Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: « Г.Х Андерсен. Русалочка. Рассказ о Русалочке.»


МОАУ «СОШ №32»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
Тема: « Г.Х Андерсен. " Русалочка". Рассказ о Русалочке.»
Программа: умк «Школа Росии»
Учитель: Килимник Л.В.
Дата проведения: 04.05.2016 г.


2015-2016 учебный год








Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Цели: совершенствовать групповые формы работы, навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы, воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы в парах, группах.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД

1)Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
2)Умение осуществлять логическое действие «синтез».
3)Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям.
4)Умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
5)Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
6)Умение устанавливать аналогии.
7)Умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
8)Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
9)Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение)
10)Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
11)Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
12)Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач.
13)Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
14)Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
15)Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
16)Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
17)Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Регулятивные УУД

1)Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

2)Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

3)Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

4)Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей

5)Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности

6)Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

7)Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

8)Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.




Коммуникативные УУД

1)Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

2)Умение формулировать точку зрения

3)Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
4)Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения
5)Умение определить общую цель и пути её достижения
6)Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
7)Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
8)Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
9)Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи




Применительно к уроку:
Познавательные: П- 8, 5. 11, 15
Регулятивные: Р - 2, 6, 3, 8
Коммуникативные: К - 2, 3, 5, 7, 1
Структура урока:
Этапы урока
Время

I. Мотивационный этап
2 минуты

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
2 минуты

III. Актуализация знаний


2 минут

IV. Обобщение и систематизация знаний
IV. I.Викторина
IV. II. Восстановление деформированного плана сказки
IV. III. Инсценирование эпизодов сказки
20 минут

V. Применение знаний в новой ситуации
15 минут

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
2 минуты

VII. Рефлексия
2 минуты





Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся



УУД

I. Мотивационный этап
Проверка рабочих мест
Девиз урока: Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.
(Г.Х. Андерсен)
- Как понимаете смысл высказывания?





Отвечают




П-8

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
-Прочитайте пословицы:
* Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
* Для любви нет преград.
* Лучше страдать и любить. чем не любя на свете жить.
* Любви все возрасты покорны.
-Чем похожи все эти пословицы?
- Добрые сказки вы помните с детства
Хочу чтобы сказки любили вы,
Чтобы подкралось к самому сердцу
И заронило зерно доброты и любви.
- Какова цель урока?
- На уроке мы обобщим знания о прочитанной сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"


Читают пословицы



Отвечают



Предполагают цель урока, учитель корректирует.





П-5



Р - 2

III. Актуализация знаний

- Работать на уроке вы будете в группах.
- Как должна быть построена работа в группах, чтобы был качественный результат?
(учащиеся распределяются по группам.)
Оценивание этапов работы - жетоны.
- Что вы знаете о сказочнике Г.Х. Андерсене?


Отвечают





К-2



П-11

IV. Обобщение и систематизация знаний
IV. I.Викторина

















·

























IV. II. Восстановление деформированного плана сказки






























IV. III. Инсценирование эпизодов сказки
-Ответьте на вопросы
(вопросы задаются по очереди каждой группе)
1. Сколько принцесс дочек было у морского царя? (6)
2. Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря. (15 л)
3. Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? (Корабль, людей, принца)
4. Кто спас принца во время бури на море? (Русалочка)
5. Что взяла ведьма за помощь у русалочки? (Голос)
6. Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (Они их отдали ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти)

7. Почему русалочка превратилась в морскую пену? (Т.к. ее не полюбил принц, а это было условие ведьмы)
8. Сколько лет живут русалочки? (300)
9. Любил ли принц русалочку, как она его?
10. Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать?
11. Какое решение приняла русалочка?
12. На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее?
13. Во что превратилась русалочка после смерти?
- Задайте свой вопрос по сказке любой группе.


