Методический материал по теме Индивидуальный проект как средство деятельностной технологии


МБОУ «Богатенская основная общеобразовательная школа»
Ивнянского района, Белгородской области
Мастер – класс
Индивидуальный проект как инструмент деятельностной технологии
Подготовила:
учитель английского языка
Бредихина Наталья Федоровна
2014 – 2015 г.
Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением.
А. ДистервегОдним из основных компонентов школьного образования является ориентация на практические навыки, на способность применять в жизни знания, умения и навыки, реализовывать собственные проекты.
Проект – это план, замысел, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, программа, отношение, модель, книга, плакат и т. д. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Что такое проект для учителя? Проект — это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Этапы проекта:
1 этап — мотивационный
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой у детей. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть для них актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
2 этап — планирующе-подготовительный
Идёт разработка замысла и плана проекта, выбор темы, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта; формулируются задачи, план действий. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию.
3 этап — информационно-операционный
Здесь идёт реализация проекта, поиск источников информации, сбор материала. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4 этап — рефлексивно-оценочный
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, он решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, осмысление хода и результата работы. 
Проектная деятельность способствует формированию коммуникативной компетенции на элементарном уровне при обучении иностранному языку на начальном этапе. Использование метода проектов на уроках помогает научить школьников понимать звучащую речь на иностранном языке, сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение. Кроме того, применение метода проектов повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка, в частности, путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.
Проектное обучение способствует:
повышению личной уверенности учащихся;
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
развивает у учащихся исследовательские умения.
развивает интеллектуальные умения, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, помогая приобрести определённые учебные навыки.
При работе с младшими школьниками следует помнить о возрастных особенностях учащихся. Проект в начальной школе не может быть сложным. Задание должно соответствовать уровню знаний и умений учеников, отражать их интересы. При проведении проектной работы перед учителем может возникнуть ряд проблем:
Организация Проекты создают дополнительную работу для учителя. Они требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и т. д.
Некоторые советы в организации проектов:
Тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает еще до начала работы над проектом, какое конкретное задание ему предстоит выполнить.
Не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать.
Терпимо относитесь к шуму. Учащимся потребуется иногда встать, чтобы взять ножницы или заглянуть в справочник. Такой вид шума — это естественная составляющая продуктивной работы, но пресекайте любой другой шум, не связанный с выполнением задания.
Внимательно наблюдайте за тем, что делают ребята. Если они не поняли свое задание, не отменяйте его. Остановитесь и выясните, в чем проблемы. Разберитесь в каждой из них.
МониторингНеобходимо знать, что делает ученик за пределами класса. Но, с другой стороны, проект — это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы не было слишком строгого контроля, подавления инициативы.
Личностные проблемыУчитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях со своими одноклассниками. Но, с другой стороны, работа над проектом дает ребятам возможность проявить склонности и таланты, например оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-английски, и т. д.
Выполнение проектов:Большинство проектов можно сделать индивидуально, коллективно или в групповой форме. Работа в группах над проектом носит более творческий характер. В школах, где составляет малый контингент обучающихся в классах, учителя, в своей работе могут использовать методику проведений индивидуальных проектов, как одно из средств деятельностной технологии обучения иностранному языку.
Первые попытки использовать отдельные элементы проектной методики учителя предпринимают уже во 2 классе. Начинаем с темы «Знакомство». Целью проекта «Знакомьтесь, это я!» является формирование умений речевого взаимодействия применительно к данной теме (умение рассказывать о себе (о друзьях, персонажах), называя свое имя, возраст, страну, номер телефона; умение задавать соответствующие вопросы и т. д).
Задачи: усвоение РО приветствия, прощания, построение предложений с глаголом to be (I am…, I’m from…), развитие умения задавать специальные вопросы (what, where, how old), обучение построению простейших монологических и диалогических высказываний. Таким же образом во 2 классе выполняем проекты по темам «Моя семья» и «Мой любимый литературный герой», «Мое любимое животное» и др. Очень нравится ученикам тема «My ABC», в ходе, которого дети изготавливали книгу-азбуку, подбирая на каждую букву слово и его иллюстрацию.
При выполнении проектов учащиеся узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс. На предварительных уроках в рамках лексической темы учащиеся вместе с учителем прорабатывают грамматический материал, лексику, которая будет использоваться в проекте. На итоговом уроке пройденной темы устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают подготовленные ими материалы. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать.
Со временем проекты усложняются по форме и по содержанию, они продолжают оставаться краткосрочными, не выходящими за рамки одной лексической темы. Готовясь к работе, дети предлагают разные варианты оформления и материалы для работы. При работе мы обязательно обращаем внимание на культуру оформления, грамотность, аккуратность. Часто я подчеркиваю, что объединив наши проекты, объединив наши усилия, мы можем создать что-то полезное для себя, для класса, для школы или для друзей.
Почти каждая тема может быть предметом проектной деятельности: «Любимое блюдо моей семьи», «Времена года на наших рисунках», «Любимые детские праздники» и многие другие. Учащиеся могут выполнять свои проекты на листах формата А4. При необходимости дети могут использовать компьютер. Ребята учатся печатать текст, используя разные шрифты, размеры, цвет. Выделяют заголовок, вставляют картинку или фотографию. Таким образом, у них формируются метапредметные УУД.
В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы.
В результате целенаправленной и систематической проектной деятельности у каждого ребенка не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные, исследовательские, презентационные умения, мышление, закрепляется опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, что обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка в основной школе.А сейчас я вам продемонстрирую примеры моей практической деятельности с детьми. Как мы создаем книгу со стихотворениями по теме: «My favourite animal». Уважаемые коллеги я вас попрошу побыть в роли учеников.
Этапы работы: Hello! Guys! I am glad to see you. Let’s make a project. Take a list of paper, pictures with animals, poems and other instrument which you need.
You glue the picture of your favorite animal on a sheet of paper. Сut out, glue or write a suitable poem about it.
Let’s try.
OK. Now I complete your works … Guys, what have we got? (We have got a book.) What about this book? (About animals).
Right. What do you think, what’s topic of our lesson? What is the goal we had on this lesson? (Make the project about our favourite animas). Well. Your homework on the next lesson: You will be prepared to defend your projects (подготовится к защите проектов).