Использование риторических технологий на уроках биологии для формирования коммуникативно – деятельностной компетенции. Выступление на педсовете



Выступление на школьном педсовете.

Илларионова Светлана Николаевна
Учитель высшей категории

Использование риторических технологий на уроках биологии для формирования коммуникативно – деятельностной компетенции.


В условиях политических перемен, экономического кризиса и социальной неустроенности наше общество, тем не менее, очень заинтересовано в хорошем образовании для наших детей. Что это значит – хорошее образование, пятёрки в аттестате или нечто большее? Мы, учителя, зачастую наблюдаем неудачно складывающуюся жизнь медалиста. Отличное владение знаниями, умениями, навыками не ведёт автоматически к успешности в жизни. Потому понятно стремление и учёных – педагогов вывести наше образование из рамок «знаниевой» парадигмы. Важно формировать у ученика социальную компетентность – способность использовать освоенное содержание образования для решения разного рода задач: познавательных, коммуникативных и других.
Меня особенно интересует информационно – коммуникативная деятельность ребёнка на уроке. Этот интерес объясняется большим желанием научить ребёнка общению. Наши дети зачастую очень плохо говорят на уроках, экзамене. Речь детей эмоционально бедна, насыщена словами - « паразитами » и « сленгом », уголовным жаргоном и подобной нечистотой. Да и где детям учиться говорить, если на уроках они слушают монологи учителей, родители общаются с детьми по несколько минут в день, а дальше объектом внимания ребёнка становится телевизор или компьютер.
Очень важно научить учеников обработке информации, полученной из различных источников. Свернуть объёмный текст, перевести графическую информацию в текстовую и наоборот, развернуть таблицу в монологический ответ, задать вопросы разных типов (репродуктивно – мнемонические, репродуктивно – познавательные, продуктивно – познавательные), составить конспекты разных типов ( выписки, план, тезисы, рецензию, опорный конспект ) – задача для многих учеников трудная или непосильная без согласованных действий обучающих ребёнка учителей. В плане всего вышесказанного посчитала для себя необходимым и первостепенным наполнить урок речевой, коммуникативной деятельностью, а средством реализации избрать практическую риторику, которая затребована из небытия сегодняшним временем. Риторика, выступая как метапредметная интегрирующая дисциплина, становится технологией обучения.
Когда-то я познакомилась с новым учебным курсом «Речь и культура общения» (практическая риторика) Д.И. Архаровой, Т.А. Долининой, А.П. Чудинова. Большие возможности открываются перед учителем любой специальности при освоении хотя бы некоторых способов деятельности из данного курса. Ведущей деятельностью авторы программы предлагают сделать работу с текстом. Но мне, как биологу, важно, чтобы учащиеся осваивали и усваивали и устную речь, и видеоинформацию. Понятие усвоения включает в себя некоторые мыслительные операции
Восприятие
Осмысление
Деление на части, элементы.
Выделение в частях главного и второстепенного
Простраивание горизонтальных логических связей между отдельными элементами
Свертывание информации в компактный вид
Запоминание информации в таком компактном виде
Разворачивание информации при необходимости
Курс практической риторики дает учителю и ученику надежные и проверенные алгоритмы (логографы) для осуществления такой деятельности. К примеру, описательный логограф можно использовать на уроке при изучении общей характеристики любого природного объекта, от клетки до крупного таксона, биогеоценоза, биосферы в целом.


Логограф для описательного текста.

Основная мысль:
Объект таков.









Часть объекта Часть объекта Часть объекта Часть объекта














Промежуточные выводы.

Общий вывод подтверждает основную мысль.



Логограф для повествовательного текста хорошо подходит для обработки текстов, содержащих информацию о химических, биологических процессах.


Основная мысль: процесс происходит так.



Сначала 1-е событие.


Потом
2-е событие.


Затем
3-е событие.



Наконец
4-е событие.



Вывод.








Немного видоизменяя типичный логограф, можно получить следующую схему:

Логограф: строение органа.


Название органа.


Значение.



Макростроение.

Нарушение строения и функции.



Микростроение.

Правила гигиены и их физиологическое обоснование.

Части органов.






Функции, соответствующие строению.

Общий вывод о соответствии функции органа его анатомическому строению.


Освоение данной деятельности проходит на уроке в режиме интерактивной игры. Коллективно знакомимся с текстом, ищем основную мысль, делим текст на логические элементы, находим или составляем вывод. Самостоятельное составление логической структуры текста сопровождается сравнением собственной работы с образцовой. Рефлексивная деятельность заключается в самооценивании работы, выставлении себе отметки и при необходимости коррекции созданного логографа. Соревновательные элементы делают работу живой и эмоционально окрашенной. Итогом данной работы становится выступления учащихся по новой теме (с использованием логографа либо без него), которые анализируются и оцениваются всем классом.
Прогнозируемым результатом может стать способность учеников определить тип речи (описание, объяснение, рассуждение, доказательство). Ученик учится работать с текстом по выделению главной мысли, логично располагать материал, оформлять свой будущий монологический ответ разного объёма в письменной форме ( опорный конспект, реферат ), свободно работать с любым источником информации, владеть любыми видами публичных выступлений.
Мной рассмотрена одна их форм риторической деятельности на уроках биологии. В моей практике есть ещё эффективные технологии в плане формирования коммуникативной деятельности; эвристические беседы, учебные дискуссии, дебаты.










13PAGE 15


13PAGE 14315