9.Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст]/ В. М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.
10.Степанов, С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
11.Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).
12.Шитов, С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов. - Мир образования - образование в мире. - 2001. - №7