Методическаяазработка «Использование метода проектов при изучении, тем посвященных Великой Отечественной войне».


Методическая разработка
«Использование метода проектов при изучении, тем посвященных Великой Отечественной войне».
Преподаватель
общественных дисциплин:
Глебова Е.В.
2013 г.
В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться.Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, учащемуся учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда учащихся в процессе учения сегодня является метод проектов.
Проектный метод в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социально-культурной среде. В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.Основной задачей обучения по методу проектов является исследование учащимися вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:а)выделение внутреннего учебного материала;б)организация целесообразной деятельности;в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность учащихся, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению. Метод проектов я использую на своих уроках и во внеклассной работе. В преддверии празднование Дня победы в училище прошла неделя тематических уроков и мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, с целью воспитания патриотизма, героизма, любви к Родине, уважение к тем людям, которые завоевали для нас Победу.
Учащиеся подготовили проекты, презентацию. Используя полученные материалы, в заключении был проведен творческий урок - Памяти, на котором учащиеся подготовили презентацию, рассказали о событиях, о мужестве и героизме наших людей в во время воины, проведя параллель между нравственными понятиями того времени, которые помогли людям выжить, трудиться, бороться и остаться людьми, и между теми нравственными ориентирами, которые сейчас зачастую насаждаются в нашей стране. Метод проектов и исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников, они оказываются более приспособленными к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Урок - Памяти….. «Память продолжает жить».
Цель: формирование у учащихся чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.
 
Задачи:
1. Пробудить в ребят чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа;
2. Формировать умение слушать окружающих;
3. Формировать основы эстетического воспитания;
4. Развивать художественные и творческие способности;
5. Научить передавать собственные чувства, развивать умения передавать чувства других.
 
Ход урока
Слово учителя:
Здравствуйте ребята, тема сегодняшнего урока «Память продолжает жить». Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Ответы ребят: Сегодняшний урок посвящен событиям ВОВ.
Слово учителя:
- Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война.
1941 год 4 года длилась эта страшная, жестокая война. Она унесла миллионы людских жизней: жены потеряли мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей остались без родителей.
Сегодняшний урок – посвящен людям, которые отдали жизни во имя победы. Память о ней должен сохранить каждый россиянин, как взрослый, так и ребенок. Ведь это наша история, наша жизнь.
Тихо звучит песня «Бухенвальдский набат»
Ведущий 1:
Потомки! Вы слышите звуки набата?
То памяти нашей голос живой
Сквозь время рвется. Год сорок пятый!
Рождался в суровых боях под Москвой!
Лютая стужа, сугробы по пояс
И молчаливая поступь солдат,
Отлитая в пули сыновья совесть,
И в сердце присяга: «Ни шагу назад!»
Ряды ополчения у стен Мавзолея,
Военный парад и последний приказ!
Смотрите, потомки! Сейчас, в наше время.
Вновь оживет о героях рассказ.
 
Ведущий 2:
Всё дальше вглубь истории уходят события ВОВ. Но никогда не изгладятся из памяти события тех грозных лет…
Прошло 68 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история. 
Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как всё это было…
 
Ведущий 1:
Пришел июнь – румянец года,
Обилие света и тепла,
И зацвела вокруг природа
Палитрой красок ожила.
 
Ведущий 2:
И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.
 
Ведущий 2:
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
(С. Щипачев)
Звучит вальс; юноши и девушки ходят по сцене, танцуют, разговаривают) Слайд 1Юноша: 
- Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность…
Девушка:
Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов. 
Девушка 1:  Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит. 
Юноша : Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!
Юноша: 
- Я… Я хочу поступить в институт, а потом…, наверное, буду врачом. А ты? 
Девушка: А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!
Средь звуков вальса слышится гул самолетов, все приостанавливаются
Юноша: Почудилось…
Гул усиливается, музыка останавливается
 
Девушка:
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
 
Юноша:
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
 
Девушка и юноша (вместе):
Что случилось, скажи нам, ветер?
Неужели это – война?!
 
