Конспект урока литературы по теме Х.К.Андерсен Русалочка


Дата :Предмет «Литература» Класс 4
Название занятия Х. К. Андерсен «Русалочка»
Общие цели - прочитать и проанализировать сказку;
-узнать, чем закончилась сказка
-определить идею сказки
-учить работать в группе, оценивая свои результаты работы.
Результат обучения - прочитают и проанализируют сказку;
-узнают ,чем закончилась сказка;
- определят идею сказки;
-в группах установят последовательность чередования различных видов деятельности в течении урока
-
Ключевые идеи На данном уроке учащиеся закрепят знания о сказке и ее характерных признаках, на основании анализа произведения придут к мнению ,что каждый человек должен воспитывать в себе такие качества личности как мужество, упорство ,нежность верность способность любить ; разовьют рефлексивные умения работы в группе
Источники Учебник «Литература 4» С.В.Кузнецова, Е.В.Тимошкина, методические рекомендации и руководство к курсу, материалы с образовательных вебсайтов Интернета
Материалы и оборудование Учебник «Литература»С.В.Кузнецова, Е.В.Тимошкина, задания для групп, материалы для выполнения группового задания, презентация РРТ,тест.
Ход урока
Этапы проведения занятия время Действия учителя и действия учеников
1.Эмоционально-психологический настрой
1минута Вводный тренинг для позитивного настроя учащихся на урок. Новые подходы к обучению.
Учитель: Хорошо, когда день начинается с улыбки! Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям!
2. Актуализация знаний: коллективная работа
5минут Даются рисунки на слайдах :горошина, скорлупа грецкого ореха, санки, утиное яйцо, бумажный кораблик. Учащиеся отгадывают, из каких произведений эти предметы. Делятся на группы по пазлам
Мозговой штурм на тему: «Что мы знаем об Андерсене?»
3. Оценивание. Рефлексия. 1минута Учитель обобщает ответы групп , формативно оценивая(ОдО) результаты выполненной работы в группах.
4. Повторение изученного6 минут Учащиеся получают отрывок и в пантомиме изображают данный отрывок .Обучение критическому мышлению, работа с одаренными и талантливыми детьми
4. Целеполагание( коллективная работа) 2минуты Учитель ставит вопросы по теме урока и просит учащихся попытаться сформулировать тему и цели урока.
Учащиеся группы , посоветовавшись , предлагают свои формулировки целей:
Узнаем ,как закончилась сказка
Определим идею произведения
Проанализируем прочитанное
Научимся лучше работать в группе
5.Работа над сказкой:
6 минут Самостоятельное чтение отрывков
- Терпеливо переносила боль.
- Кем стала Русалочка во дворце принца?
Стала первой красавицей при дворе.
- Любил ли принц Русалочку?
(Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше)- Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?
(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)
_ Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?
- Кто и как пытался её спасти?
- Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?
-Что для этого она должна сделать?
-Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?
Не смогла убить принца.
- Что же стало с Русалочкой?
Тело расплылось пеной.
Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.

7. Физминутка2 минуты Физминутка для глаз
8.Составление синквейна5 минут Каждой группе задание : «Снежная королева»-русалочка, «Стойкий оловянный солдатик»-море, «Гадкий утенок»- сказка, «Дюймовочка»-Андерсен
9.Рефлексия 2 минуты Учащиеся оценивают работу смайликами
10. Закрепление
6 минут Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?
(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)
- Как бы вам хотелось закончить сказку?
- А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?
(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)
- Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?
(Нет, принц хороший, но полюбил другую)
2.Работа над лексическим значением слова.
- Как вы поняли лексическое значение слова любить?
ЛЮБИТЬ - (выслушиваются мнения детей)
* заботиться,
* внимательно относиться к окружающим,
* быть готовым к самопожертвованию
- Что это значит?
(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека)
- О какой любви говорит автор в этой сказке?
(девушки к юноше)
- Кого ещё может связывать чувство любви?
(детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину).
Вы прочитали сказку знаменитого датского писателя Х.К.Андерсена «Русалочка» и сейчас вы попробуете ответить на вопросы небольшого теста Тест
Главный герой сказки
А) Принц Б) Русалочка В) Ведьма
Сколько лет исполнилось русалочке, когда она первый раз поднялась на поверхность
А) 17 Б) 13 В) 15
Кто помог русалочке выйти на сушу:
А) Бабушка Б) Сестры В) Ведьма
4)Чем заплатила Русалочка ведьме за свое превращение?
А) Чудесным голосом Б) Чудесными волосами В) Золотом
5)Чем закончилась сказка:
А) Принц женился на русалочке
Б) Русалочка разлюбила принца
В) Русалочка погибла
6)Во что превратилась русалочка
А) В лягушку Б) В морскую пену В) В камень
7)Главная мысль сказки
А) О любви Б) О желании выйти на сушу В) О ревности
Оценивание.
Рефлексия 3минуты Учащиеся оценивают каждый свою работу в 5-балльной системе
11.Рефлексия эмоционального состояния.
3 минуты Учащиеся используют стикеры для определения своего эмоционального состояния . Учащиеся в устной форме размышляют о значении пройденного урока. -
,
12.Домашнее задание 1 минута Придумать свой конец сказки «Русалочка»