Разработка урока по литературному чтению Русалочка

Цели урока:
Обобщить знания о сказке “Русалочка”, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.
Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.
Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д.
Задачи:
Проверить знание содержание текста.
Работать над выразительностью чтения.
Развивать умение слышать и слушать, четко отвечать на вопрос учителя.
Предварительная работа: выполнение рисунков к каждой части.
Оборудование:
портрет писателя;
художественные книги Г. Х. Андерсена;
иллюстрации к сказке;
выполненные учениками.
(ДОСКА: Ради любви можно пожертвовать даже жизнью. )
Тип урока: урок-обобщение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей и задач урока.
- Сегодня мы завершаем изучение произведения Андерсена “Русалочка”, будем учиться выделять главную мысль этой сказки и попытаемся раскрыть связь между сказочным и реальным миром.
3. Беседа о писателе.
- Кто из вас хочет рассказать о том, кто же такой Г. Х. Андерсен? (пересказ заранее подготовленного материала).
- А теперь проверим, кто слушал внимательно:
- В какой стране родился и жил сказочник?
- Как создавал Андерсен свои сказки?
- Почему предметы быта становятся героями сказок Андерсена?
- На кого они похожи?
- Каким человеком был Андерсен?
4. Работа над содержанием и художественными особенностями сказки.
Работу над анализом произведения можно начать с вопроса о том, какое впечатление произвела сказка, какие эпизоды понравились, что запомнилось, взволновало.
- Какое впечатление произвела на вас сказка?
- Какие эпизоды вам понравились и почему?
- Где живет Русалочка? (в подводном царстве).
- Зачитайте описание моря, подводного царства, дворца.
- Как автор передает красоту и необычность морской воды, дворца морского царя? (зачитайте).
- Как живется Русалочке на морском дне?
- Чем отличалась она от своих сестер?
- Найдите в тексте портрет героини и зачитайте его.
- Какой прием использовал автор, говоря о ее красоте? (сравнение).
- А по характеру какой была Русалочка?
- О чем она мечтала?
- Почему ей очень хочется подняться поскорее на поверхность моря?
- Расскажите, какой оказалась первая встреча Русалочки с людьми. (пересказ).
- Почему Русалочка спасает принца?
- Какими чертами характера обладает Русалочка? (смелость, доброта).
- Какими словами из текста это можно подтвердить? (зачитать со слов: “ стала ждать, не придет ли кто- нибудь на помощь бедному принцу”).
- Почему Русалочка решила стать человеком?
5. Инсценировка.
Во время подготовки инсценировки обратить внимание детей на интонацию голоса Русалочки во время диалога ее с ведьмой, это поможет зрителям- ученикам понять чувства Русалочки (сказала дрожащим голосом, так ей очень страшно, но она готова на все - даже лишается голоса ради своей мечты, ради принца)
Наши ребята подготовили инсценировку диалогов Русалочки с бабушкой и морской ведьмой. Ваша задача посмотреть и ответить на вопрос: “Почему Русалочке было тяжело осуществить свою мечту?”.
Ответ на вопрос.
- А какой вы представили ведьму?
- Как автор помогает нам понять чувства Русалочки?
- Как относится принц и его свита к Русалочке? (все ей любуются).
Зачитайте.
- А каково Русалочке во дворце? Зачитайте и выберите главную мысль этого эпизода. (Принц никогда не узнает, что Русалочка спасла ему жизнь).
- Почему эта мысль главная?
- Как вела себя Русалочка, когда принц предложил ей порадоваться его счастью? (веселится и смеется, танцует со смертельной мукой на сердце и ее сердце вот- вот разорвется)
- Почему она выдерживает и душевную и физическую боль? (она мужественная. Любит принца и мечтает стать человеком).
- А кто пытается помочь Русалочке не погибнуть? (сестры).
- Почему они это делают?
Прочитайте последний эпизод сказки.
- О чем говорят действия героини?
- Каким настроением проникнуты последние строчки сказки? (печалью, все произошло так, как предсказала колдунья).
Кто виноват в гибели Русалочки?
- В чем же заключается главная мысль сказки?
6. Рефлексия.
- Красивую сказку написал Андерсен, и мы с вами не смогли остаться равнодушными к ней и попытались наиболее понравившиеся эпизоды изобразить на своих рисунках.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Какие чувства вы испытали, рисуя эпизоды сказки?
- Сейчас в логической последовательности нужно расположить рисунки. Создадим свой альбом “Любовь и мечта Русалочки”. (2 человека индивидуально).
- А мы напишем свои отзывы о сказке по следующим вопросам:
а) Автор, название сказки. б) Тема сказки. в) Основные герои. д) Эпизод, который произвел впечатление. 3 е) В чем заключается главная мысль? (работа в парах).
Чтение отзывов.
Отзыв на сказку “Русалочка” Хусаиновой Ларисы:
“Сказка “Русалочка” пронизана красотой и любовью. Красотой моря, подводного царства, красотой принцесс. Любовью бабушки к внучкам, Русалочки к принцу. В этой сказке много доброты. Несмотря на свою молодость, Русалочка оказалась очень доброй и умной, способной на бескорыстную любовь, ради которой она пожертвовала своей жизнью”.

15