(Звучат разрывы бомб)
Ведущий 2:
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
 
Звучит Голос Левитана» Начало войны». Слайд 2
Год 1941. 22 июня… от Советского Информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города».
(Все уходят, на сцене остаются только ведущие)
Ведущий 1:
Война – жесточе нету слова, 
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
 
Ведущий2:
Ранним, солнечным утром в июне, 
В час, когда пробуждалась страна. 
Прозвучало впервые для юных 
Это страшное слово «война».
Ведущий 1: 
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый, 
Сквозь лишения, боль и беду, 
Уходили из детства ребята 
В сорок первом, далёком году.
Ведущий 2:
Четыре долгих года, 1418 дней,34000 часов шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества, это 26 миллионов погибших русских людей. «Россия должна быть ликвидирована» - объявил Гитлер 1 августа 1940 года.
Слова учителя «Первоочередной целью отныне является война с Россией, исход которой должен решить судьбу мира. Нечто меня не испугает. Никакие так называемые нормы международного права, никакие договоры не удержат меня оттого, чтобы использовать представившееся мне преимущество. Грядущая война будет неслыханно кровавой и жестокой». А Гитлер.
Слайда 3
Ведущий 2:
Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолетами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все ее защитники пали смертью храбрых. Оборона крепости – это поистине подвиг воинов-патриотов.
Слайд 5
Чтецы.
Я крепость (6 раз) (чтец 1,2,3)
Я бьюсь
Я не сдамся врагу.
А смерть – это просто нелепость,
Её я принять не могу.
Я – Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных, 
Здесь только убитые есть.
Мой дом окружен и отрезан.
Мне трудно. Опять и опять.
И если не хватит железа –
Я буду камнями стрелять.
Сквозь смертную эту свирепость, 
Сквозь гиблую бурю огня.
Я крепость! (3 раза)
Потомок, ты слышишь меня?
 
Ведущий 1:
И с болью, и с памятью вместе.
В солдата Победы глядишь,
Победу он выстрадал в Бресте,
Ему до земли поклонись. (чтецы и ведущие кланяются)
 
