«Организация сотрудничества ученика и учителя в условиях личностно-ориентированного обучения на уроках английского языка»


Запорожская общеобразовательная школа I-III ступеней № 65

«Организация сотрудничества ученика и учителя в условиях личностно-ориентированного обучения на уроках английского языка»
К каждому школьному предмету учащиеся относятся по-разному: восторженно к литературе, с глубоким уважением к математике и физике. К изучению иностранного языка на начальной ступени относятся с большим интересом, а в старших классах зачастую интерес падает до нуля. Для того, чтобы как можно более эффективнее, на уровне современных требований организовать процесс изучения иностранного языка встаёт необходимость использования личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку.
Учителя английского языка ставят перед собой цель – научить всех учеников владеть свободно и легко английским языком. Но проблема в том, что мы обучаем детей с разными умственными способностями. Никого не удивит тот факт, что, например, один ученик очень хорошо учится математике, и в то же время ему не так легко дается иностранный язык, другая ученица владеет знаниями по английскому языку, но ее не интересует физкультура. А вот третий ученик не увлекается ни математикой, ни английским языком, зато мечтает стать известным музыкантом.
Выделяют семь основных видов умственных способностей у детей.
1. Вербальные или речевые способности: способность эффективно пользоваться словами, как в письменной, так и в устной форме; умение помнить информацию, рассказывать истории, убеждать других, любить читать книги.
2. Музыкальные способности: чувство ритма. Высоты звука; умение распознавать песни и изменять скорость, темп и ритм простых песен, любить петь и играть на музыкальных инструментах.
3. Логические, или математические способности: способность эффективно пользоваться числами, хорошо рассуждать, разгадывать задачи и головоломки; умение прогнозировать.
4. Визуальные, или артистические способности: чувство формы, цвета, пространства, линий; умение графически передавать визуальные идеи.
5. Физические способности: умение координировать свои действия. Держать баланс, быть гибким, быстрым, любить подвижные и ролевые игры.
6. Экстравертные способности: способность понимать настроение, чувства, намерения других людей; умение отвечать людям, решать проблемы и конфликты.
7. Интровертные способности: способности понимать себя, свои слабые и сильные стороны, руководить своим настроением, желаниями, намерениями, чувствами; умение напоминать себе сделать что-то, знать о своих способностях к изучению языка.
Помня о том, что мы работаем с учениками разных умственных способностей необходимо больше уделять внимания планированию каждого урока и стремиться индивидуализировать процесс изучения языка, сделать его интереснее и проще для детей.
Для этого подбираются упражнения, направленные на развитие всех способностей учеников и сменять виды деятельности на протяжении урока. Так, для того, чтобы развивать вербальные способности на уроках, с учениками читаем рассказы и тексты на английском языке, обсуждаем их, составляем рассказы с опорой на картинки, слова и выражения, изучаем грамматические правила, выполняем грамматические упражнения и т.д. По возможности, иногда, слушаем записи известных английских песен, поем песни на английском языке, учим стихи, рифмовки и скороговорки для того, чтобы развивать музыкальные способности. Обязательно выполняем упражнения на развитие логических или математических способностей, такие как решение проблемных заданий, вопросов, головоломок, кроссвордов, также проводим игры и соревнования. И часто выводим грамматические правила способом логических размышлений. Чтобы развивать визуальные и артистические способности, я использую таблицы, схемы, разрисовываю картинки, разрабатываю иллюстрации и др. Не забываю и про физические способности детей. Тогда английский язык изучается с помощью подвижных игр и физкультминуток. С учетом экстравертных и интровертных способностей у детей, обязательно проводится работа в парах и группах.
Итак, одним из путей усовершенствования учебной деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода в изучении английского языка является оптимальное изучение разных форм работы учеников на уроке. Это диктуется индивидуальными способностями учеников и желанием учителя дать возможность всем ученикам работать согласно своим способностям, интересам и наклонностям.
При выборе организационных форм работы учитель должен проявить инициативу. Творческий подход, умение найти на уроке рациональное место каждой форме обучения, каждому приему работы, обосновать его, найти наилучшее педагогическое решение.
* Общеизвестно, что успех в обучении и воспитании в значительной мере обеспечивается творческим подходом к их реализации: только увлеченный своим делом учитель может увлечь своих учеников, научить их творчески мыслить, проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. Мы должны помнить, что наше отношение к делу передается детям. Для этого необходимо поменять характер взаимоотношений между учителем и учеником.
Как же достигается сотрудничество между преподавателем и обучаемым?
С самого начала занятия при определении цели преподаватель обуславливает, каким будет контакт между ним и учеником. Если учитель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он, во-первых, определяет цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения (в жизни мы не ставим цель употребить страдательный залог или активизировать лексику по теме), а во-вторых, помогает учащемуся осознать не только цель урока, но и пути ее достижения. Ученик сможет понять, какую пользу принесет ему каждый новый тип задания, чем помогут подготовительные упражнения в решении основной речевой задачи урока, почему задания нельзя поменять местами. В условиях сотрудничества, у ученика будет свой способ решения задачи из ряда предложенных. А иногда и отказаться от выполнения задания, если это мотивированно. Тогда ученик сможет объективно оценивать результаты своей деятельности на каждом уроке не на основе полученной оценки, а в том чему научился. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.
Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество преподавателя и учащегося заключается, прежде всего, в том, что даже запоминание изолированных слов может быть увлекательным и несложным процессом, если при самообучении человек будет искать пути установления логических ассоциаций, т.е. группировать и сопоставлять слова по самым различным логическим признакам.
Таким образом, чтобы показать учащемуся важность языковых упражнений, урок должен быть запланирован так. Чтобы каждая языковая единица была представлена функционально. Тогда процесс овладения иностранным языком становится эффективнее, если учащийся понимает, чему, зачем и как он учится, и осознает коммуникативную ценность всего изучаемого.
Атмосфера занятия должна обеспечивать определенную свободу, при которой, с одной стороны, исчезает боязнь и создается готовность высказать свою точку зрения и вступить в непринужденную беседу.
Учащиеся должны располагаться в классе таким образом, чтобы все члены группы могли видеть друг друга, без чего нельзя совершенствовать обращенность речи, умение слушать товарищей и другие качества, входящие в понятие культуры общения. Обучение культуре общения возможно тогда, когда учащемуся позволено не вскакивать при ответе, не выходить к доске в роли отвечающего, что унижает достоинство ученика и мешает сотрудничеству. Ученик может отвечать у доски, если у него есть потребность в этом, например, для того, чтобы использовать доску, или провести какую-либо групповую игру.
Для общения на уроке небезразлично даже то, сидит ли учитель или стоит в тот или иной момент урока. Опытный учитель понимает, что сидеть во время тренировочной работы группы – значит, снизить ее темп почти вдвое.
Все это и многое другое, от техники жеста до исправления ошибок, от вступительной беседы до подведения итогов урока, призвано стимулировать учащихся не просто к получению информации, к познанию самих себя, своих способностей и возможностей.
Задача преподавателя заключается еще и в том, чтобы найти способ сделать структуру урока наглядной и обозримой для учащихся в каждый отдельный момент урока, чтобы урок складывался в логическое единство, подчиненное поставленной цели.
Итак, планирование и проведение занятия – это два аспекта, в которых проявляется любая методическая концепция. И все же она не работает без основной идеи. Такой идеей является сотрудничество с учениками, направленное на развитие умения самостоятельно учиться.

Литература
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998.
Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование.// Педагогика - 1994 - №5.
Фирсов В.В. Дифференциация обучение на основе обязательных результатов обучения. - М., Народное образование, 1994.

15