Задание: восстановите план сказки.
* Жизнь во дворце
* Тоска Русалочки
* Принц встречает принцессу * Разговор с ведьмой
* Какая она - человеческая жизнь?
* Последняя ночь
* Принц спасен
* Дорога к ведьме
* Отношения с принцем
* Морская семья
* Наблюдение за принцем
* Русалочка узнает о решении принца
* Прекрасный принц
* Русалочка превратилась в человека
* Встреча с сестрами
* Гибель русалочки
* Морской бал во дворце
* Она стала прекрасной девушкой
* Страшная буря
* Принятое решение

- Проверка выполнения
- Кто выполнил безошибочно?
- У кого были ошибки? сколько?


Задание: выберете любой эпизод в сказке и подготовьте его к инсценировке(даётся на подготовку 5 минут)
- У кого получилось, на ваш взгляд, удачнее?


Отвечают на вопросы.



















Задают по одному вопросу любой группе.






















Восстанавливают план:

1) Морская семья
2) Прекрасный принц
3) Страшная буря
4) Принц спасен
5) Тоска Русалочки
6) Наблюдение за принцем
7) Какая она - человеческая жизнь?
8) Морской бал во дворце
9) Дорога к ведьме
10) Разговор с ведьмой
11) Принятое решение
12) Русалочка превратилась в человека
13)Она стала прекрасной девушкой
14) Жизнь во дворце
15) Отношения с принцем
16) Принц встречает принцессу
17) Русалочка узнает о решении принца
18) Последняя ночь
19) Встреча с сестрами
20) Гибель русалочки


Взаимопроверка по группам
Отвечают.







Инсценируют эпизод из сказки

Определяют, у кого получилось удачнее инсценировать



П- 8



















К-3





Р-2
К-5
П- 5, 15






















Р-6



К-5, 7
Р-3
Р-6


V. Применение знаний в новой ситуации
- Представьте себе, что вам предложили изменить конец сказки.
Задание: придумайте своё окончание сказки

- У кого больше понравилось завершение сказки?
Придумывают своё окончание сказки, рассказывают по группам.
Высказывают своё мнение.
К-1, 6
Р-3


Р-6

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
с. 167-193 читать подготовить пересказ одной из частей, нарисовать рисунок.



VII. Рефлексия
- Как вы оцениваете работу своей группы?

-Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?.


Дети высказывают своё мнение.
Р-8
К-2









Самоанализ
Данный урок является 3-м уроком по теме: "Сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка.» Ранее дети были знакомы на уроках внеклассного чтения с такими сказками Андерсена, как, или, как их ещё называют "сказками для взрослых". Эти глубоко нравственные произведения были восприняты детьми, так как их восприятие и осмысление было основано на субъективном опыте. "Русалочка" - сказка о любвиНе рано ли? Но просматривая программу телепередач глядя на время их показа, на качество содержания, понимаешь, что разговор о любви, чистой и бескорыстной, будет уместен и своевременен.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Решение задач урока соответствует требованиям программы по лит. чтению для 4-го класса УМК "Школа России."
Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы. Для активизации мышления учащихся использовалась система вопросов по сюжетной линии произведения , создавались проблемные ситуации , домашнее задание ученики выполняли по группам , на уроке активно использовался учебник. Использование компьютерных технологий на уроке даёт возможность для развития детей. Особенно важен уровень самостоятельного мышления детей , их нравственная оценка , и как её продолжение самооценка своих поступков. Этот урок должен стать ещё одним "кирпичиком" в фундаменте духовно-нравственного воспитания учащихся. Особый аспект на уроке имеет здоровьесберегающий эффект.Я постаралась создать ситуацию психологического комфорта , когда каждый ребёнок успешен в своём мнении , не боится высказываться . На уроке применена гимнастика для глаз (по тексту Сологуб) , дыхательная гимнастика, использованы возможности ИКТ. Дети были активны , внимательны , работоспособны , и данная форма организации учебной деятельности была достаточно эффективной.
С моей стороны соблюдены нормы педагогической этики и такта , культура общения "ученик-учитель" , "ученик-ученик".
Надеюсь, что дети осознали глубокий нравственный смысл этого произведения, кто-то на уроке, кто-то позже...

15