Звучит клип Брест
Слова учителя. Слайд 6
  В 1940г. Гитлер подписал план «Барбаросса».30 сентября 1941 года началось наступление на Москву. Главным пунктом этого плана стал захват Москвы. Захват любой ценой. Наступление немецких войск велось в трех направлениях –север, запад, восток, под командованием немецких главнокомандующих . Слайд 7. Уже на первых километрах нашей земли на пути фашистов встали доблестные советские солдаты
С первых месяцев войны нашей армии пришлось вести тяжелые оборонительные бои, отступать вглубь страны под натиском превосходящих сил врага. Слайд 8, 9, 10
Враг стремился к Москве, немцы подошли к Смоленску, сражение под которым длилось 2 месяца. Но они были задержаны. Слайд 11. За подвиг жителей этому городу было присвоено высокое звание «Город-герой».
Наступление на Москву гитлеровцы готовили как завершающую операцию всей русской компании. Они дали ей кодовое название «Тайфун». Слайд 12 Группа армий «Центр» сосредоточили основные силы на Московском направлении.
Московская битва имеет два этапа.
Оборонительный этап — с 30 сентября по 4 декабря 1941 года. Фашисты усилили налеты своей авиации на Москву. Но зенитчики и истребители не пропускали к Москве немецкие самолеты. На весь мир прозвучало тогда имя летчика Виктора Талалихина. Слайд 13. Он совершил первый в мире ночной таран. Ему было присвоено звание героя Советского Союза.
Упорно сражались на подступах к Москве кадровые дивизии и ополченцы, например, 316 дивизия генерала Панфилова под Волоколамском. У разъезда Дубосеково 28 панфиловцев вступили в бой против 50 немецких танков и не пропустили их к Москве Слайд 14. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва» — сказал политрук Василий Клочков. Слайд 15
Герои погибли, им было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. Слайд 16
8 мая 1965 года Москве присвоено звание Героя Советского Союза. Слайд17
Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны
Ведущий 2
Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня «В землянке».
Именно под эту песню во время отдыха и перерыва между боем бойцы писали письма домой. Ведь тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. А с фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. Письма – это память, тех лет, которую мы до сих пор храним. Слайд 18
Тихо звучит песня “Землянка”. Три мальчика изображают бойцов на привале, которые пишут “письма”. На экране – документальные фотографии бойцов, которые пишут письма. Слайд 19
Ведущий 1: 
Треугольником сложен пожелтевший листок, 
В нём и горькое лето, и сигналы тревог. 
Письма с фронта вобрали  судьбу, и любовь, 
И бессонную правду фронтовых голосов
Чтение писем с фронта бойцами.
Слайд 20
Чтение военных писем бойцами.
Ведущий 1
Письмо неизвестного солдата…….Боец 1
Ведущий 2
Письмо Михаила Федоровича Митюкова для дочери Нади Боец 2
Ведущий 1
Письмо бойца Казина Боец 3
Ведущий 2
Письмо Владимира Маснева матери Татьяне Ефимовне Боец 1
Ведущий 2: 
На улице полночь, свеча догорает, 
Высокие звёзды видны. 
Ты пишешь письмо, мне моя дорогая, 
В пылающий адрес войны.
Женщина читает письмо на фронт
Мать:  «Алешенька, дорогой, здравствуй! Боюсь, что это письмо не застанет тебя на старом месте, и ты будешь уже на другом участке фронта. Умоляю тебя – будь осторожен. Не зря всё-таки говорит пословица: «Бережёного и бог бережёт». Я знаю, мой совет ты примешь со снисходительной улыбкой, но он из моего материнского отчаяния. Ради бога, не совершай необдуманных поступков. Главное ты возвращайся, я буду тебя ждать.
(Клип о женщинах, которые ждут с фронта своих мужчин «Милый, если б не было войны»)
Ведущий 1: 
С врагом боролись все: и те, кто воевал, и  работники тылы. Нельзя их забывать. Женщины и дети заменили мужей и отцов у станков. Работа не прекращалась ни на один день.  Они занимались тяжёлой мужской работой. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Слайд 21,22. Свой вклад в победу внесли жители нашего города, и бывшие сотрудники и учащиеся училища, которые трудились на эвакуированном заводе «Арсенал», на базе которого открылось ремесленное училище, в последствии ставшее профессиональным училищем. Слайд 23 Как болели, и, казалось, отламывались руки после тяжёлой работы. Но всё же это делалось во имя Победы! И всё-таки долгожданный день пришёл. 9 мая 1945 года - день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости  со слезами на глазах.
Песня «День Победы»
Слайд 24,25
 
Ведущий 2: 
Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя  по-настоящему научиться любить свою Родину.
Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас. 
Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась. 
Пылает днём и ночью пламя 
И озаряет шар земной, 
Не утихает наша память 
О тех, кто был убит войной. 
Ведущий 1: 
Десятки лет легли меж нами, 
Ушла в историю война. 
Мы в сердце вечными словами 
Погибших пишем имена. 
  Слово учителя, минута молчания Слайд 26
- Говорят, что когда уходит жизнь – приходит память, и память продолжает жизнь…..
Неугасима память поколений 
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье 
И в скорби постоим и помолчим.
Почтим память погибших минутой молчания (зажигаем свечу)
Метроном
Бьют часы. Минута молчания
Слайд 27
 Реквием Р.Рождественского
Чтец:
Люди! Покуда сердца стучатся, помните!
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, Помните!
Песню свою отправляя в полёт, помните!
 
Чтец:
О тех, кто уже никогда не споёт, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
 
Чтец:
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придёт никогда,-
Помните!!!!
Слайд 28