Конспект открытого урока по литературному чтению Г.Х.Андерсен Русалочка (4 класс)


КГУ «Средняя школа имени В.И.Ленина»
Урок литературы в 4 классе
Тема: Х.К.Андерсен «Русалочка»
Цели: познакомить учащихся со сказкой «Русалочка»;
-расширить представления о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена
-определить основную мысль произведения
- расширить кругозор о творчестве Андерсена Х.К.;
- способствовать осознанному усвоению сказки;
- развивать навык работы по содержанию, умение работать в группе;
- развивать способы мыслительной деятельности, умение доказывать;
- использовать содержание в воспитательных целях.
Тип: изучение нового
Технология: методика и технология критического мышления
I. Операционно-мотивационный этап.
- Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. И сегодня к вам обратится с пожеланиями Гулим. (Слайд 1)
В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Ты не зритель и не гость
А программы нашей гвоздь!
Не ленитесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
А закон у нас такой –
Все в учёбу с головой!
- Итак, принимаемся за работу.
Тему нашего урока вы узнаете, разгадав кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена (Слайд 2) INCLUDEPICTURE "http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/36/35444/35444_html_mc8cfb9b.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/36/35444/35444_html_mc8cfb9b.gif" \* MERGEFORMATINETУзнай сказку по началу:
1. Жил – был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую – нибудь, а самую настоящую….(принцесса на горошине) (Слайд 3)
Кто помог появиться на свет «гадкому утёнку»? (утка) (Слайд 4)
Узнай сказку по ключевым словам:
Сад, птица, император (Соловей) (Слайд 5)
Девочка, искавшая Кая. (Герда) (Слайд 6)
Узнай сказку по ключевым словам: Коробка, кораблик, танцовщица (Стойкий оловянный солдатик) (Слайд 7)
Королева, санки, Кай, метель (Снежная королева) (Слайд 8)
Жила на свете одна женщина. У неё не было детей. А ей очень хотелось ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье. (Дюймовочка)
Утка, яйцо, мечта, лебедь (Гадкий утенок) (Слайд 9)
Персонаж сказки Андерсена, благодаря которому, Дюймовочка смогла избежать свадьбы с кротом. (Слайд 10)
Так ребята, с каким произведением мы сегодня познакомимся? Правильно, Русалочка. (Слайд 11)
-А написал эту сказку Ганс Христиан Андерсен. С его биографией нас познакомят Нуртас и Еркежан. (Слайд 12)
Ганс Христиан Андерсен родился в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. Чего он только ни переделал в юные годы – и башмаки чинил, и был певцов, и ходил в школу танцев.
В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером, но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена.
В 1835 году издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка». Всего Андерсен написал 170 сказок.
-спасибо ребята.-Прежде чем познакомится с самим произведением, уточним значение встречающихся в нем слов.
Словарная работа.
- Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.
Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.
Янтарь – окаменевшая смола древних растений.
Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).
Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.
Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.
Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза. (слайд 13)
-А теперь ребята я прочитаю вам сказку, а вы попробуете ответить на вопрос: Могут ли русалки жить с людьми?
(Чтение сказки учителем) –прием чтение с остановками.
Остановка – с.61 (сквозь прозрачные стекла)
-Как вы думаете, что увидела русалочка?
Остановка – с.61 (когда корабль развалился на части)
-Скажите, ребята, как поступит русалочка?
Остановка – с.62 (бедному принцу)
- Догадался ли принц, кто его спас?
Остановка – с.62 (она спасла ему жизнь)
-Как вы думаете, ребята, почему Русалочке хотелось больше узнать о людях?
Остановка – с.63 (свой рыбий хвост)
-К кому бы смогла обратиться Русалочка за помощью?
Остановка – с.63 (тогда я помогу тебе)
-Какой же выбор сделает Русалочка?
Остановка – с.64 (побледнела как смерть)
-Чем пожертвует Русалочка ради напитка?
Остановка – с.64 (ни петь, ни говорить)
-Догадались, что произошло с Русалочкой и принцем дальше?
Остановка – с.65 (по-прежнему немой, не могла ни петь, ни говорить)
-Как вы думаете, хотел ли принц жениться на Русалочке?
Остановка – с.66 (погрузились в море)
-А теперь, предположите, чем может закончиться сказка?
-Ну вот ребята, мы познакомились со сказкой, и теперь ответьте мне на вопрос: Могут ли русалки жить с людьми?
-А теперь, ребята, предлагаю вам разделиться на группы по мозайке. Вы должны собрать части мозайки и тем самым образуется группа. (слайд 14)
-Сейчас вы должны составить характеристики главных героев этого произведения с помощью Диаграммы Венна. Кто является главным героем сказки?
-Правильно Русалочка и принц.
Каждая группа зачитывает свои работы.
Характеристика Русалочки – добрая, тихая, терпеливая, целеустремленная, печальная, красивая, храбрая, мечтательная, подводная принцесса.
Характеристика принца – молодой, красивый, высокий, богатый, статный, добрый, доверчивый, мечтатель.
Что общего – молоды, красивы, влюблены.
-Молодцы ребята!!!!
А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по произведению.
(Слайд 15) тест по сказке «Русалочка»
(Слайд 16) ключ по тесту
(Слайд 17) оценивание (Взаимооценивание – в парах)
-Молодцы, ребята!
-Давайте подведем итог нашего урока.
-Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?
-Какова тема (главная мысль) произведения? (Любовь)
Чему учит нас эта сказка?
(Дорожить любовью, дружбой близкого человека, помогать человеку в беде, быть добрыми и отзывчивыми)
Д/з –придумать свои варианты окончания сказки.
КГУ «Средняя школа имени В.И.Ленина»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Открытый урок
литературного чтения в 4 «Б»

Учитель начальных классов
Рахимжанова М.К.
2016 – 2017 учебный год