Актуализация развития творческих способностей учащихся (из опыта работы)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств № 2 п. Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области




СООБЩЕНИЕ
на тему «Актуализация развития творческих способностей учащихся»
(из опыта работы)


Подготовила:
преподаватель МОУ ДОД ДШИ № 2
п. Октябрьский Чердаклинского района
Романова Ильхамия Исламовна



08 января 2010 год

Каждый ребенок - художник. Каждый человек рождается для красоты. Любовь к искусству, потребность в искусстве - первородны. Надо только не дать им заглохнуть, а наоборот, обнаружить как можно раньше и способствовать их развитию. Надо помочь ребенку понять прекрасное во всей его полноте, умело развивать художественную потенцию ребенка. И здесь огромна роль детских школ искусств.
Задача преподавателей и родителей - помочь ребенку узнать мир во всей его сложности, исследовать его и овладеть мастерством его изображения.
Но самое главное - разбудить в каждом ребенке душу художника, возбудить в каждом маленьком гражданине жажду творчества. При этом совсем неважно, станет ли он, когда вырастет, художником - профессионалом. Важно, что, если он рожден для искусства, эта данность в нем не заглохнет, не умрет. А, став кем угодно другим, избрав любую иную профессию, он будет любить и понимать искусство.
Воспитывая вкус детей, стимулируя развитие их способностей, надо индивидуально подходить к каждому из них. Необходимо построить на уроке изобразительного искусства атмосферу добра, доверия, радости, творчества между педагогом и учениками. Практически каждый урок ИЗО - это развитие и активизация творческих способностей. Уроки построены всегда разнообразно, где присутствует наглядный материал, беседа преподавателя с учащимися о той или иной теме. Урок может быть построен как урок-сказка или как урок-спектакль, наиболее любимая форма урока для ребят - это урок-игра. Применяются так же нетрадиционные техники рисования, новшевства, например полюбившаяся техника у ребят - это витражные краски и создание оригинальных панно витраж. Ознакомились с историей и возникновением витража, и приступили к технике выполнения.
Нетрадиционные техники вызывают неподдельный интерес у учащихся. Такие формы и техники рисования, моделирования раскрывают еще больше творческий потенциал у детей, активизируют воображение, фантазию. Так, например, учащиеся выполняли коллективную композицию «Подводная фантазия», где главным материалом служила цветная бумага , фломастеры, а обводив по контуру свою ладошку на цветном фоне каждый учащийся получил затем рыбку, медузу, сказочного морского существа. Затем ребята наклеивают на большой ватман (преподаватель заранее подготавливает фон синий на ватмане) своих жителей моря. Все обитатели подводного мира с улыбками, с веселыми глазками, многие ребята тщательно создавали образ своей рыбки (декорирование чешуи, хвост из цветной бумаги и т.д.) Завершали композицию - наклеив разноцветные камешки, кораллы, водоросли из бумаги разного цвета и разной фактуры. Практически такие интересные композиции выполняет каждый класс. Темы берем очень разные. Дети всегда полны радости и вдохновения.
Изучая тему «Портрет в живописи» на уроке преподаватель применил творческие задания и игру по этой теме. Вот примерный ход урока: преподаватель делит детей на группы Раздает каждой группе репродукцию какого-либо портрета. Дети должны «поговорить» с красками, которыми нарисован портрет. Затем дети по очереди рассказывают, что говорят краски фона, одежды, волос, лица, рук о характере, жизни и привычках человека, изображенного на портрете и т.д.
Затем идет беседа с учениками. Преподаватель задает вопросы для беседы: Что самое главное в работе портретиста?
Если бы вам захотелось иметь свой портрет, какого художника вы выбрали бы (какого направления, использующего какую технику)? Какие цвета фона и одежды вы бы заказали художнику, и почему? Могут ли портреты быть грустными или веселыми, лирическими или романтическими? Какую роль играет сотрудничество между художником и моделью?
После беседы педагог читает детям сказку:
В большой коробке с красками, которую подарили девочке на день рождение, произошел спор.
Красный цвет важно заявил:
Я для человека самый необходимый цвет: ведь у людей красная кровь. Она делает их губы алыми, а щеки румяными.
Подумаешь, кровь. Зато лучше меня глаза человека ни один цвет не украсит. Люди с голубыми глазами - самые красивые, - сказал голубой.
Красивее всех тот человек, у кого каштановые волосы и карие глаза,- задумчиво проговорил коричневый.
Белоснежные зубы всегда человека украшали, - произнес белый.
Спорили они, спорили, пока девочка не вернулась из школы. В этот день попросила их учительница нарисовать мамин портрет. Открыла девочка коробку с красками, достала кисточку и обмакнула ее сначала в голубую краску, чтобы нарисовать мамины голубые глаза.
- Я же говорил вам, что голубой - самый красивый цвет, - гордо произнес голубой. Однако в этот момент девочка обмакнула кисточку в красную краску и нарисовала мамины губы и ее румяные щеки. Коричневым - она нарисовала мамины каштановые волосы, белым - мамины зубы.
Когда рисунок был готов, девочка аккуратно сложила краски в коробку и проговорила:
- Как хорошо, что мама подарила мне эти чудесные краски.
Красный цвет, услышав слова девочки, задумался, а потом торжественно произнес: смотрите, какой красивый портрет нарисовала девочка, и все мы ей в этом дружно помогали. Давайте больше не будем ссориться!
С этого дня в коробке с красками воцарился мир.
После сказки педагог задает вопросы по сказке: Как вы думаете, почему краски спорили друг с другом? От каких красок в большой мере зависит настроение портрета? Если бы вам надо было написать портрет пожилого человека (юноши, мужчины, женщины) какие цвета и оттенки вы бы использовали? Какими красками вам легче всего или, наоборот труднее всего рисовать портрет, и почему?( педагог имеет ввиду технику письма красками гуашь или акварель).
Затем вместе с преподавателем ребята обсуждают, в каком портрете, нарисованном коллективно, ярче всего выражен характер того или иного человека.
Если хватает времени на уроке можно разыграть сценку «Разговор двух
портретов»
Преподаватель делит детей на пары и раздает им репродукции двух портретов. Дети должны представить, что эти портреты висят рядом в музее и в сценке-диалоге изобразить разговор.
Сценки очень нравятся ребятам, происходит все живо и весело.
Таким образом, проходят уроки, на которых применяются игры, сказки, словом все то, что способствует еще большему раскрытию творчества у ребят. Такие уроки они просят проводить почаще. Я стараюсь чередовать типы уроков.


15